Письмо Фонда социального страхования РФ от 9 июля 2007 г. N 02-18/15-6431
В целях методической и практической помощи Фонд социального страхования Российской Федерации направляет рекомендации по применению на практике основных положений Федерального закона от 20.04.2007 53-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и сводную таблицу основных изменений, внесенных в Закон о размещении заказов.
Приложение: на 22 л.
Заместитель председателя Фонда |
А.Н. Абрамов |
Рекомендации
по применению основных положений Федерального закона от 20.04.2007 53-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
1. В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона 53-ФЗ, которой внесено изменение в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о размещении заказов), Закон о размещении заказов применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
Согласно части 2 ст. 3 Федерального закона 53-ФЗ, Бюджетный кодекс Российской Федерации приведен в соответствие с Законом о размещении заказов.
Таким образом, во всех случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд следует руководствоваться нормами Закона о размещении заказов вне зависимости от стоимости таких товаров, работ и услуг.
При этом, согласно п. б) ч. 46 Федерального закона 53-ФЗ, которым внесено изменение в ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов, государственный заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке (60 тыс. руб. в настоящее время), может быть размещен у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
В соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов (введен Федеральным законом 53-ФЗ) заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены государственные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
2. Согласно п. 7 ст. 1 Федерального закона 53-ФЗ, которым внесены изменения в п. 10 ст. 7 Закона о размещении заказов, принятие решения членами комиссии путем проведения заочного голосования, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам не допускается.
При этом, в соответствии с п.1 ст.6 Закона о размещении заказов, создание комиссии по размещению заказа осуществляется государственным заказчиком.
В связи с вышеизложенным, рекомендуется утверждать состав комиссий и осуществлять замену члена комиссии только путем издания соответствующего приказа.
3. Пункт а) ч. 8 ст. 1 Федерального закона 53-ФЗ, которым внесено изменение в абзац первый ч. 3 ст. 9 Закона о размещении заказов, установил обязанность (а не право, как это было раньше) государственного заказчика отказаться от заключения государственного контракта с победителем конкурса, аукциона, запроса котировок (либо при уклонении победителя конкурса, аукциона, запроса котировок от заключения государственного контракта с участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт) в случае установления фактов, указанных в ч. 3 ст. 9 Закона о размещении заказов.
4. Пунктом д) ч. 8 ст. 1 Федерального закона 53-ФЗ внесены изменения в ч. 6 ст. 9 Закона о размещении заказов, согласно которым в случае, если это предусмотрено конкурсной документацией, заказчик по согласованию с поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов предусмотренные контрактом количество товаров, объем работ, услуг при изменении потребности в товарах, работах, услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых заключен контракт, или при выявлении потребности в дополнительном объеме работ, услуг, не предусмотренных контрактом, но связанных с работами, услугами, предусмотренными контрактом.
В случае, если это предусмотрено документацией об аукционе, а также в случае, если заказ размещается у единственного поставщика в соответствии с пунктом 16 части 2 статьи 55 настоящего федерального закона, заказчик по согласованию с поставщиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на десять процентов количество всех предусмотренных контрактом товаров при изменении потребности в товарах, на поставку которых заключен контракт.
Таким образом, следует обратить внимание, что при размещении заказа путем проведения конкурса возможно изменение количества товаров, объема работ, услуг, а при размещении заказа путем проведения аукциона - только количества товаров. При сокращении потребности в товарах, работах, услугах заказчик обязан изменить цену контракта, а при поставке (выполнении, оказании) дополнительных товаров (работ, услуг) - вправе изменить цену контракта.
5. В соответствии с пунктом з) ч. 8 ст. 1 Федерального закона 53-ФЗ, которым внесено изменение в ст. 9 Закона о размещении заказов, при размещении государственного заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта определяется на весь срок выполнения таких работ исходя из их цены в течение соответствующих лет планируемого периода исполнения контракта (ч. 7.2 ст. 9 Закона о размещении заказов).
6. В соответствии с пунктом б) ч. 9 ст. 1 Федерального закона 53-ФЗ, который внес изменения в ст. 10 Закона о размещении заказов, размещение государственного, муниципального заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения аукциона.
Обращаем внимание, что указанный пункт вступает в силу с 01 января 2008 года в соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона 53-ФЗ.
В этой связи и в целях получения наиболее качественных работ рекомендуется осуществлять тщательную проработку документации об аукционе, в том числе проекта государственного контракта и технической части документации, в части определения функциональных и качественных характеристик работ, включения требования обеспечения исполнения государственного контракта, а также обязательного условия о порядке осуществления государственным заказчиком приемки выполняемых работ.
При этом, в соответствии с пунктом к) ч. 8 ст. 1 Федерального закона 53-ФЗ, в случае просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней).
7. Пунктом в) ч. 9 ст. 1 Федерального закона 53-ФЗ внесены изменения в п. 6 ст. 10 Закона о размещении заказов, в соответствии с которыми совместные торги могут проводиться не только на поставки одноименных товаров, но и на выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг.
