Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 12 апреля 2010 г. N 03-05-06-02/33
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом финансовой политики рассмотрел Ваше обращение к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву, поступившее из ФНС России (письмо от 30.03.2010 N 3-3-07/421), и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно статье 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) земельный налог относится к местным налогам.
Данный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов, средства от уплаты которого направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления.
На основании статьи 387 главы 31 "Земельный налог" Налогового кодекса земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса).
Также отмечаем, что в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом следует иметь в виду, что на основании статьи 392 Налогового кодекса налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) определено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (пункт 1 статьи 37 Жилищного кодекса).
Таким образом, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, то налогоплательщиками земельного налога признаются собственники жилых и нежилых помещений этого дома.
Налогоплательщики земельного налога, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (пункт 4 статьи 397 Налогового кодекса).
Одновременно обращаем внимание, что пунктом 2 статьи 387 Налогового кодекса представительным органам муниципальных образований предоставлено право устанавливать налоговые льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
В отношении вопроса о компенсации вкладов (взносов) в организациях государственного страхования отмечаем, что Департаментом финансовой политики ранее рассматривалось Ваше обращение по этому вопросу и даны разъяснения в соответствии с законодательством Российской Федерации письмом от 03.02.2010 N 05-05-05.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Плательщики земельного налога - это организации и физлица, обладающие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимости, является общей долевой собственностью владельцев помещений. При этом он должен быть сформирован и в отношении него должен быть проведен проведен государственный кадастровый учет.
Налоговая база в отношении таких участков определяется для каждого владельца пропорционально его доле в собственности.
Таким образом, если участок, на котором расположен многоквартирный дом сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, то плательщиками земельного налога признаются собственники жилых и нежилых помещений этого дома.
Физлица уплачивают земельный налог на основании уведомления, направленного налоговым органом.
Муниципалитеты вправе устанавливать льготы по налогу для отдельных категорий плательщиков.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 12 апреля 2010 г. N 03-05-06-02/33
Текст письма официально опубликован не был