Письмо Министерства экономического развития РФ от 13 апреля 2010 г. N Д23-1302
В соответствии с обращением по вопросу применения отдельных положений Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 (далее - Правила), Департамент недвижимости в пределах компетенции сообщает следующее.
1. По вопросу о полномочиях Управления делами Президента Российской Федерации по определению размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 Правил размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее - земельные участки), в расчете на год (далее - арендная плата) определяется Федеральным агентством по управлению государственным имуществом одним из следующих способов: а) на основании кадастровой стоимости земельных участков; б) по результатам торгов (конкурсов, аукционов); в) в соответствии со ставками арендной платы либо методическими указаниями по ее расчету, утвержденными Министерством экономического развития Российской Федерации; г) на основании рыночной стоимости земельных участков, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В то же время в соответствии с п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 17.09.2008 N 1370 "Об Управлении делами Президента Российской Федерации" (далее - Указ N 1370) Управление делами Президента Российской Федерации имеет право на осуществление полномочий собственника по управлению и распоряжению находящимися в федеральной собственности земельными участками, предоставленными Управлению делами Президента Российской Федерации и подведомственным организациям, в том числе по предоставлению земельных участков этим организациям.
Следует иметь в виду, что положения указов Президента Российской Федерации обладают большей юридической силой, нежели положения соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации. Следовательно, Управление делами Президента Российской Федерации вправе самостоятельно определять размер арендной платы в отношении предоставленных земельных участков. В то же время считаем целесообразным внести соответствующие изменения в Правила.
2. По распространению действия положений Правил на отношения, возникшие до вступления их в силу, и по вопросу оснований перерасчета арендной платы.
В соответствии со ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Таким образом, перерасчет арендной платы за указанные земельные участки будет возможен в случаях, когда такой перерасчет предусмотрен условиями заключенного договора. Данный перерасчет должен производиться в порядке, предусмотренном договором аренды. Если договор аренды заключен после вступления в силу Постановления, то он должен содержать условие, предусматривающее возможность перерасчета арендной платы в соответствии с п. 3 Постановления.
Также при перерасчете арендной платы необходимо учитывать положения п. 3 ст. 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год.
3. По вопросу применения коэффициента-дефлятора.
В соответствии с абз. 2 п. 10 Правил в случае изменения рыночной стоимости земельного участка коэффициент-дефлятор, указанный в п. 8 Правил, не применяется. Введение в Правила коэффициента-дефлятора обусловлено необходимостью учета интересов арендодателя в связи с изменяющимися условиями ведения арендатором земельного участка определенной хозяйственной деятельности на протяжении промежутка времени, на который заключен договор. В то же время использование указанной переменной в договорах аренды позволяет арендатору снизить финансовые издержки, связанные с возможной подготовкой отчета о рыночной стоимости соответственного земельного участка.
Если с учетом требований договора аренды и Постановления стороны договора аренды ежегодно подготавливают отчет о рыночной стоимости земельного участка, то применение коэффициента-дефлятора не требуется. Указанный вывод следует из положений Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Приказа Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 254 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)".
Директор |
А.И. Ивакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснены некоторые положения правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков ее внесения за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации.
Арендная плата определяется Росимуществом одним из следующих способов: на основании кадастровой стоимости участков; по результатам торгов (конкурсов, аукционов); в соответствии со ставками; на основании рыночной стоимости.
Управление делами Президента РФ самостоятельно определяет размер арендной платы в отношении предоставленных участков.
Договор должен соответствовать правилам, действующим в момент его заключения.
Если в последующем разработан акт, устанавливающий иные правила, то условия договора сохраняют силу. Исключение - в документе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Таким образом, перерасчет арендной платы возможен, если он предусмотрен заключенным договором.
Если договор аренды заключен после вступления в силу правил, то он должен содержать условие о перерасчете.
Дополнительно рассмотрен вопрос о применении коэффициента-дефлятора.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 13 апреля 2010 г. N Д23-1302
Текст письма опубликован в журнале "Оплата труда в бюджетном учреждении. Акты и комментарии для бухгалтера". июль 2010 г. N 7