Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 августа 2010 г. N 03-03-07/27
Вопрос: На работе не принимают к оплате электронный авиабилет, предъявленный с квитанцией К-95, в котором указаны номер билета и его стоимость, и посадочный талон. Мотивировка отказа: квитанция К-95 не является квитанцией строгой отчетности и Правительство РФ не давало полномочий Министерству финансов на утверждение данной квитанции. Работники бухгалтерии требуют наличие кассового чека. В авиакомпании, где приобретался билет, кассовые аппараты отсутствуют. Правомерны ли действия работников бухгалтерии?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 6 июля 2010 г. N 2010-1917 по вопросу документального подтверждения расходов, связанных с приобретением электронного авиабилета, и сообщает.
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В случае оформления проездных документов электронными билетами необходимо руководствоваться следующим.
Приказом Минтранса России от 18.05.2010 N 117 в пункт 2 Приказа Минтранса России от 05.06.2009 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" внесены изменения, согласно которым маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату Приказа N 134 следует читать как "05.06.2006"
Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательным документом, подтверждающим расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, является, по нашему мнению, сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, с одновременным представлением посадочного талона, подтверждающего перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Рассмотрен вопрос о документальном подтверждении расходов на приобретение электронного авиабилета.
По мнению Минфина России, в качестве такого подтверждающего документа можно рассматривать маршрут/квитанцию электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе. Одновременно представляется посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица.
Данная маршрут/квитанция формируется автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок. В этом документе указывается стоимость перелета.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 августа 2010 г. N 03-03-07/27
Текст письма опубликован в журнале "Документы и комментарии", октябрь 2010 г. N 20