8. В п. г) ч. 9 ст. 1 Федерального закона 53-ФЗ, которым внесено изменение в ст. 10 Закона о размещении заказов, дано определение одноименных товаров, работ, услуг (ч. 6.1. ст. 10 Закона о размещении заказов).
Так под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной подгруппе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов.
До этого понятие одноименных товаров было предусмотрено только в постановлении Правительства Российской Федерации от 27.10.2006 631, причем, применительно к совместным торгам. Кроме того, в письме от 23.06.2006 N Д07-1220 Минэкономразвития России считало возможным придерживаться общих определений товара, которые используются, например, в ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", постановлении Госкомстата России от 25.03.2002 N 23 "Об утверждении "Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен".
9. Пункт а) ч. 11 Федерального закона 53-ФЗ дополнил п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов новым основанием для недопущения конкурсной комиссией к участию в конкурсе - наличие в заявках предложения о цене контракта, превышающей начальную (максимальную) цену контракта (цену лота).
10. В соответствии с п. в) ч. 19, ч. 22, п. б) ч. 31, п. д) ч. 32 Федерального закона 53-ФЗ внесены изменения в ст. 21, ч. 3 ст. 24, ст. 33, ст. 34 Закона о размещении заказов - изменены сроки и порядок внесения изменений в документацию о торгах, а также разделены понятия "изменение в извещении о проведении торгов" и "изменение в документацию".
Обращаем внимание, что в данных случаях действует правило: решение об изменении принимается не позднее чем за пять дней до даты окончания подачи заявок. Срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня опубликования в официальном печатном издании и размещения на официальном сайте внесенных изменений в извещение о проведении открытого конкурса до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе такой срок составлял не менее чем двадцать дней, при изменении срока подачи заявок на участие в аукционе - не менее чем пятнадцать дней.
Изменение предмета конкурса (аукциона) не допускается.
При внесении изменений в конкурсную документацию (документацию об аукционе) обязательно направление всем участникам, которым была предоставлена документация, заказных писем или электронных документов, с указанием таких изменений.
11. Частью 19, 31 ст. 1 Федерального закона 53-ФЗ внесены изменения в ст. 21, 33 Закона о размещении заказов в части содержания извещения о проведении открытого конкурса (аукциона).
Необходимо иметь ввиду, что пунктом б) ч. 20, п. б) ч. 32 ст. 1 Федерального закона 53-ФЗ также внесены изменения в содержание конкурсной документации, документации об аукционе (п. 4 ст. 22, п. 3 ст. 34 Закона о размещении заказов), согласно которым она должна включать в себя начальную (максимальную) цену контракта (цену лота), форму, сроки и порядок оплаты товара, работ, услуг, источник финансирования заказа и др.
12. В соответствии с п. а) ч. 20, п. а) ч. 32 статьи 1 Федерального закона 53-ФЗ, которыми внесены изменения в ст. 22, 34 Закона о размещении заказов, не допускается включать в конкурсную документацию, документацию об аукционе (в том числе и в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требования к участнику размещения заказа (в том числе требования к квалификации участника размещения заказа, включая наличие у участника размещения заказа опыта работы), а также требования к его деловой репутации, требования о наличии у участника размещения заказа производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, за исключением если возможность установления таких требований к участнику размещения заказа предусмотрена Законом о размещении заказов.
13. Законом о размещении заказов предусмотрено право государственного заказчика устанавливать требование обеспечения исполнения государственного контракта.
Пунктом б) ч. 20 ст. 1 Федерального закона 53-ФЗ внесены изменения в п. 4 ст. 22 Закона о размещении заказов, согласно которым предусмотрена обязанность государственного заказчика, уполномоченного органа устанавливать требования обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 50 млн. рублей.
Вместе с тем, рекомендуем применять положения пункта 20 статьи 1 Федерального закона 53-ФЗ в части обеспечения исполнения контракта в размере не менее аванса и в том случае, если начальная цена контракта не превышает 50 млн. рублей и предполагается авансирование государственного контракта.
Одновременно рекомендуется использовать в практической деятельности при размещении заказов письмо Минэкономразвития России от 02.05.2007 6121-АШ/Д04 "О мерах по предупреждению неблагоприятных последствий от действий недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по государственным и муниципальным контрактам".
14. Пункт г) ч. 23, п. в) ч. 33 ст. 1 Федерального закона 53-ФЗ вносят изменения в п.4 ст. 25, п. 3 ст. 35 Закона о размещении заказов, согласно которым не допускается требовать от участника размещения заказа не только документы, но и сведения, не предусмотренные п. 3 ст. 25 и п. 2 ст. 35 Закона о размещении заказов соответственно.
К примеру, с учетом разъяснений ФАС России, не допускается при подготовке конкурсной документации устанавливать в конкурсной документации:
- требования представления документа, подтверждающего наличие или отсутствие организационной структуры сервисного технического обслуживания,
- требования о предоставлении участниками размещения заказа в составе заявки на участие в конкурсе выписки из единого государственного реестра юридических лиц, выданной не ранее определенного срока.
