Письмо Федеральной налоговой службы от 3 сентября 2010 г. N МН-37-6/10623@
"Об организации учета в налоговых органах организаций и физических лиц в связи с введением в действие со 2 сентября 2010 года Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ"
11 февраля 2011 г.
О формах документов, применяемых при учете в налоговых органах организаций и физических лиц см. приказы ФНС России от 9 июня 2011 г. N ММВ-7-6/362@ и от 11 августа 2011 г. N ЯК-7-6/488@
Федеральная налоговая служба сообщает, что Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее - Закон) внесены существенные изменения в статьи 23, 83 - 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Закон вступил в силу со 2 сентября 2010 года в части учета организаций и физических лиц, за исключением подпункта "з" пункта 32 статьи 1 Закона (в отношении указанных в пункте 3 статьи 85 Кодекса органов, осуществляющих регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, которые вправе до 1 января 2013 года представлять сведения в налоговые органы на бумажном носителе).
В частности, Законом со 2 сентября 2010 года вводятся в действие следующие изменения в Кодекс:
1) постановка на учет, учет изменений в сведениях, снятие с учета российской организации в налоговом органе по месту нахождения филиала, представительства, иного обособленного подразделения осуществляются на основании соответственно сведений единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), сообщений, представляемых российской организацией согласно пункту 2 статьи 23 Кодекса;
2) установлено, что уведомление о выборе налогового органа, в котором может быть осуществлена постановка на учет российской организации по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, находящихся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, на территориях, подведомственных разным налоговым органам (далее - уведомление о выборе налогового органа) представляется в налоговый орган по месту нахождения российской организации;
3) установлена обязанность по сообщению в налоговые органы сведений для осуществления учетных действий:
органов, осуществляющих регистрацию (учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания), о фактах постановки на учет (снятия с учета) по месту пребывания иностранного работника (пункт 3 статьи 85 Кодекса);
органов опеки и попечительства об установлении опеки, попечительства и управлении имуществом (изменениях указанных сведений) только в отношении физических лиц - собственников (владельцев) имущества, в том числе о передаче ребенка, являющегося собственником (владельцем) имущества, в приемную семью (пункт 5 статьи 85 Кодекса);
органа, уполномоченного вести реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, о соответствующем внесении в указанный реестр (об изменениях, вносимых в реестр) (пункт 9 статьи 85 Кодекса).
Сведения, сообщаемые в налоговые органы органами, указанными в пунктах 9.1 и 9.2 статьи 85 Кодекса, в целях учета организаций и физических лиц не используются;
4) включены положения, предоставляющие право организациям и физическим лицам представлять в налоговые органы сообщения согласно пункту 2 статьи 23 Кодекса, заявления о постановке на учет (снятии с учета) и уведомления о выборе налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС), а также получать по запросу документы, подтверждающие постановку на учет (снятие с учета) в электронном виде по ТКС (пункт 7 статьи 23, пункт 5.1 статьи 84 Кодекса), и устанавливающие обязанность органов, указанных в пунктах 3, 4, 8, 9.1 и 9.2 статьи 85 Кодекса, представлять соответствующие сведения в налоговые органы в электронном виде и в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон (пункт 10 статьи 85 Кодекса).
В целях реализации указанных изменений Управлением информатизации подготовлены соответствующие проекты приказов ФНС России (размещены на сайте ФНС России), проекты форм для представления сведений о фактах постановки на учет (снятия с учета) по месту пребывания иностранного работника, о соответствующем внесении в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций (об изменениях, вносимых в реестр), проекты порядков, утверждаемые Минфином России согласно нормам Кодекса.
В настоящее время проекты приказов ФНС России и вышеуказанные формы представления сведений проходят процедуру согласования со структурными подразделениями ФНС России и внешними организациями, проекты порядков направлены в Минфин России.
Кроме того, проводится работа с органами, указанными в пунктах 3, 4, 8 статьи 85 Кодекса, по вопросу предоставления соответствующих сведений в налоговые органы в электронном виде.
