Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Комиссии таможенного союза
от 18 августа 2010 г. N 367
Протокол
заседания Комиссии таможенного союза по рассмотрению хода выполнения Плана действий по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации
18 августа 2010 г.
г. Москва
Председательствовал:
Шувалов И.И. - Председатель Комиссии таможенного союза;
Присутствовали:
Члены Комиссии таможенного союза: Кобяков А.В., Шукеев У.Е.
Генеральный секретарь ЕврАзЭС Мансуров Т.А.
Ответственный секретарь Комиссии таможенного союза Глазьев С.Ю.
Список участников заседания прилагается.
В ходе заседания была заслушана информация Генерального секретаря ЕврАзЭС, министров и руководителей ведомств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, ответственных за разработку и согласование проектов международных договоров, о ходе выполнения Плана действий по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП).
1. О проекте Соглашения о согласованной макроэкономической политике (разработчик - РФ)
(Набиуллина Э.С., Айтжанова Ж.С., Тур А.Н., Мансуров Т.А., Кобяков А.В., Шукеев У.Е., Шувалов И.И.)
Российская Сторона предложила осуществить формирование экономической политики в рамках обязательных количественных ограничений, определяющих устойчивость экономического развития:
- годовой дефицит государственного бюджета - не выше 3% ВВП;
- государственный долг - не выше 50% ВВП;
- уровень инфляции (индекс потребительских цен в среднегодовом выражении) не превышает более, чем на 5 процентных пунктов уровень инфляции страны-участницы ЕЭП с наименьшим ростом цен.
Белорусская Сторона поддержала позицию Российской Стороны относительно обязательного определения количественных ограничений по уровню государственного долга (не выше 50%), инфляции (не более 5 процентных пунктов), предложив при этом определить уровень годового дефицита государственного бюджета в размере 5%.
Казахстанская Сторона высказалась против принятия в Соглашении обязывающих численных значений, предложив уточнять показатели, определяющие устойчивость экономического развития, в ежегодных Совместных заявлениях. Относительно самих количественных ограничений проблем нет, Казахстанскую Сторону волнует сам процесс, что он - обязательный, а за этим должны последовать какие-то санкции. Казахстанская Сторона выступает за то, чтобы у Минфина, Правительства, Национального банка и Парламента Казахстана была независимость и суверенитет в принятии решений в соответствии с национальными интересами.
Российская и Белорусская Стороны высказались против применения штрафных санкций. Обеспечение инвестиционного климата и стабильности рынка должно осуществляться через механизм консультаций и разработки прогнозов.
Решили: провести 7 сентября т.г. дополнительные консультации экспертов Сторон по снятию остающихся разногласий.
2. О проекте Соглашения о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий (разработчик - РК)
(Набиуллина Э.С., Айтжанова Ж.С., Мансуров Т.А., Кобяков А.В., Шукеев У.Е., Шувалов И.И.)
Российская Сторона предложила регулировать сферу транспортировки газа отдельным документом - Соглашением о правилах доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики, мотивируя это тем, что в отличие от других сфер действий естественных монополий газовый рынок - это специфический рынок со своими особенностями. Это вопрос скорее политический и стратегический, так как дело не в доступе к газовым магистралям, а в проведении согласованной экспортной политики на внешних газовых рынках. Данный вопрос подлежит уточнению на высшем (высоком) уровне. Предлагается организовать переговоры руководителей Правительств трех стран по вопросам доставки и транзита природного газа и их итоги отразить в тексте Соглашения.
Казахстанская и Белорусская Стороны заявили, что это Соглашение должно быть базовым, общесистемным, где прописаны общие (единые) принципы и правила для всех видов естественных монополий, а по особенностям отдельных секторов (газ, нефть, электроэнергетика, железнодорожный транспорт) необходимо вносить уточнения в отраслевых соглашениях.
Кроме того, Российская Сторона предложила исключить из Соглашения статью о правилах недискриминационного доступа к услугам, оказываемым субъектами естественных монополий, так как в соответствии с нормами ВТО положения данного Соглашения также будут распространяться на отношения с третьими странами, если такие соглашения заключаются между государственными органами, а не на уровне компаний. Недискриминационный доступ, по сути, должен быть следствием договоренности по экспортной политике.
Казахстанская Сторона заявила, что на единой таможенной территории трех стран все хозяйствующие субъекты и потребители государств Сторон должны иметь право недискриминационного и равного доступа к услугам естественных монополий.
Белорусская Сторона поддержала позицию Казахстанской Стороны.
