Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 24 марта 2010 г. N 03-02-07/1-125
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено ваше письмо и сообщается следующее.
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено право налоговых органов вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи ими пояснений в связи с уплатой налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 88 Кодекса налоговые органы вправе истребовать у налогоплательщика пояснения, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.
Согласно пункту 1 статьи 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.
Статьей 93.1 Кодекса предусмотрено, что должностное лицо налогового органа проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы путем направления письменного поручения в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация). В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации).
Формы Уведомления о вызове налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) и Требования о представлении документов (информации) утверждены приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.
Формы указанных документов не предусматривают подпись руководителя (заместителя руководителя) налогового органа в качестве обязательного реквизита и печать налогового органа.
Как следует из определения Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2003 N 418-О подписание требования о представлении документов не руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, а иными принимающими соответствующее решение должностными лицами налогового органа не меняет правовую природу этого акта как ненормативного, возлагающего на налогоплательщика определенные обязанности.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговые органы вправе вызывать плательщиков для дачи ими пояснений в связи с уплатой налогов или проведением проверки.
Должностные лица также истребовать у плательщика и (или) у иных лиц необходимые документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого.
Основание - письменное уведомление или требование
Формы уведомления и требования утверждены приказом ФНС России (от 31 мая 2007 г. N ММ-3-06/338@). Подпись руководителя налогового органа и печать не предусмотрены в качестве обязательных реквизитов.
Конституционный Суд России разъяснил, что подписание требования о представлении документов не руководителем налогового органа, а иными должностными лицами не меняет правовую природу этого акта.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 24 марта 2010 г. N 03-02-07/1-125
Текст письма официально опубликован не был