В частности, 13 июля 2010 года утвержден протокол N 3 "О предоставлении Федеральной миграционной службой в Федеральную налоговую службу сведений о документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, в электронном виде" к Соглашению о направлениях взаимодействия и взаимного обмена информацией между Федеральной миграционной службой и Федеральной налоговой службой от 19 июня 2007 г. N МС-1/18-11278дсп/ММ-25-04/5дсп. Работы для организации информационного взаимодействия в электронном виде между ФНС России и ФМС России до 2011 года осуществляются в соответствии с планом-графиком, утвержденным ФНС России и ФМС России 1 июня 2010 года.
Таким образом, предоставление органами, указанными в пунктах 3 и 8 статьи 85 Кодекса, в налоговые органы соответствующих сведений в электронном виде возможно только после внедрения в промышленную эксплуатацию соответствующих программных средств, о чем Управления ФНС России по субъектам Российской Федерации будут проинформированы в установленном порядке.
Со 2 сентября 2010 года до введения в действие указанных выше документов и доработки программных средств согласно вышеуказанным нормативным правовым актам при организации работы по учету в налоговых органах российских организаций и физических лиц необходимо руководствоваться следующим:
1. Не применяются со 2 сентября 2010 года следующие формы документов, утвержденные Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-09/826 (зарегистрирован в Минюсте России 27 декабря 2006 г. N 8683):
форма N 1-2-Учет "Заявление о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации" (приложение 2);
форма N 1-4-Учет "Заявление о снятии с учета российской организации в налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения на территории Российской Федерации" (приложение 4).
2. Постановка на учет (снятие с учета, внесение изменений) в налоговом органе организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе организации по месту нахождения принадлежащих организации недвижимого имущества и (или) транспортного средства осуществляется согласно положениям части I. Учет в налоговых органах организаций проекта новой редакции Порядка, утвержденного Приказом Минфина России от 05.11.2009 N 114н (прилагается).
При этом отдельные положения проекта Порядка выполняются с учетом действующих в настоящее время программных средств (впредь до их доработки согласно проекту Порядка) следующим образом:
О формах документов, применяемых при учете в налоговых органах организаций и физических лиц см. приказы ФНС России от 9 июня 2011 г. N ММВ-7-6/362@ и от 11 августа 2011 г. N ЯК-7-6/488@
2.1. Сообщение, представляемое организацией в соответствии с подпунктами 3 и 3.1 пункта 2 статьи 23 Кодекса в налоговый орган по месту ее нахождения, о создании обособленного подразделения (за исключением филиала, представительства), о закрытии обособленного подразделения рекомендуется подавать (направлять) в налоговый орган по рекомендуемым формам соответственно N С-09-3-1, N С-09-3-2, приведенных в приложении к настоящему письму. При этом документы, подтверждающие создание обособленного подразделения, организацией не представляются. Налоговые органы должны организовать работу по информированию организаций об этом, разместив указанные рекомендованные формы на информационных стендах в налоговых органах, а также на сайте Управления ФНС России по субъекту Российской Федерации.
Ввод сведений о создании обособленного подразделения организации, содержащихся в форме N С-09-3-1, осуществляется с использованием формы N С-09-3, утвержденной Приказом ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@, реализованной в действующем программном обеспечении. Направление сведений о создании обособленного подразделения организации осуществляется налоговым органом по месту нахождения организации в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения в виде файла передачи данных в новых форматах (без расчета контрольных кодов) (далее - ФПД) с использованием межинспекционного обмена в установленном порядке с сопроводительным письмом.
Сведения о закрытии обособленного подразделения организации, содержащиеся в форме N С-09-3-2, направляются налоговым органом по месту нахождения организации в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения в виде электронного образа формы N С-09-3-2, полученного путем сканирования, в установленном порядке по СЭД с сопроводительным письмом (далее - сканированный образ).