Решили: доработать текст Соглашения с учетом итогов планируемого рассмотрения Премьер-министрами Сторон вопросов доставки и транзита природного газа и о результатах работы доложить 20 сентября т.г. на очередном заседании Комиссии таможенного союза.
3. О проекте Соглашения о единых принципах и правилах Конкуренции (разработчик - РФ)
(Набиуллина Э.С., Есенбаев М.Т.,Тур А.Н., Слепнев А.А., Мансуров Т.А., Кобяков А.В., Шукеев У.Е., Шувалов И.И.)
Российская Сторона высказалась за унификацию законодательств Сторон в сфере конкуренции и максимальное включение в соглашение норм прямого действия. Для рассмотрения дел, нарушающих конкуренцию на территории стран - участниц ЕЭП, предлагается создать наднациональный антимонопольный орган и определить этапность передачи ему полномочий.
Казахстанская Сторона предложила определить в Соглашении сегменты национального законодательства (недобросовестная конкуренция, картельные соглашения) для их унификации и передавать полномочия наднациональному органу по мере унификации законодательств Сторон в этой сфере. В качестве наднационального органа предложено рассмотреть возможность создания в Комиссии таможенного союза специального департамента.
Белорусская Сторона поддержала эти предложения Российской и Казахстанской Сторон. Кроме того, она предложила включить в текст Соглашения положения о снятии ограничений во взаимной торговле и равного доступа субъектов хозяйствования к товарным рынкам (природным ресурсам), а также о согласованном установлении цен на определенный перечень социально-значимых товаров.
Российская и Казахстанская Стороны не поддержали предложение Белорусской Стороны о недискриминационном доступе к природным ресурсам, так как считают этот вопрос не предметом настоящего Соглашения.
Решили: проект Соглашения нуждается в доработке. Поручить компетентным ведомствам Сторон изучить опыт реализации чувствительных товаров (газа, нефти, электроэнергии и других) в Европейском союзе и о результатах работы доложить 20 сентября т.г. на очередном заседании Комиссии таможенного союза.
4. О проекте Соглашения о единых правилах предоставления промышленных субсидий (разработчик - РК)
(Айтжанова Ж.С., Набиуллина Э.С., Христенко В.Б., Тур А.Н., Мансуров Т.А., Кобяков А.В., Шукеев У.Е., Шувалов И.И.)
Казахстанская Сторона предложила в целях защиты конкурентной среды установить запрет на все субсидии, которые ограничивают, устраняют или не допускают конкуренцию на соответствующем товарном рынке и оказывают негативное влияние на торговлю между Сторонами. В целом Стороны могут применять только те субсидии, которые будут одобрены Комиссией ТС/ЕЭП.
Российская Сторона считает, что Соглашение должно устанавливать единые и четкие правила прямого действия, что не соотносится с согласительным порядком предоставления субсидий, и предложила:
- запретить импортозамещающие (увязанные с использованием только отечественных товаров) субсидии и экспортные (связанные с вывозом товаров на территорию других государств) субсидии;
- ограничить предоставление субсидий, если они наносят ущерб;
- субсидии, не наносящие ущерб, предоставлять без ограничений.
Белорусская и Казахстанская Стороны согласились с позицией Российской Стороны считать импортозамещающие и экспортные субсидии запрещенными. При этом Казахстанская Сторона предложила обменяться перечнями предоставляемых субсидий в государствах Сторон и прописать в Соглашении четкий перечень запрещенных субсидий. Понятийный аппарат Соглашения должен быть приведен в соответствие с требованиями ВТО.
Белорусская Сторона поддержала позицию Российской Стороны о том, что субсидии, не наносящие ущерб, предоставляются без ограничений. Это особенно актуально для той помощи, которая оказывается для развития и модернизации экономики, поддержки малого и среднего бизнеса, выполнения НИОКР, ликвидации последствий природных катаклизмов. Белорусская Сторона также выступает за уведомительный, а не разрешительный порядок предоставления субсидий.
Решили: доработать проект соглашения с учетом того, что понятийный аппарат и общие положения соглашения должны базироваться на нормах Соглашения ВТО по субсидиям и компенсационным мерам. Доработать перечень критериев запрещенных субсидий, в которые помимо экспортных и импортозамещающих субсидий включить другие наиболее сильно искажающие взаимную торговлю субсидии. Проработать четкую процедуру взаимного обмена исчерпывающей информацией о предоставляемых субсидиях. С 1 января 2017 года проработать механизм предварительного согласования предоставления субсидий, критерии которых будут дополнительно выработаны. Сторонам оказать содействие Секретариату Комиссии таможенного союза в подготовке перечня действующих программ господдержки, которые оказывается на территории Сторон на республиканском и федеральном уровне соответственно. О результатах работы доложить 20 сентября т.г. на заседании Комиссии таможенного союза.
