Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 22 июля 2010 г. N 03-03-06/4/68
Вопрос: Университет в 2009 году участвовал в нескольких конкурсных размещениях на выполнение научно-исследовательских и других работ в рамках реализации федеральной целевой программы и заключил государственные контракты на выполнение работ на общую сумму 27460000 руб. с федеральными и республиканскими органами исполнительной власти.
Включаются ли в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль по заключенным государственным контрактам полученные средства, если в сметах расходов этих средств органами исполнительной власти (заказчиками гос. контрактов) оплата налога на прибыль не предусматривалась?
Какие из вышеуказанных в перечне государственных контрактов работ облагаются НДС?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросам налогообложения работ, выполняемых в рамках государственных контрактов, и сообщается, что согласно пункту 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, обращения организаций по проведению экспертизы договоров и оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.
Одновременно сообщается, что на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектами налогообложения признаются операции по реализация товаров, выполнению работ, оказанию услуг на территории Российской Федерации независимо от источника финансирования. При этом статьей 149 НК РФ установлен перечень операций, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Так, на основании подпункта 26 пункта 2 статьи 149 НК РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается передача исключительных прав на ряд результатов интеллектуальной деятельности, в том числе изобретения, промышленные образцы, секреты производства (ноу-хау), а также передача прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
Кроме того, подпунктом 16 пункта 3 статьи 149 НК РФ предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и научными организациями на основе хозяйственных договоров.
В соответствии с подпунктом 16.1 пункта 3 статьи 149 НК РФ от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождено выполнение организациями научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, относящихся к созданию новых продукции и технологий или к усовершенствованию производимой продукции и технологий, если в состав научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ включаются виды деятельности, предусмотренные данным подпунктом.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций согласно статье 247 НК РФ являются доходы от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов в порядке, установленном НК РФ.
В статье 321.1 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или получающие средства в виде оплаты медицинских услуг, оказанных гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
В целях налогообложения прибыли иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы налогоплательщиков, в том числе средства целевого финансирования и целевые поступления, определены статьей 251 НК РФ, их перечень является исчерпывающим.
Согласно подпункту 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования, в частности, в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям.
Таким образом, средствами целевого финансирования признаются средства, выделяемые бюджетному учреждению в виде бюджетных ассигнований.
Реализацией товаров, работ или услуг организацией признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (статья 39 НК РФ).
Как следует из запроса, государственное образовательное учреждение выполняло работы по государственным контрактам за плату, то есть на возмездной основе.
Следовательно, средства, получаемые государственным образовательным учреждением за выполненные работы по государственным контрактам, являются выручкой от реализации (статья 249 НК РФ) и, соответственно, должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, определенном главой 25 НК РФ.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рассмотрен вопрос о применении НДС при выполнении учреждением различных работ, в том числе научно-исследовательских.
Налог не уплачивается при передаче исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Речь также идет о предоставлении их в пользование по лицензионным договорам.
Освобождение действует и при выполнении НИОКР за счет средств бюджетов, Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций. Речь также идет о работах, которыми занимаются учреждения образования и науки на основе хозяйственных договоров.
Что касается налога на прибыль, разъяснено следующее.
При определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного в рамках целевого финансирования. Речь идет о бюджетных ассигнованиях, выделяемых учреждениям.
Если, например, учреждение выполняло работы по госконтракту за плату, то есть на возмездной основе, то полученные средства являются выручкой от реализации. Соответственно, они учитываются при налогообложении прибыли.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 июля 2010 г. N 03-03-06/4/68
Текст письма официально опубликован не был