Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) рассмотрела Ваше обращение о разъяснении возможности организации работ по охране лесов от пожаров специализированными государственными учреждениями по прямому сметному финансированию без проведения процедуры размещения заказов на выполнение указанных мероприятий в соответствии с требованиями Федерального Закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
В пункте 4 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК) указано, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены, в том числе, тушения лесных пожаров, и в соответствии с частью 3 данной статьи средства на осуществление данных полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.
Организация работ по охране лесов от пожаров может осуществляться путем прямого сметного финансировании специализированных государственных бюджетных учреждений, являющихся получателями денежных средств из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются работы, предусмотренные частью 1 статьи 53 ЛК. При этом согласно части 3 статьи 53 ЛК мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в лесах, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 данной статьи, а именно: мероприятия по противопожарному обустройству лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов; по созданию систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности, на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Учитывая, что работы, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 53 ЛК, выполняются на основании заранее разработанного проекта освоения лесов, данные работы на лесных участках, не предоставленных в аренду, должны проводится по общим правилам Закона о размещении заказов (путем проведения конкурса или аукциона). В случаях если указанные мероприятия осуществляются на лесных участках, предоставленных в аренду, то они будут осуществляться арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов за счет собственных средств.
Вместе с тем, частью 2 статьи 53 ЛК установлено, что привлечение граждан, юридических лиц для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Таким образом, законодатель рассматривает лесные пожары как чрезвычайные ситуации.
В части 1 статьи 48 Закона о размещении заказов указано, что в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик, уполномоченный орган проводят предварительный отбор участников размещения заказа, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые могут в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее также - предварительный отбор). По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, включающий в себя участников размещения заказа, прошедших предварительный отбор, в целях размещения у них заказа на поставку указанных товаров, выполнение работ либо оказание услуг для государственных или муниципальных нужд путем запроса котировок.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.02.2006 N 261-р установлен Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера. В указанный Перечень включены, в том числе, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы в зоне чрезвычайной ситуации, услуги по доставке сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайной ситуации, в зону чрезвычайной ситуации.
Учитывая, что объемы работ по обеспечению пожарной безопасности, предусмотренные пунктами 3-5 части 1 статьи 53 ЛК, невозможно спрогнозировать заранее, а также учитывая то, что их выполнение относится к ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, размещение заказов на выполнение указанных работ, должны проводиться по правилам главы 5 Закона о размещении заказов "Размещение заказов путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера".
|
А.Ю. Цариковский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ЛК РФ относит к работам по обеспечению пожарной безопасности мониторинг пожарной опасности в лесах, разработку планов тушения лесных пожаров и само тушение. Разъяснено, какими нормами Закона о размещении заказов нужно руководствоваться при размещении заказов на выполнение данных работ.
Это положения главы о размещении заказов путем запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий ЧС природного или техногенного характера.
Письмо Федеральной антимонопольной службы от 16 февраля 2009 г. N АЦ/3817 "О даче разъяснений"
Текст письма официально опубликован не был