5. О проекте Соглашения о единых правилах поддержки сельского хозяйства (разработчик - РБ)
(Русый М.И., Айтжанова Ж.С., Скрынник Е.Б., Набиуллина Э.С., Мансуров Т.А., Кобяков А.В., Шукеев У.Е., Шувалов И.И.)
Основным разногласием по данному проекту Соглашения остается вопрос допустимого уровня государственной поддержки сельского хозяйства. В настоящее время этот уровень составляет: в Республике Беларусь - 18%, в Казахстане - 4-5%, в России - порядка 6%.
Российская и Казахстанская Стороны настаивают на фиксации в Соглашении предельно допустимого уровня государственной поддержки в 10% от валовой стоимости произведенной сельхозпродукции. При этом классификация форм государственной поддержки сельского хозяйства должна быть приведена в соответствие с нормами ВТО.
Белорусская Сторона заявила о том, что не может согласиться с требованиями Российской и Казахстанской Сторон о допустимом уровне в 10%, так как это противоречит национальным интересам Республики и не соответствует мировому опыту. Это условие фактически является односторонним обязательством Беларуси, так как в других странах-членах ЕЭП уровень поддержки меньше 10%. В этой связи Белорусская Сторона подтвердила готовность не увеличивать нынешний достигнутый уровень господдержки своего сельского хозяйства и предложила Российской и Казахстанской Сторонам поднять их уровень господдержки до белорусского. Она сослалась на практику и опыт других стран, в частности ЕС, где существует определенная дифференциация уровня господдержки (от 2,5% в Болгарии до 49% в Финляндии), при этом большинство выплат осуществляется за счет средств общего бюджета ЕС. Необходимо учитывать также и различия в условиях хозяйствования (цены на энергоносители, минеральные удобрения и др.) Белорусская Сторона высказала также готовность ограничить субсидирование некоторых товарных групп, поставки которых могут наносить фактический ущерб той или иной стране.
По мнению Российской Стороны сельское хозяйство - эта та отрасль, которая достаточно развита во всех трех странах и поэтому необходимо создать равные условия для конкуренции на рынке сельхозпродукции. Поэтому уровень господдержки в 10% - вполне разумный и рациональный. Такого же мнения придерживается и Казахстанская Сторона. Уровень поддержки должен быть единым.
Решили: Белорусской Стороне уточнить и конкретизировать расчеты и классификации мер поддержки, искажающих и не искажающих торговлю, изучить опыт предоставления господдержки сельскому хозяйству в ЕС и о результатах работы доложить 20 сентября т.г. на заседании Комиссии таможенного союза.
6. О проекте Соглашения о государственных закупках (разработчик - РК)
(Шолтанкулов Б.Ш., Айтжанова Ж.С., Набиуллина Э.С., Тур А.Н., Мансуров Т.А., Кобяков А.В., Шукеев У.Е., Шувалов И.И.)
Казахстанская Сторона предлагает осуществить переход по подавляющему большинству товаров, работ и услуг на проведение исключительно электронного аукциона до 2014 года, а национальный режим в полном объеме предоставлять не ранее 2017 года.
Российская и Белорусская Стороны считают необходимым приблизить эти сроки. Поскольку на единой таможенной территории при проведении государственных закупок не будет различий между белорусскими, казахстанскими и российскими товарами, необходимо разработать информационную систему, отличающую товары таможенного союза от товаров третьих стран. Это нужно сделать до конца 2013 года. Кроме того, необходимо решить вопросы, связанные с условиями оформления и использования цифровых электронных ключей.
Решили: поручить доработать проект Соглашения с учетом высказанных мнений. Сторонам создать специальную техническую группу по разработке проекта соглашения по условиям доступа и взаимодействия в применении электронных ключей в информационных системах государственных закупок Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
7. О проектах Соглашения о торговле услугами и Соглашения об основах инвестиционной деятельности (разработчики - РФ и РК)
(Набиуллина Э.С., Айтжанова Ж.С., Тур А.Н., Мансуров Т.А., Кобяков А.В., Шукеев У.Е., Шувалов И.И.)