15. В соответствии с п. г) ч. 25, п. б) ч. 27, п. д) ч. 34, п. б) ч. 35 ст. 1 Федерального закона 53-ФЗ, которые внесли изменения в ч. 5 ст. 27, ст. 29, ч. 6 ст. 36, ст. 38 Закона о размещении заказов, государственный контракт может быть заключен не ранее чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (протокола аукциона).
Что касается размещения заказа путем запроса котировок, то согласно п. г) ч. 43 ст. 1 Федерального закона 53-ФЗ, которым вносится изменение в ст. 47 Закона о размещении заказов, государственный контракт может быть заключен не ранее чем через пять дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола.
16. Пунктом б) ч. 26 Федерального закона 53-ФЗ внесено изменение в п. 4 ст. 28 Закона о размещении заказов, согласно которому цена государственного контракта является обязательным критерием оценки заявок на участие в конкурсе.
17. В соответствии с п. в) ч. 26 ст. 1 Федерального закона 53-ФЗ, которым внесены изменения в п. 5 ст. 28 Закона о размещении заказов, расширен перечень работ и услуг, при проведении конкурса на которые предусмотрен такой критерий оценки заявок, как квалификация участника конкурса, если такой критерий предусмотрен конкурсной документацией.
18. Пунктом а) ч. 30 Федерального закона 53-ФЗ внесено изменение в п. 3 ст. 32 Закона о размещении заказов, которым увеличена максимальная цена контракта, заключаемого по итогам проведения открытого аукциона в электронной форме на сайте в сети "Интернет", до одного миллиона рублей.
19. Увеличена максимальная сумма государственного контракта, заключаемого по результатам проведения запроса котировок до 500 тысяч рублей (ч. 2 ст. 42 Закона о размещении заказов).
20. Пунктом а) ч. 43 ст. 1 Федерального закона 53-ФЗ внесены изменения в п. 1 ст. 45 Закона о размещении заказов, в соответствии с которыми при проведении запроса котировок на заключение государственного контракта на сумму, не превышающую 250 тысяч рублей, срок размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок остается прежним (4 рабочих дня). При объявлении запроса котировок на право заключения контракта на сумму, превышающую 250 тысяч рублей, срок приема заявок составляет не менее 7 рабочих дней.
Следует обратить внимание, что в настоящее время заказчик обязан разместить на официальном сайте не только извещение о проведении запроса котировок, но и проект государственного контракта, заключаемого по результатам такого запроса.
21. Пунктом б) ч. 46 Федерального закона 53-ФЗ внесены изменения в п. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов, которым расширен перечень случаев размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Так, размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется государственным заказчиком также в случае, если:
- при повторном размещении заказа путем запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка в соответствии с ч.8 ст.46 Закона о размещении заказов;
- осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами;
- возникла потребность у заказчика, уполномоченного органа или специализированной организации в опубликовании в официальном печатном издании извещения о проведении открытого конкурса или извещения о проведении открытого аукциона;
- осуществляется размещение заказа на поставку российского вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, у поставщика такого вооружения и военной техники, включенного в реестр единственных поставщиков такого вооружения и военной техники. Порядок ведения реестра единственных поставщиков такого вооружения и военной техники, порядок формирования цены на такое вооружение и военную технику устанавливаются Правительством Российской Федерации;
- осуществляется размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд у поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации.
22. Закон о размещении заказов предусматривает предоставление субъектам малого предпринимательства гарантированной возможности участвовать в размещении заказов для государственных нужд.
Федеральным законом 53-ФЗ вводится вилка процента обязательного размещения заказа у субъектов малого предпринимательства. Если раньше обязательный процент составлял 15%, то теперь от 10 до 20% общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Также установлено, что размещение заказа у субъектов малого предпринимательства может осуществляться не только путем проведения торгов, но и путем запроса котировок.
Установлена начальная (максимальная) цена контракта (лота) при размещении заказа у субъектов малого предпринимательства. Начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства не должна превышать три миллиона рублей, начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказа на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства не должна превышать два миллиона рублей. (Ранее данный вопрос регулировался постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 642).
См. данную форму в редакторе MS-Word
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В связи с изменением законодательства разъяснены отдельные вопросы размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Так, закупка товаров (работ, услуг) независимо от их стоимости во всех случаях производится путем размещения заказа. Если его сумма не превышает предельного размера расчетов наличными между организациями по одной сделке (в настоящее время 60 тыс. руб.), заказ можно размещать у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
При закупках через конкурс заказчик в ходе исполнения контракта может изменить количество поставляемых товаров, объема работ, услуг. В случае сокращения потребности в товарах (работах, услугах) он обязан изменить цену контракта. При необходимости дополнительных поставок пересмотр цены - право, а не обязанность заказчика.
Письмо Фонда социального страхования РФ от 9 июля 2007 г. N 02-18/15-6431
Текст письма размещен на сайте Фонда социального страхования РФ в Internet (http://www.fss.ru)