1. Общие положения
1.1. Действие настоящих Правил распространяется на грузовые вагоны и контейнеры принадлежности железнодорожных администраций (железных дорог) государств Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики, а также грузовые вагоны и контейнеры собственности юридических и физических лиц с восьмизначной нумерацией вагонов, начинающейся на цифру "5", при их эксплуатации в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении через порты Астраханского воднотранспортного узла, Махачкала (Российская Федерация) и Туркменбаши (Туркменистан) в соответствии с Правилами эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств, Правилами эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование универсальными контейнерами принадлежности железнодорожных администраций, Правилами эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов и другими нормативными документами, действующими в международном железнодорожном сообщении.
1.2. Погрузка грузов в грузовые вагоны и контейнеры назначением на железные дороги государств Содружества Независимых Государств, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении осуществляется в соответствии с пунктом 1.1 - 1.3 Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств и пунктами 1.1, 1.2 и 1.5 Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование универсальными контейнерами принадлежности железнодорожных администраций, а именно:
- назначением на станции железнодорожной администрации (железной дороги) - собственницы вагона;
- назначением на станции железнодорожных администраций (железных дорог), расположенные далее железнодорожной администрации (железной дороги) - собственницы при условии проследования последней транзитом.
1.3. По вопросам, не регламентированным настоящими Правилами, применяются соответствующие положения Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств, Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование универсальными контейнерами принадлежности железнодорожных администраций и других нормативных документов, действующих в рамках Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств.
2. Требования к грузовым вагонам и контейнерам, допускаемым к обращению
2.1. К обращению в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении через порты Астраханского воднотранспортного узла, Махачкала (Российская Федерация) и Туркменбаши (Туркменистан) допускаются грузовые вагоны и контейнеры, годные к эксплуатации и отвечающие действующим техническим требованиям, предъявляемым к вагонам грузового парка в международном сообщении, в соответствии с разделом 2 и Приложением 3 Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств и требованиям, предъявляемым к контейнерам в техническом и коммерческом отношениях, в соответствии с пунктами 1.1, 1.10 - 1.12, 2.1 - 2.2 и Приложением 5 Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование универсальными контейнерами принадлежности железнодорожных администраций, а также другим нормативным документам, утвержденным Советом по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств.
2.2. Вагоны, следующие в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении через порты Астраханского воднотранспортного узла, Махачкала (Российская Федерация) и Туркменбаши (Туркменистан), должны иметь осевую нагрузку до 23,5 т включительно и соответствовать габаритам для грузовых вагонов железных дорог колеи 1520 мм.
3. Передача вагонов и контейнеров
3.1. Передача вагонов и контейнеров осуществляется на станциях Порт Оля Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД", Махачкала Северо-Кавказской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" и Туркменбаши Туркменских железных дорог.
3.2. Прием и сдача вагонов и контейнеров производятся:
3.2.1. В направлении российских железных дорог: сдача - на станции Туркменбаши; прием - на станции Порт Оля, Махачкала.
3.2.2. В направлении туркменских железных дорог: сдача - на станциях Порт Оля, Махачкала; прием - на станции Туркменбаши.
3.3. Передача вагонов и контейнеров оформляется передаточной поездной ведомостью, подписываемой сдающей и принимающей сторонами, с наложением календарных штемпелей с датой и временем передачи.
Представители принимающей стороны сверяют принимаемые вагоны и контейнеры с передаточной поездной ведомостью, проводят их технический и коммерческий осмотры. Если при приеме вагонов и контейнеров обнаруживаются расхождения с данными передаточных поездных ведомостей, то в исходную передаточную поездную ведомость вносятся соответствующие исправления, заверенные подписями Представителей сдающей и принимающей сторон.
Вагоны и контейнеры считаются принятыми с момента подписания передаточной поездной ведомости и наложения календарного штемпеля с указанием времени приема (по московскому времени) представителями принимающей стороны.
