Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 29 марта 2010 г. N 03-05-06-02/26
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел коллективное обращение жителей Завидовского сельского поселения, поступившее из Администрации Президента Российской Федерации (письмо от 18.03.2010 N А26-10-138965), и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно статье 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) земельный налог относится к местным налогам.
Данный налог является одним из основных источников формирования доходной базы местных бюджетов, средства от уплаты которого направляются на решение социально-экономических задач, стоящих перед органами местного самоуправления.
На основании статьи 387 главы 31 "Земельный налог" Налогового кодекса земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований и указанных субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса).
Налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (статья 390 Налогового кодекса).
Налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316 утверждены Правила проведения кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования и проводится не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Росреестра утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
При этом отмечаем, что в случае изменения налоговой базы по земельному налогу (кадастровой стоимости земельного участка) в течение налогового периода не вследствие исправления технических ошибок либо судебного решения, то для исчисления земельного налога должна применяться налоговая база, определенная на начало налогового периода, то есть на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки земель, является Минэкономразвития России.
Таким образом, по вопросам, связанным с увеличением кадастровой стоимости земельного участка, следует обращаться в Минэкономразвития России.
Также обращаем внимание, что на основании статьи 394 Налогового кодекса налоговые ставки для исчисления земельного налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель и (или) разрешенного использования земельного участка.
Статьей 395 Налогового кодекса установлен перечень категорий налогоплательщиков, которые освобождаются от уплаты земельного налога. Такие категории налогоплательщиков как пенсионеры, участники Великой Отечественной войны, инвалиды, труженики тыла, а также малообеспеченные и многодетные семьи в данный перечень не включены.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса для категорий налогоплательщиков, указанных в данном пункте, налоговая база при исчислении земельного налога уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.
К таким налогоплательщикам, в частности, относятся инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности, инвалиды с детства, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, ветераны и инвалиды боевых действий.
При этом следует иметь в виду, что на основании пункта 2 статьи 387 Налогового кодекса при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой земельным налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Учитывая изложенное, для решения вопросов, связанных с установлением конкретных налоговых ставок для уплаты земельного налога и предоставлением налоговых льгот по земельному налогу, следует обращаться в представительный орган муниципального образования, на территории которого располагается земельный участок.
В отношении сроков уплаты земельного налога отмечаем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 397 Налогового кодекса земельный налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (пункт 4 статьи 397 Налогового кодекса).
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога (статья 52 Налогового кодекса).
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Земельный налог устанавливается НК РФ и муниципальными нормативными правовыми актами. Плательщики - это организации и физлица, обладающие участками на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося отчетным периодом.
Для установления кадастровой стоимости проводится государственная кадастровая оценка земель. Она проводится не реже 1 раза в 5 лет и не чаще 1 раза в 3 года.
Ставки для исчисления земельного налога устанавливаются муниципалитетами.
Для некоторых категорий плательщиков база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 тыс. руб. Это, в частности, ветераны и инвалиды ВОВ, герои России или Советского Союза.
Муниципалитеты могут устанавливать налоговые льготы для отдельных категорий плательщиков.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 29 марта 2010 г. N 03-05-06-02/26
Текст письма официально опубликован не был