По предложению Российской Стороны принято решение об исключении из перечня разрабатываемых проектов Соглашений, формирующих нормативно-правовую базу ЕЭП, Соглашения об основах инвестиционной деятельности и его объединении с Соглашением о торговле услугами в качестве составной части Соглашения о торговле услугами, присвоив ему новое название Соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах-членах ЕЭП. Также составной частью Соглашение о торговле услугами и инвестициях станет Приложение по рынку услуг связи, разработанное и согласованное Сторонами вместо Соглашения о едином рынке связи, в том числе об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере телекоммуникаций, включая основы тарифной политики.
В разрабатываемом проекте Соглашения о торговле услугами и инвестициях Российская Сторона считает необходимым сохранить право каждого государства заключать соглашения об экономической интеграции с более либеральными условиями, нежели предоставляются в рамках данного соглашения, без автоматического распространения положений таких интеграционных соглашений на страны-члены ЕЭП.
Казахстанская Сторона считает, что при заключении одной из Сторон таких соглашений, предоставляющих более либеральный режим третьим странам, такой же режим должен быть предоставлен и другим странам - членам ЕЭП. Такой же позиции придерживается и Белорусская Сторона.
Кроме того, Белорусская Сторона выступает за осуществление согласованной "внутренней" инвестиционной политики, предусматривающей определение приоритетных отраслей экономики или инвестиционных проектов (индивидуальных для каждой из сторон), в которых каждая из сторон сохранит право предоставлять инвестиционные преференции. Российская и Казахстанская Стороны выступают против этого предложения, считая, что такие положения являются обходом договоренностей в области регулирования предоставления промышленных субсидий и мер государственной поддержки в области сельского хозяйства, а также правил конкуренции, урегулированных в соответствующих проектах Соглашений, формирующих нормативно-правовую базу ЕЭП.
Решили: поручить Сторонам ускорить работу по согласованию проекта Соглашения о торговле услугами и инвестициях и о её результатах доложить 20 сентября т.г. на заседании Комиссии Таможенного союза.
8. О проекте Соглашения о создании условий на финансовых рынках для свободного движения капитала (разработчик - РФ)
(Мансуров Т.А., Набиуллина Э.С., Шувалов И.И.)
Проект Соглашения согласован и 29 июня т.г. направлен Сторонам для внутригосударственных согласований.
Российская Сторона информировала о том, что в связи с созданием в Москве Международного финансового центра и формирования его нормативной базы не исключено, что в текст Соглашения придется внести определенные коррективы и дополнения, отвечающие внутренним процессам трех стран.
9. О проекте Соглашения о порядке организации, управления, функционирования и развития общего рынка нефти, нефтепродуктов и газа (разработчик - РФ)
(Шматко С.И., Мынбаев С.М., Казакевич В.В., Мансуров Т.А., Кобяков А.В., Шукеев У.Е., Шувалов И.И.)
Российская Сторона предложила исключить из Соглашения вопросы, касающиеся газовой сферы, и посвятить это Соглашение вопросам нефти и нефтепродуктов. Вопросы газового рынка будут полностью отражены в соответствующем соглашении по газу.
Это предложение не было поддержано Белорусской Стороной. Казахстанская Сторона выразила готовность заключить такое Соглашение в случае одновременного подписания соглашений как по нефти и нефтепродуктам, так и по газу.
Стороны пришли к пониманию того, что данное Соглашение должно содержать полный набор принципов функционирования общего рынка нефти, нефтепродуктов и газа. При этом, по предложению Российской Стороны, вопросы, касающиеся газовой тематики, выносятся за скобки и подлежат уточнению Президентами трех стран.
Российская Сторона предложила предусмотреть разработку "Плана мероприятий по реализации Соглашения", включающего три обязательных этапа:
- создание системы информационного обмена;
- гармонизация национальных законодательств, определяющих основные положения функционирования рынков нефти и нефтепродуктов;
- унификация национальных законодательств в этих сферах.
Казахстанская Сторона не поддерживает предложение Российской Стороны об этапности реализации данного Соглашения и предлагает предусмотреть унификацию норм и стандартов в отношении нефти, газа и продуктов их переработки.
Стороны согласились с тем, что это Соглашение должно предусматривать нормы прямого действия. Принятием этого документа гармонизируется законодательство в нефтегазовой сфере.
Решили: Поручить Российской Стороне - разработчику проекта Соглашения подготовить развернутую ко
<< Назад |
||
Содержание Решение Комиссии Таможенного союза от 18 августа 2010 г. N 367 "О ходе выполнения Плана действий по формированию Единого экономического... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.