См. также разъяснения ФАС России от 2 июня 2010 г.
Федеральная антимонопольная служба рассмотрела обращение о разъяснении по вопросам применения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-Ф3 "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) сообщает.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (далее - Закон об адвокатской деятельности) установлено, что коллегия адвокатов является одной из форм адвокатских образований.
Согласно части 2 статьи 22 Закона об адвокатской деятельности коллегия адвокатов является некоммерческой организацией, основанной на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями, и заключаемого ими учредительного договора.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона об адвокатской деятельности адвокатская палата является негосударственной некоммерческой организацией, основанной на обязательном членстве адвокатов одного субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции из-под действия статьи 17.1 Закона о защите конкуренции выведены случаи предоставления прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества только адвокатским палатам.
Таким образом, передача прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества коллегии адвокатов не может быть осуществлена в порядке, предусмотренном пунктом 5 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
При этом ФАС России сообщает, что при передаче муниципального имущества во владение и (или) пользование некоммерческим организациям, в частности коллегии адвокатов необходимо руководствоваться следующим.
В соответствии со статьей 3 Закона о защите конкуренции действие указанного закона распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция представляет собой соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции под хозяйствующим субъектом понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.
Таким образом, действие статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не распространяется на случаи, когда стороной по договору о передаче имущества, которая получает право владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, выступают некоммерческие организации, не осуществляющие деятельность, приносящую доход.
Следовательно, передача муниципального имущества некоммерческим организациям, не осуществляющим деятельность, приносящую доход, и физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, осуществляется без проведения торгов и без предварительного согласования с антимонопольным органом.
Вместе с тем, поскольку в соответствии со статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие организации могут осуществлять деятельность, приносящую доход, действие Закона о защите конкуренции распространяется на случаи заключения данных договоров с некоммерческими организациями, осуществляющими деятельность, приносящую доход (в частности, с адвокатскими образованиями). Поэтому если в период владения и (или) пользования муниципальным имуществом, полученным без торгов некоммерческой организацией или физическим лицом, не имеющими статуса хозяйствующего субъекта, указанные организации начнут осуществлять деятельность, приносящую им доход, или такое физическое лицо получит статус индивидуального предпринимателя, орган местного самоуправления, который принял решение о передаче организации муниципального имущества без проведения торгов, должен принять меры по прекращению прав владения и (или) пользования данным имуществом указанными лицами.
При этом нормы Закона о защите конкуренции действуют также и в случаях, когда некоммерческие организации, являющиеся хозяйствующими субъектами, осуществляют деятельность, приносящую доход, без использования предоставленного муниципального имущества.
|
А.Ю. Цариковский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В отношении определенного государственного и муниципального имущества договоры о переходе прав владения и (или) пользования заключаются только по результатам торгов. Но есть исключения. В частности, предоставление соответствующих прав на указанное имущество адвокатским палатам.
Данное исключение не касается ситуаций, когда правами владения и (или) пользования муниципальным имуществом наделяется коллегия адвокатов.
Торги не проводятся, если имущество передается некоммерческим организациям, не осуществляющим приносящую доход деятельность, и физлицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями. Также не требуется предварительное согласование с антимонопольным органом.
Вместе с тем Закон о защите конкуренции распространяется на случаи, когда указанные выше договоры заключаются с некоммерческими организациями, осуществляющими такую деятельность.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 24 ноября 2009 г. N АЦ/41638 "О разъяснении по вопросам применения статьи 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"
Текст письма официально опубликован не был