Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 28 июля 2010 г. N 03-03-06/2/131
Вопрос: Банк просит разъяснить, является ли правомерным применение Банком критерия долговых обязательств, выданных на сопоставимых условиях, касающихся налогообложения процентных расходов по вкладам физических лиц.
В банке существует линейка вкладов физических лиц, в которой каждый вид вклада принимается на одинаковых для вкладчиков условиях, а именно: в одной валюте, на сопоставимый срок, с установленной минимальной суммой вклада и, соответственно, у каждого такого подразделения внутри вида вклада существует единая процентная ставка.
Может ли Банк при исчислении налога на прибыль признать всю сумму начисленных по вкладам процентов в связи с тем, что данные долговые обязательства являются выданными на сопоставимых условиях?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 26.04.2010 N 1019/003 по вопросу учета расходов и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.
При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.
Согласно статье 313 НК РФ порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
Следовательно, порядок определения предельной величины процентов, признаваемых расходом, должен быть установлен организацией в учетной политике для целей налогообложения.
В случае, если организация установила порядок определения предельной величины процентов исходя из среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце) на сопоставимых условиях, то ей необходимо также определить в учетной политике критерии сопоставимости, указанные в пункте 1 статьи 269 НК РФ.
Если долговые обязательства не признаются выданными на сопоставимых условиях, то по таким долговым обязательствам в рублях предельную величину процентов, признаваемых расходом, необходимо определять исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на коэффициент, установленный пунктом 1 статьи 269 НК РФ.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В целях налогообложения прибыли к расходам относятся также проценты по любому долговому обязательству. Последние не должны существенно (более чем на 20%) отклоняться от среднего уровня процентов по таким обязательствам, выданным на сопоставимых условиях в том же квартале (месяце).
Порядок, в соответствии с которым исчисляется предельная величина процентов, признаваемых расходом, закрепляется в учетной политике. В ней должны быть установлены критерии сопоставимости, предусмотренные НК РФ. Это необходимо, если данная предельная величина рассчитывается исходя из среднего уровня процентов по сопоставимым долговым обязательствам.
Если рублевые долговые обязательства не признаются сопоставимыми, то указанная предельная величина равна ставке рефинансирования ЦБР, умноженной на специальный коэффициент.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 июля 2010 г. N 03-03-06/2/131
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 7 сентября 2010 г. N 17