Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 15 сентября 2010 г. N 03-03-06/1/590
Вопрос: На ОАО в мае 2010 года произошла авария (взрыв метана в шахте), вследствие которой в данное время не производится добыча угля. На предприятии ведутся работы по ликвидации последствий аварии и восстановительные работы.
1. Как учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль затраты предприятия на питание личного состава ОАО, осуществляемого на основании заключенного договора и нормативных документов по ОАО?
2. Как в бухгалтерском и налоговом учете отражается ремонт основных средств, не пострадавших во время аварии, которые переведены на консервацию в связи с отсутствием добычи в настоящее время?
3. Как производить списание стоимости лицензий на добычу полезных ископаемых для целей бухгалтерского и налогового учета в ситуации, когда добыча из-за аварии остановлена на неопределенный срок? Учетная политика по налоговому учету на предприятии лицензии на добычу классифицирует как "Прочие расходы" со списанием в течение двух лет. В бухгалтерском учете списание происходит в течение срока действия лицензии.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли расходов, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, и сообщает следующее.
1. В соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности: потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
Убытки и затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций, признаются для целей налогообложения в случае их документального подтверждения, как это предусмотрено пунктом 1 статьи 252 Кодекса, и с учетом статьи 14 Федерального закона N 68-ФЗ, устанавливающей обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 7 Федерального закона N 68-ФЗ ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
Согласно статье 24 Федерального закона N 68-ФЗ финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера является расходным обязательством Российской Федерации.
Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за счет собственных средств в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В связи с этим, по нашему мнению, расходы по обеспечению питанием сотрудников сторонней организации, задействованных в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на основании договора с налогоплательщиком, могут учитываться в целях налогообложения прибыли, если в соответствии с нормативными правовыми актами в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера указанные расходы не являются расходными обязательствами органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация, либо федеральных органов исполнительной власти в установленных случаях.
2. В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 265 Кодекса в целях налогообложения прибыли к внереализационным расходам относятся расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов.
В соответствии со статьей 252 Кодекса в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы, связанные с консервацией объекта основных средств, направлены на сохранение и содержание в должном состоянии имущества, которое в дальнейшем принесет доход, и поэтому такие расходы, включая затраты по текущему содержанию, ремонту, охране объектов, необходимые для содержания простаивающих и законсервированных основных средств, по нашему мнению, признаются экономически обоснованными для целей налогообложения прибыли организаций.
3. Текущие расходы организации, учитываемые в составе прочих расходов и (или) внереализационных расходов (в том числе расходы на приобретение лицензии на добычу полезных ископаемых, признаваемых согласно учетной политике организации прочими расходами, учитываемыми в течение двух лет на основании статьи 325 Кодекса), в целях налогообложения прибыли в период, когда доходы отсутствовали, по нашему мнению, признаются косвенными расходами.
В соответствии с пунктом 2 статьи 318 Кодекса сумма косвенных расходов, осуществленных в текущем периоде, учитывается в том же периоде. Такие расходы организации до получения доходов от деятельности формируют убыток текущего отчетного (налогового) периода.
Согласно статье 283 Кодекса налогоплательщики, понесшие убыток (убытки), исчисленный в соответствии с Кодексом, в предыдущем налоговом периоде или в предыдущих налоговых периодах, вправе уменьшить налоговую базу текущего налогового периода на всю сумму полученного ими убытка или на часть этой суммы (перенести убыток на будущее). Порядок определения налоговой базы текущего налогового периода и переноса убытка на будущее установлен статьей 283 Кодекса.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
К внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные плательщиком в отчетном периоде, в том числе затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или ЧС.
Такие убытки и затраты признаются, если они документально подтверждены. Также необходимо учитывать обязанности организаций в области защиты населения и территорий от ЧС.
ЧС ликвидируется силами и средствами организаций, муниципалитетов, региональных властей, на территориях которых она произошла, а при их недостаточности - федеральных органов.
Организации участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств.
Таким образом, расходы по обеспечению питанием сотрудников сторонней организации, задействованных в ликвидации последствий ЧС на основании договора с плательщиком, можно учитывать в целях налогообложения прибыли. При этом указанные затраты не должны являться расходными обязательствами муниципальных, региональных или федеральных органов.
Также к внереализационным расходам относятся затраты, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, в том числе затраты на их содержание.
Расходы должны быть обоснованными и документально подтвержденными. Они должны быть произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы, связанные с консервацией основных средств, признаются экономически обоснованными.
Текущие затраты организации, учитываемые в составе прочих и (или) внереализационных расходов, в период, когда доходы отсутствовали, признаются косвенными. Их сумма учитывается в том периоде, когда они осуществлены. Такие расходы формируют убыток.
Налоговая база текущего периода может быть уменьшена на сумму убытка (или ее часть), исчисленную в предыдущем периоде.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 сентября 2010 г. N 03-03-06/1/590
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 12 октября 2010 г. N 38, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 2 ноября 2010 г. N 21