Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 30 ноября 2010 г. N 03-05-06-04/437
Вопрос: Прошу принять меры к отмене транспортного налога как юридически необоснованного, не имеющего экономических оснований и нарушающего принцип справедливости и равенства прав граждан.
Транспортный налог, введенный главой 28 Налогового кодекса, не соответствует основам законодательства о налогах и сборах, установленным статьей 3 Кодекса.
В состав объектов обложения транспортным налогом, который отнесен Минфином к имущественным, не включен, в частности, железнодорожный транспорт, чем нарушен принцип всеобщности и равенства налогообложения, установленный пунктом 1 статьи 3 Кодекса.
Налоговая база транспортного налога - мощность двигателя - не отражает ни интенсивность использования дорог транспортным средством, ни его остаточную стоимость, являющуюся согласно ст. 375 Кодекса налоговой базой имущественного налога. То есть налоговая база транспортного налога установлена произвольно и не имеет экономических оснований, что не соответствует требованиям пункта 3 статьи 3 Кодекса.
Ставки налога дифференцированы также произвольно, экономически не обоснованны и имеют дискриминационный характер для разных социальных групп автовладельцев. Дискриминация владельцев более мощных автомобилей имеет и негативные социальные последствия. В частности, транспортный налог ограничивает право граждан на безопасность, т.к. повышает стоимость владения более мощными авто, имеющими более эффективные системы пассивной безопасности.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел Ваше обращение, поступившее из Администрации Президента Российской Федерации, и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется.
При этом в соответствии с бюджетным законодательством субъектов Российской Федерации суммы, поступающие от уплаты транспортного налога, могут быть направлены как на содержание автомобильных дорог, так и на другие цели.
Согласно статье 358 Кодекса объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, объектом налогообложения по транспортному налогу признаются не только легковые и грузовые автомобили, а также водные и воздушные транспортные средства, которые не эксплуатируют дорожные покрытия.
Что касается железнодорожного транспорта, то он в отличие от автомобильного, водного или воздушного транспорта не подлежит государственной регистрации (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").
Установленный в главе 28 "Транспортный налог" Кодекса в качестве налоговой базы показатель мощности двигателя транспортного средства непосредственно влияет на цену приобретаемого транспортного средства и расходы на его содержание и в отличие, например, от показателя массы транспортного средства, наиболее эффективно отражает фактическую способность налогоплательщика к уплате налога.
В связи с этим полагаем, что установленная в настоящее время налоговая база по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя транспортного средства способствует единообразному применению метода налогообложения ко всем транспортным средствам, что соответствует принципам установления налогов, формам и методам налогового контроля и основным началам законодательства о налогах и сборах (статьи 1 и 3 Кодекса).
Кроме того, обращаем Ваше внимание на то, что вопрос о соответствии главы 28 Кодекса Конституции Российской Федерации неоднократно рассматривался в Конституционном Суде Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2010 N 600-О-О, от 17.12.2009 N 1613-О-О, от 01.12.2009 N 1552-О-О, от 23.06.2009 N 835-О-О). При этом каких-либо противоречий положений главы 28 Кодекса Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации не выявлено.
Одновременно сообщаем, что Федеральным законом от 27.11.2010 N 307-ФЗ "О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в главу 28 "Транспортный налог" Кодекса, в соответствии с которыми базовые ставки транспортного налога снижены в два раза по отдельным видам транспортных средств, а также предоставлено право законодательным (представительным) органам власти субъектов Российской Федерации устанавливать пониженные ставки транспортного налога в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно.
Указанный федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Транспортный налог является региональным. В федеральный бюджет он не начисляется.
В качестве налоговой базы используется показатель мощности двигателя транспортного средства. Он непосредственно влияет на цену объекта и расходы на его содержание. Эффективно отражается фактическая способность лица уплатить налог.
Установленная база способствует единообразному применению метода налогообложения ко всем транспортным средствам.
Вопрос о соответствии порядка уплаты налога Конституции РФ неоднократно рассматривался в Конституционном Суде. Каких-либо противоречий не выявлено.
Одновременно сообщается следующее. С 1 января 2011 г. вступают в силу изменения в НК РФ. Базовые ставки налога снижены в 2 раза по отдельным видам транспортных средств. Законодательным (представительным) органам власти регионов предоставлено право устанавливать пониженные ставки в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 30 ноября 2010 г. N 03-05-06-04/437
Текст письма официально опубликован не был