Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 16 сентября 2010 г. N 03-11-06/2/145
Вопрос: ООО, применяющее УСНО (доходы минус расходы), в 2010 году предполагает выкупить арендуемое им здание магазина хозяйственных товаров с участком земли под ним, находящееся в муниципальной собственности. Средства для выкупа (около 10 млн. руб.) планируется получить за счет долгосрочного кредита банка и займа юридического лица (проценты за пользование средствами договорные). После полной оплаты и регистрации недвижимого имущества предполагается сдача в аренду магазина юридическому лицу, выдавшему заем, на срок, установленный для возврата займа.
В связи с вышесказанным прошу дать разъяснения по существу следующих вопросов:
1. Стоимость здания и участка земли можно отнести в налоговом учете на расходы равномерно в 2010 - 2019 годах?
2. Проценты банку и юридическому лицу, уплаченные после регистрации недвижимости, можно относить в налоговом учете на расходы по факту их оплаты или с применением коэффициента к ставке рефинансирования?
3. В договоре займа с юридическим лицом можно ли предусмотреть ежемесячный зачет долга суммой арендной платы с отнесением ее на доходы, облагаемые единым налогом?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики на письмо от 20.08.2010 о порядке применения упрощенной системы налогообложения на основании информации, изложенной в письме, сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы могут учитывать, в том числе, расходы на приобретение основных средств (с учетом положений пунктов 3 и 4 указанной статьи Кодекса).
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 346.16 Кодекса расходы на приобретение основных средств, произведенные в период применения упрощенной системы налогообложения, учитываются с момента ввода в эксплуатацию основных средств.
При этом пунктом 4 названной статьи Кодекса установлено, что в целях главы 26.2 Кодекса в состав основных средств включаются основные средства, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 256 Кодекса земля не является амортизируемым имуществом.
В связи с этим, а также в связи с тем, что перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы при упрощенной системе налогообложения, установленный пунктом 1 статьи 346.16 Кодекса, не предусматривает расходы на приобретение земельных участков, расходы на приобретение земельного участка под приобретенным в собственность зданием, учитываться при налогообложении не должны.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы могут учитывать расходы на уплату процентов, уплачиваемых за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов).
Согласно пункту 2 названной статьи Кодекса указанные расходы учитываются применительно к порядку, установленному статьями 265 и 269 Кодекса.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 265 Кодекса установлено, что к названным расходам относятся проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами и первоначальной доходности, установленной заимодавцем в условиях договора, но не выше фактической.
При передаче приобретенного объекта недвижимости в аренду доходы от данного вида деятельности учитываются в порядке, установленном пунктом 1 статьи 346.17 Кодекса, то есть на дату поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом, в том числе путем зачета взаимных требований.
Одновременно сообщаем, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (далее - Положение), и Регламенту Минфина России, утвержденному приказом Минфина России от 23 марта 2005 г. N 45н (далее - Регламент), в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России.
При этом в соответствии с Положением и Регламентом в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 сентября 2010 г. N 03-11-06/2/145
Текст письма опубликован в журнале "Документы и комментарии", ноябрь 2010 г. N 22