Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 июля 2010 г. N 4433/10
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреева Е.И., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой О.А., Маковской А.А., Сарбаша С.В. -
рассмотрел заявление общества с ограниченной ответственностью "Амур" о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12.01.2010 по делу N А12-16737/2009 Арбитражного суда Волгоградской области.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Амур" - Иваненко О.А.;
от Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области - Волкова О.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Андреева Е.И., а также выступления представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Амур" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об отмене постановления Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области (далее - административный орган) от 06.08.2009 N 21/827-08-09 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 26.08.2009 требование удовлетворено.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2009 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении требования отказано.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 12.01.2010 постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции общество просит его отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, и принять новый судебный акт об удовлетворении его требования.
В отзыве на заявление административный орган просит оставить названный судебный акт без изменения как соответствующий законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В ходе проверки соблюдения обществом законодательства об охране окружающей среды административным органом установлено, что оно в целях осуществления своей деятельности арендует на втором этаже административного здания нежилое помещение под офис общей площадью 6 кв. метров, в котором работают три человека.
В акте проверки от 31.07.2009 N 21/317-07-09 указано: в результате хозяйственной деятельности общества образуются такие виды отходов, как мусор от бытовых помещений несортированный (исключая крупногабаритный), мусор от уборки помещений, отходы бумаги, картона от канцелярской деятельности и делопроизводства, а также другие отходы, и сделаны следующие выводы: общество не вело учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от них, а также размещенных отходов за период с начала своей деятельности (с 27.04.2005), отсутствует паспорт на опасные отходы, образующиеся в результате хозяйственной деятельности, плата за негативное воздействие на окружающую среду обществом в установленные сроки не вносилась.
По результатам проверки административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 31.07.2009 N 21/827-07-09 и вынесено постановление от 06.08.2009 N 21/827-08-09 о привлечении общества к административной ответственности на основании статьи 8.41 КоАП РФ за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
Суд первой инстанции счел, что административным органом нарушен порядок привлечения юридического лица к административной ответственности, в связи с чем постановление от 06.08.2009 признал незаконным и отменил.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводам о том, что административным органом не допущено нарушения порядка привлечения юридического лица к административной ответственности, наличие в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения доказано, поэтому решение суда первой инстанции отменил, в удовлетворении заявленного требования отказал.
Суд кассационной инстанции признал выводы суда апелляционной инстанции правильными и обоснованными.
Между тем судами не учтено следующее.
Статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который согласно пункту 1 распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов, другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Постановлением административного органа от 06.08.2009 N 21/827-08-09 общество привлечено к ответственности за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в результате размещения отходов производства и потребления.
Между тем в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, под хранением - их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а под захоронением - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах производства и потребления устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов, ведение которого осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Согласно положениям статей 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое постановление.
Однако в материалах дела, в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении административного органа не содержится данных о том, что общество занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах производства и потребления.
При названных обстоятельствах следует признать, что общество привлечено к административной ответственности неправомерно.
Исходя из материалов дела вывод судов апелляционной и кассационной инстанций об отсутствии нарушений порядка привлечения юридического лица к административной ответственности, установленного КоАП РФ, является обоснованным.
В связи с этим решение суда первой инстанции, отменившего постановление административного органа только по мотиву нарушения им порядка привлечения общества к административной ответственности, является незаконным.
Следовательно, решение суда первой инстанции, постановления судов апелляционной и кассационной инстанций подлежат отмене в силу пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как противоречащие закону и нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Содержащееся в настоящем постановлении Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.08.2009 по делу N А12-16737/2009, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2009 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12.01.2010 по тому же делу отменить.
Требование общества с ограниченной ответственностью "Амур" удовлетворить.
Постановление Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области от 06.08.2009 N 21/827-08-09 признать незаконным и отменить.
Председательствующий |
А.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На фирму был наложен штраф за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Президиум ВАС РФ счел, что оснований для привлечения к ответственности нет, и разъяснил следующее.
В силу Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на нее является платным. Оно может оказываться хозяйственной и иной деятельностью, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
К видам указанного негативного воздействия относятся выбросы в атмосферу загрязняющих и иных веществ; сбросы их и микроорганизмов в поверхностные воды и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия.
Следовательно, обязанность вносить соответствующую плату возлагается на физлиц и юрлиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под перечисленные виды, установленные в законе.
Исходя из Закона об отходах производства и потребления, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
В рассматриваемом случае проверкой было выявлено, что в результате деятельности фирмы, арендующей офис, образуются такие виды отходов, как мусор от бытовых помещений (исключая крупногабаритный), от уборки помещений, от канцелярской деятельности, делопроизводства и т. п.
Доказательств того, что фирма занималась размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах производства и потребления, нет. С учетом этого штраф наложен неправомерно.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 июля 2010 г. N 4433/10
Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2010 г., N 11
Постановление размещено на сайте ВАС РФ www.arbitr.ru 05.08.2010