Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Гладченко А.Н.,
судей Песковой Ж.А. и Бартенева Ю.И.,
при секретаре Третьяных Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Галюта И.А. и Односумовой И.И. о признании решений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета незаконными, по апелляционной жалобе федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Калининского районного суда Саратовской области от 08.10.2013 года, которым постановлено:
"Заявленные требования Галюта И.А. и Односумовой И.И. удовлетворить.
Признать решение федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области" от 09.09.2013 года N ... об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта, расположенного по адресу: ... , незаконным.
Обязать федеральное государственное бюджетное учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области" поставить на государственный кадастровый учет объект недвижимости - часть жилого дома, общей площадью 108,9 кв.м., расположенного по адресу: ... , и выдать кадастровый паспорт на указанное жилое помещение.
Признать решение федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области" от 09.092013 года N ... об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета объекта, расположенного по адресу: ... , незаконным.
Обязать федеральное государственное бюджетное учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области" поставить на государственный кадастровый учет объект недвижимости - часть жилого дома, общей площадью 104,9 кв.м., расположенного по адресу: ... , и выдать кадастровый паспорт на указанное жилое помещение."
Заслушав доклад судьи Песковой Ж.А., объяснения представителя федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" У, поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Галюта И.А. и Односумова И.И. обратились в суд с указанным выше заявлением. В обоснование заявленных требований указали, что органом кадастрового учета им незаконно отказано в постановке на кадастровый учет и выдаче кадастровых паспортов на части жилого дома N 39 по улице ... , находящиеся у них в собственности.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил указанное выше решение.
Федеральное государственное бюджетное учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - ФГБУ "ФКП "Росреестра") не согласилось с постановленным решением суда, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что спорные части жилого дома не являются объектом государственного кадастрового учёта, а потому не могут быть поставлены на кадастровый учёт.
В возражениях на апелляционную жалобу заявители полагают решение суда законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
На заседание судебной коллегии Галюта И.А. и Односумова И.И., извещённые о месте и времени слушания дела, не явились, о причинах неявки суду не сообщили. В соответствии со статьёй 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения районного суда по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 254 ГПК РФ предусмотрено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьёй 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных муниципальных служащих" исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу части 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
На основании приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 года N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации" федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Саратовской области реорганизовано в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с сохранением основных целей деятельности.
В соответствии с пунктами 1 и 4 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 года N 457, федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по государственной кадастровой оценке, осуществлению федерального государственного надзора в области геодезии и картографии, государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В соответствии со статьёй 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости (часть 1).
Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются, в том числе, в виде кадастрового паспорта объекта недвижимости (пункт 3 части 2).
Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости (часть 4).
Перечень оснований, по которым орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, предусмотрен частью 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
В силу пункта 1 части 2 статьи 27 указанного закона орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно содержать причину отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, и указание на допущенные нарушения (часть 8).
Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета должно быть принято не позднее срока, установленного частью 1 статьи 17 настоящего Федерального закона (часть 9).
Решение об отказе в осуществлении кадастрового учета может быть обжаловано в судебном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план, акт обследования, представленные для осуществления кадастрового учета (часть 13).
Как видно из материалов дела и установлено судом, 04.06.2012 года между Галюта И.А. и Односумовой И.И. заключено соглашение о разделе жилого дома N 39 по улице ... , согласно которому в собственность Односумовой И.И. переходит часть жилого дома, расположенная по адресу: ... , общей площадью 108,9 кв.м, в собственность Галюта И.А. переходит часть жилого дома, расположенная по адресу: ... , общей площадью 104,9 кв.м.
06.08.2012 года Калининским филиалом государственного унитарного предприятия "Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости" проведена инвентаризация указанных частей жилого дома, Галюта И.А. и Односумовой И.И. выданы технические паспорта на данные объекты недвижимости.
21.08.2013 года представитель заявителей Х. обратилась в филиал ФГБУ ФКП "Росреестра" по Саратовской области с заявлениями о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений об указанных частях дома, как о ранее учтённых объектах недвижимости.
Решениями филиала ФГБУ "ФКП "Росреестра" по Саратовской области от 09.09.2013 года N ... и N ... Галюта И.А. и Односумовой И.И. отказано в постановке на государственный кадастровый учёт названных частей жилого дома на основании пункта 1 части 2 статьи 27 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и по причине того, что представленные истцами технический план и технический паспорт подготовлены на часть жилого дома, что нарушает часть 5 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", согласно которой объектами государственного учета являются здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности доводов ФГБУ "ФКП "Росреестра" о том, что части жилого дома, являющиеся самостоятельными, изолированными объектами, имеющие отдельный вход, индивидуальную придомовую территорию, не являются объектами кадастрового учёта.
Так, в пункте 6 постановления от 10.06.1980 года N 4 "О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров, возникающих между участниками общей долевой собственности на жилой дом" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что выдел участнику общей собственности принадлежащей ему доли означает передачу в собственность истцу определённой изолированной части жилого дома и построек хозяйственного назначения, соответствующей его доле, а также означает утрату им права на эту долю в общем имуществе (статья 252 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната.
Понятие части жилого дома в Жилищном кодексе Российской Федерации не даётся. Однако из системного толкования статей 15,16,18 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 131,252,558 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что часть жилого дома может быть самостоятельным объектом гражданских правоотношений при условии, что эта часть является изолированной и может эксплуатироваться отдельно от других частей жилого дома.
Анализ норм Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что возможность отказа во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о частях объекта недвижимости, имеющих различные правовые статусы, не допускается.
Вместе с тем, из копии свидетельства о государственной регистрации права, представленной Односумовой И.И.; дела правоустанавливающих документов, полученного по запросу суда из Калининского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (в том числе, кадастрового паспорта на жилой дом, выданного 09.03.2011 года Калининским филиалом государственного унитарного предприятия "Саратовское областное бюро технической инвентаризации и оценки недвижимости"), следует, что 23.09.2011 года за Односумовой И.И. зарегистрировано право собственности на весь жилой дом (литера АА1а2а3), состоящий из двух квартир, имеющий общую площадь 213,8 кв.м, ...
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130,131,132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Частью 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
Зарегистрированное право собственности Односумовой И.И. на целый жилой дом не оспорено.
Согласно части 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, заключение между Односумовой И.И. и Галюта И.А. соглашения о разделе спорного жилого дома не свидетельствует о прекращении у Односумовой И.И. права собственности на данный жилой дом и возникновении у заявителей прав собственности на части этого жилого дома.
Поскольку заявители не являются правообладателями частей спорного жилого дома, указанные части жилого дома в силу статьи 45 Федерального закона "О государственном кадастровом учёте" не являются ранее учтёнными объектами недвижимости, оспариваемые решения органа кадастрового учёта не нарушают прав и свобод заявителей.
Названные обстоятельства не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела.
Так как отсутствует условие, предусмотренное статьи 258 ГПК РФ, для признания решения государственного органа незаконным, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований Галюта И.А. и Односумовой И.И.
В целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции, решение Калининского районного суда Саратовской области от 08.10.2013 года следует отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Калининского районного суда Саратовской области от 08.10.2013 года отменить.
Принять по делу новое решение об отказе Галюта И.А. и Односумовой И.И. в удовлетворении заявленных требований в полном объёме.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.