Ввод сведений о закрытии обособленного подразделения организации, содержащихся в форме N С-09-3-2, осуществляется с использованием формы N С-09-3, реализованной в действующем программном обеспечении.
Направление сведений о внесении изменений в ранее сообщенные сведения об обособленном подразделении, содержащиеся в форме N С-09-3-1, осуществляется в виде сканированного образа указанной формы.
Ввод сведений, содержащихся в форме N С-09-3-1, при изменении места нахождения обособленного подразделения осуществляется с использованием формы N С-09-3, реализованной в действующем программном обеспечении, аналогично проведению процедуры открытия и закрытия обособленного подразделения.
Сообщения по формам N С-09-3-1, N С-09-3-2 на бумажном носителе подшиваются в учетное дело организации, формируемое в налоговом органе по месту нахождения организации.
Если сведения об изменении места нахождения обособленного подразделения организации сообщаются налоговому органу с использованием действующей формы сообщения N С-09-3 (со сведениями о закрытии и об открытии обособленного подразделения), то одновременно организацией представляется в налоговый орган заявление в произвольной форме о факте изменения места нахождения данного обособленного подразделения. Сведения об изменении места нахождения обособленного подразделения организации направляются в налоговый орган по прежнему месту нахождения обособленного подразделения, а затем в налоговый орган по новому месту нахождения обособленного подразделения в виде сканированных образов формы сообщения N С-09-3 (со сведениями о закрытии и об открытии обособленного подразделения) и указанного заявления.
2.2. Сведения о создании (прекращении) филиала, открытии (закрытии) представительства, содержащиеся в ЕГРЮЛ, передаются в налоговый орган по месту нахождения организации в виде листа записи в электронном виде либо на бумажном носителе вместе со списком юридических лиц, в сведениях о которых в ЕГРЮЛ содержатся указанные сведения.
Налоговый орган по месту нахождения организации в соответствии с полученным списком вводит сведения о создании филиала (открытии представительства), содержащиеся в листе записи, с использованием формы N С-09-3, реализованной в действующем программном обеспечении. Направление сведений о создании филиала (открытии представительства) осуществляется налоговым органом по месту нахождения организации в налоговый орган по месту нахождения филиала (представительства) в виде ФПД в новых форматах (без расчета контрольных кодов) с использованием межинспекционного обмена в установленном порядке с сопроводительным письмом.
Сведения о прекращении филиала (закрытии представительства), содержащиеся в ЕГРЮЛ, направляются налоговым органом по месту нахождения организации в налоговый орган по месту нахождения филиала (представительства) в виде листа записи в электронном виде или сканированного образа.
Ввод сведений о прекращении филиала (закрытии представительства), содержащихся в листе записи, осуществляется с использованием формы N С-09-3, реализованной в действующем программном обеспечении.
Сведения о создании (прекращении) филиала, открытии (закрытии) представительства, содержащиеся в листе записи, распечатываются и подшиваются в учетное дело организации, формируемое в налоговом органе по месту нахождения организации.
2.3. При изменении места нахождения филиала (представительства) производится государственная регистрация прекращения филиала (закрытия представительства) и создания филиала (открытия представительства) на основании представленных форм, действующих в настоящее время.
До утверждения в установленном порядке новой редакции форм заявлений N Р13001, N Р14001 и уведомления N Р13002, предусматривающих возможность внесения сведений об изменении места нахождения филиала (представительства), также наименования филиала (представительства), организациям при изменении места нахождения филиала (представительства) рекомендуется одновременно с указанными формами представлять в регистрирующий орган заявление в произвольной форме о факте изменения места нахождения данного филиала (представительства). Данное заявление включается в перечень документов, содержащихся в Расписке в получении документов, представляемых заявителем при государственной регистрации. Регистрирующие (налоговые) органы должны организовать работу по информированию организаций об этом.