При передаче вагонов к передаточной поездной ведомости прикладывается составленная сдающей стороной справка ф.204, содержащая картотечные данные о пробеге вагонов. Количество экземпляров справок ф.204 должно соответствовать количеству передаточных поездных ведомостей.
Вагоны считаются принятыми в техническом отношении после подписания, помимо передаточной поездной ведомости, справки ф.204 и наложения на них штемпеля представителем принимающей стороны.
3.4. Непринятые вагоны и контейнеры должны быть вычеркнуты из передаточных поездных ведомостей с указанием причины неприема. Непринятые вагоны и контейнеры возвращаются на сдающую железную дорогу. Ответственность за сохранность вагонов и контейнеров несет железная дорога, в балансовом наличии которой числятся указанные вагоны и контейнеры.
Принимающая железная дорога обязана обеспечить сохранность вагонов и грузов в непринятых вагонах, не возвращенных на сдающую железную дорогу. Срок задержки таких вагонов должен быть не более двух суток, а для скоропортящихся грузов - не более одних суток, по истечении которых принимается решение о доприеме вагонов или их возврате на сдающую железную дорогу.
3.5. Предъявляемые к передаче порожние вагоны должны быть полностью освобождены от остатков перевозимых грузов и реквизитов крепления, за исключением штатных реквизитов подвижного состава, и при необходимости промыты и продезинфицированы. Вагоны, не очищенные от остатков ранее перевозимых грузов или реквизитов крепления, не принимаются.
Порожние контейнеры должны быть очищены от остатков ранее перевозимых грузов, реквизитов креплений и при необходимости промыты и продезинфицированы.
3.6. После документального оформления приема-сдачи вагонов и контейнеров их неприем не допускается; Любые выявленные причины, по которым вагон или контейнер не может следовать дальше, должны быть устранены силами и средствами железной дороги, документально оформившей прием.
3.7. Возврат порожних вагонов и контейнеров, перевозка которых в груженом состоянии осуществлялась через паромную переправу, должен быть произведен через ту же паромную переправу.
Допускается возврат порожних вагонов на железную дорогу-собственницу по железным дорогам, если это не создает некомпенсированный порожний пробег.
4. Учет передачи грузовых вагонов и контейнеров
4.1. Грузовые вагоны и контейнеры, перемещаемые на пароме, учитываются в балансовом наличии сдающей железной дороги до момента приема их на станции примыкания к паромному комплексу принимающей железной дороги.
Единицей учета перехода является физический вагон или контейнер.
4.2. Передача грузовых вагонов и контейнеров между железными дорогами России и Туркменистана осуществляется по фактическому прибытию на станции примыкания к паромным комплексам назначения Астраханский воднотранспортный узел/Махачкала - Туркменбаши.
4.3. Возвращаемые сдающей железной дороге непринятые по какой-либо причине вагоны и контейнеры должны включаться в передаточную поездную ведомость. Возвращенные вагоны и контейнеры сдающая железная дорога учитывает в своем балансовом наличии.
Прием ранее не принятых вагонов принимающая железная дорога осуществляет по вновь составленной сдающей железной дорогой передаточной ведомости.
4.4. Пономерной учет перехода вагонов и контейнеров на станции паромного комплекса ведется на основании передаточных поездных ведомостей, подготавливаемых имеющимися техническими средствами сдающей железной дороги. Первоисточником для учета являются номера вагонов и контейнеров, зафиксированные соответственно в передаточной поездной ведомости.
4.5. Передачу сообщений в Информационно-вычислительный центр железнодорожных администраций (ИВЦ ЖА) о передаче грузовых вагонов и контейнеров с паромной переправы осуществляют станции Порт Оля, Махачкала и Туркменбаши в соответствии с пунктом 3.22 Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств и пунктом 5.3.3 Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование универсальными контейнерами принадлежности железнодорожных администраций.
Информация о неприеме, возврате, доприеме и корректировке приёма вагонов и контейнеров поступает в ИВЦ ЖА в виде сообщений, которые ИВЦ ЖА передает железнодорожным администрациям (железным дорогам) - собственницам вагонов и контейнеров согласно действующей технологии.
