Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 9 августа 2010 г. N 03-03-06/1/533
Вопрос: Общество обратилось в суд с иском о взыскании денежных средств со своего контрагента. Решением суда требования Общества были удовлетворены, судебными приставами было возбуждено исполнительное производство, в ходе которого было установлено, что взыскать данную задолженность не представляется возможным ввиду невозможности установления местонахождения должника, а также его имущества, на которое могло быть обращено взыскание. В связи с этим судебным приставом было вынесено постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.
Просим Вас разъяснить, на какую дату Общество должно признавать в налоговом учете расходы по списанию безнадежной дебиторской задолженности, признанной таковой на основании акта государственного органа:
1) на дату вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа;
2) по истечении трех лет с даты начала исполнительного производства;
3) по истечении трех лет с даты вынесения решения суда?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу о порядке признания убытков в виде безнадежной задолженности для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
При рассмотрении вопроса о возможности признания задолженности безнадежной для целей налогообложения прибыли на основании постановления судебного пристава - исполнителя об окончании исполнительного производства в связи с наличием установленных законом обстоятельств, считаем необходимым учитывать следующее.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" и Положением о Федеральной службе судебных приставов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1316, служба судебных приставов и ее территориальные подразделения являются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) в случае, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными, исполнительный документ возвращается взыскателю, о чем судебным приставом-исполнителем составляется акт, который утверждается старшим судебным приставом.
При этом судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.
Таким образом, учитывая основания окончания исполнительного производства, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 статьи 46 Федерального закона N 229-ФЗ, свидетельствующие о невозможности исполнения должником обязательства, а также правовую позицию Высшего Арбитражного Суда, изложенную в Определении от 7 марта 2008 г. N 2727/08, дебиторская задолженность, в отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства на основании указанной нормы Федерального закона N 229-ФЗ, признается безнадежной для целей налогообложения прибыли на основании пункта 2 статьи 266 НК РФ на дату вынесения такого постановления.
Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В определенных случаях исполнительный документ возвращают. В частности, если отсутствует имущество, на которое можно обратить взыскание, а все законные меры по его отысканию, принятые судебным приставом, оказались безрезультатными. При этом он выносит постановление о том, что исполнительное производство оканчивается и указанный выше документ возвращается взыскателю.
В подобных ситуациях в целях налогообложения прибыли дебиторская задолженность признается безнадежной на дату, когда вынесено такое постановление.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 9 августа 2010 г. N 03-03-06/1/533
Текст письма официально опубликован не был