Сведения о создании (прекращении) филиала, открытии (закрытии) представительства, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в указанном случае передаются в налоговый орган по месту нахождения организации в виде листа записи в электронном виде либо на бумажном носителе вместе со списком юридических лиц, в сведениях о которых в ЕГРЮЛ содержатся указанные сведения и одновременно подано заявление о факте изменения места нахождения филиала (представительства). Указанное заявление также передается в налоговый орган по месту нахождения организации.
Сведения об изменении места нахождения филиала (представительства) в соответствии с полученным списком направляются в виде листа записи в электронном виде (сканированного образа) и сканированного образа заявления о факте изменения места нахождения филиала (представительства) налоговым органом по месту нахождения организации в налоговый орган по прежнему месту нахождения филиала (представительства), а затем налоговым органом по прежнему месту нахождения филиала (представительства) в налоговый орган по новому месту нахождения данного филиала (представительства).
Ввод сведений, содержащихся в листе записи, при изменении места нахождения филиала (представительства) осуществляется с использованием формы N С-09-3, реализованной в действующем программном обеспечении, аналогично проведению процедуры открытия и закрытия филиала (представительства).
Сведения о создании (прекращении) филиала, открытии (закрытии) представительства, содержащиеся в листе записи, и заявление на бумажном носителе подшиваются в учетное дело организации, формируемое в налоговом органе по месту нахождения организации.
2.4. В уведомлении о постановке на учет организации в налоговом органе по месту нахождения филиала (представительства), иного обособленного подразделения по форме N 1-3-Учет (о снятии с учета по форме N 1-5-Учет), выдаваемом организации при изменении места нахождения соответствующего обособленного подразделения, в строке "на основании сведений" следует указывать слова "об изменении места нахождения обособленного подразделения".
2.5. При изменении места нахождения филиала (представительства), иного обособленного подразделения российской организации, осуществляющей деятельность через обособленное подразделение, рекомендуется при ее передаче налоговым органом по прежнему месту нахождения обособленного подразделения в налоговый орган по новому месту нахождения данного обособленного подразделения использовать положения Приказа ФНС России от 03.11.2009 N ММ-8-6/46дсп, при этом передавать документы, связанные с деятельностью российской организации через ее обособленное подразделение, указанные в приложении N 2 к данному Приказу, в отношении обособленных подразделений ("ОП" в графе 6 "Категория налогоплательщиков"), а также учетное дело, сведения ЕГРН, сведения о банковских счетах налогоплательщика, содержащиеся в информационном ресурсе "Банковские счета".
2.6. Уведомление о выборе налогового органа (далее - Уведомление о выборе) рекомендуется представлять (направлять) в налоговый орган по месту нахождения организации по рекомендуемой форме N 1-6-Учет, приведенной в приложении к настоящему письму. Налоговые органы должны организовать работу по информированию организаций об этом.
Передача налоговым органом по месту нахождения организации сведений Уведомления о выборе в выбранный налоговый орган и иные налоговые органы, указанные в Уведомлении о выборе, налоговый орган осуществляется путем направления сканированных образов Уведомления о выборе и документа, подтверждающего полномочия представителя (при наличии).
Постановка на учет (снятие с учета) организации в соответствующем налоговом органе осуществляется с использованием формы N С-09-3, реализованной в действующем программном обеспечении.
Налоговый орган (за исключением выбранного налогового органа), получивший сведения Уведомления о выборе, проверяет наличие постановки на учет указанной в нем организации в данном налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения, указанного в Уведомлении о выборе.
В случае наличия такой постановки налоговый орган осуществляет снятие с учета организации. В случае отсутствия постановки на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения, указанного в Уведомлении о выборе, следует проверить в данном налоговом органе наличие полученного от организации, но не обработанного Заявления о постановке на учет, датированного до 2 сентября 2010 г., Сообщения о создании обособленного подразделения, листа записи, копии документа, подтверждающего полномочия представителя (при наличии). Указанные документы, необработанные или полученные в последующем, направляются в выбранный налоговый орган не позднее следующего рабочего дня соответственно после дня получения Уведомления о выборе или Заявления о постановке на учет, датированного до 2 сентября 2010 г., Сообщения о создании обособленного подразделения, листа записи и копии документа, подтверждающего полномочия представителя (при наличии), для постановки на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения, указанного в них.