5. Техническое обслуживание и ремонт вагонов
5.1. Техническое обслуживание вагонов (технический осмотр, безотцепочный и текущий отцепочный ремонты) производится на станциях передачи в соответствии с пунктом 2.13 Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств средствами и за счет железной дороги, на которой находятся эти вагоны. При этом текущий отцепочный ремонт собственных вагонов с нумерацией на цифру "5" производится за счет их собственника в соответствии с пунктом 5.2 Правил эксплуатации и пономерного учета собственных грузовых вагонов.
5.2. Устранение повреждений вагонов, выявленных при техническом осмотре, производится силами и средствами железной дороги, сдающей вагоны, в объеме текущего ремонта в соответствии с пунктом 2.7, а при повреждении в объеме деповского и капитального ремонта - в соответствии с пунктом 2.15 Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств.
Техническое содержание и устранение повреждений контейнеров осуществляется в соответствии с разделом 3 Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование универсальными контейнерами принадлежности железнодорожных администраций.
6. Расчеты за пользование грузовыми вагонами и контейнерами. Возмещение за утрату и повреждение вагонов и контейнеров
6.1. Расчеты за пользование грузовыми вагонами и контейнерами.
6.1.1. Взаиморасчеты за пользование вагонами на морском участке пути с железнодорожными администрациями - собственниками вагонов осуществляются: в направлении Астраханский воднотранспортный узел/Махачкала - Туркменбаши железнодорожной администрацией России, в направлении Туркменбаши - Махачкала/Астраханский воднотранспортный узел железнодорожной администрацией Туркменистана, за все время нахождения вагонов на паромах.
Начисление платежей зa пользование грузовыми вагонами и контейнерами осуществляется за общее время нахождения вагонов и контейнеров на сухопутном участке пути сдающей железной дороги и на паромной переправе.
6.1.2. Порядок расчетов за пользование грузовыми вагонами регламентируется Правилами эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств, а контейнеров - Правилами эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование универсальными контейнерами принадлежности железнодорожных администраций.
6.2. Возмещение расходов железнодорожным администрациям (железным дорогам) - собственницам вагонов и контейнеров за их ремонт, а также ущерба от повреждения и утраты осуществляется:
6.2.1. Вагонов - в соответствии с Правилами эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами собственности других государств;
6.2.2. Контейнеров - в соответствии с разделом 4 Правил эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование универсальными контейнерами принадлежности железнодорожных администраций;
Компенсацию собственникам утраченных на паромном комплексе вагонов и контейнеров осуществляет сдающая железная дорога.
6.3. Возмещение сдающим дорогам расходов по оплате за пользование грузовыми вагонами и контейнерами за время нахождения их на паромной переправе, а также возмещение стоимости устранения повреждений и компенсации за утрату грузовых вагонов и контейнеров, возникших во время нахождения на паромной переправе, осуществляются в соответствии с заключенными соглашениями между железными дорогами и морским перевозчиком.
7. Введение в действие, дополнения и изменения Правил
Настоящие Правила, а также дополнения и изменения к ним утверждаются и вводятся в действие по решению Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств.
Статс-секретарь - заместитель Министра
транспорта Российской Федерации
С.А. Аристов
Заместитель Министра
железнодорожного транспорта Туркменистана
Г. Аманджаев
Председатель Государственной службы
морского и речного транспорта Туркменистана
М.Н. Мутдиков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правила эксплуатации, пономерного учета и расчетов за пользование грузовыми вагонами и контейнерами в прямом международном железнодорожно-паромном сообщении через порты Астраханского воднотранспортного узла, Махачкала (Российская Федерация) и Туркменбаши (Туркменистан) (утв. Минтрансом РФ, Министерством железнодорожного транспорта Туркменистана и Государственной службой морского и речного транспорта Туркменистана)
Настоящие Правила вводятся в действие по решению Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества Независимых Государств
Текст правил опубликован в газете "Транспорт России" от 6-12 декабря 2010 г. N 50, в деловом журнале "РЖД.Партнер.Документы", 2011 г., N 17