Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 августа 2010 г. N 03-03-06/1/508
Вопрос: ООО просит разъяснить порядок уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль при доплате до фактического заработка на период временной утраты трудоспособности и отпуска по беременности и родам.
Начиная с 1 января 2010 года в соответствии с изменениями, внесенными в пункт 15 статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ, отменено отнесение на уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль сумм доплат до фактического заработка на период временной утраты трудоспособности и отпуска по беременности и родам, выплачиваемые работодателем в пользу своих работников.
Указанные выше доплаты предусмотрены Банком в Положении "О гарантиях и компенсациях, направленных на социальную защиту работников ООО Банка".
Кроме того, в трудовых договорах, заключаемых Банком, предусмотрено, что Банк производит выплату премий, бонусов по результатам труда, а также других видов выплат в соответствии с действующим Положением об оплате труда Работодателя и иными локальными нормативными актами Работодателя.
Возможно ли применение пункта 25 статьи 255 НК РФ и уменьшение налоговой базы на суммы расходов в виде доплаты фактического заработка на период временной утраты трудоспособности и отпуска по беременности и родам, поскольку данные доплаты предусмотрены внутрибанковским положением?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 30.06.2010 г. N 250/2010 и по вопросу, относящемуся к своей компетенции, сообщает следующее.
Согласно статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
В соответствии с положениями статьи 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Статьей 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" пункт 15 статьи 255 Кодекса признан утратившим силу.
Одновременно сообщаем, что установленный статьей 255 Кодекса перечень расходов на оплату труда не является закрытым.
Таким образом, на основании пункта 25 статьи 255 Кодекса в качестве расходов на оплату труда признаются также другие виды расходов, произведенных в пользу работника, при условии, что они предусмотрены трудовым или коллективным договором, за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При временной нетрудоспособности работодатель выплачивает специальное пособие.
При налогообложении прибыли учитываются расходы на оплату труда. Это любые начисления в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие и компенсационные выплаты, премии, затраты на содержание работников.
С 1 января 2010 г. утратило силу положение об учете расходов на доплату до фактического заработка в случае временной нетрудоспособности.
Минфин России обращает внимание, что перечень расходов на оплату труда не является закрытым.
Таким образом, можно учесть другие затраты в пользу работника. Условие - они предусмотрены трудовым или коллективным договором.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 августа 2010 г. N 03-03-06/1/508
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 24 августа 2010 г. N 31