Направление осуществляется в виде сканированного образа указанных документов или в виде ФПД, содержащего сведения Сообщения о создании обособленного подразделения. При этом перед отправкой указанного ФПД в нем необходимо изменить значение реквизита "ИдПол" на код выбранного налогового органа.
Заявление о постановке на учет, датированное до 2 сентября 2010 г., и копия документа, подтверждающего создание этого обособленного подразделения (при наличии), на бумажном носителе подшиваются в учетное дело организации, формируемое в налоговом органе, получившем указанные документы.
Налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения организации, осуществивший снятие с учета организации на основании Уведомления о выборе, передает в выбранный налоговый орган сведения о снятии организации с учета в виде сканированного образа уведомления о снятии с учета.
3. Реализация положений Кодекса, предоставляющих право организациям и физическим лицам представлять в налоговые органы сообщения согласно пункту 2 статьи 23 Кодекса, заявления о постановке на учет (снятии с учета) и уведомления о выборе налогового органа в электронном виде по ТКС, а также получать по запросу документы, подтверждающие постановку на учет (снятие с учета) в электронном виде по ТКС, возможна после утверждения соответствующих порядков, предусмотренных нормами Кодекса, наличия у организаций и физических лиц электронной цифровой подписи и внедрения в промышленную эксплуатацию соответствующего программного обеспечения.
4. Не применяется.
См. текст пункта 4
Одновременно для сведения и использования в работе по информированию налогоплательщиков направляется текст сообщения для налогоплательщиков - российских организаций, подготовленный для размещения на сайте ФНС России.
Действительный государственный советник |
Н.Е. Мельников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
27 июля 2010 г. в НК РФ были внесены изменения. В части учета организаций и физлиц они вступили в силу со 2 сентября 2010 г.
В целях реализации указанных изменений Управление информатизации подготовило соответствующие проекты нормативных актов и форм для представления сведений. В настоящее время они проходят процедуру согласования.
Проводится работа по вопросу предоставления сведений в налоговые органы в электронном виде.
Указано, как необходимо вести учет российских организаций и физлиц со 2 сентября 2010 г. до введения в действие названных документов и доработки программных средств. В частности, не применяются формы N 1-2-Учет и N 1-4-Учет.
При постановке на учет (снятии с него, внесении изменений) организации по месту нахождения ее обособленного подразделения, недвижимости и (или) транспортного средства необходимо учитывать следующее. Сообщение, представляемое организацией, подается по формам N С-09-3-1, N С-09-3-2. Документы, подтверждающие создание обособленного подразделения, не направляются.
Сведения формы N С-09-3-1 вводятся с использованием формы N С-09-3, данные формы N С-09-3-2 - с помощью формы N С-09-3.
Организации и физлица вправе представлять заявления о выборе налогового органа и постановке на учет, сообщения об открытии (закрытии) счетов, реорганизации или ликвидации организации, об участии в иностранной компании и др. в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Это будет возможно после утверждения соответствующих порядков и ввода программного обеспечения в промышленную эксплуатацию. Также будет необходима электронная цифровая подпись.
Сведения об установлении опеки, попечительства и управлении имуществом представляются в налоговые органы только в отношении физлиц-собственников имущества. Они направляются по форме ОП.
Письмо Федеральной налоговой службы от 3 сентября 2010 г. N МН-37-6/10623@ "Об организации учета в налоговых органах организаций и физических лиц в связи с введением в действие со 2 сентября 2010 года Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ"
Текст письма официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Письмо Федеральной налоговой службы от 11 февраля 2011 г. N ПА-4-6/2246@