Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 13 декабря 2010 г. N 03-05-06-03/135
Вопрос: В 2002 году сособственники сформированного в установленном законом порядке земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения заключили договор аренды с сельскохозяйственной организацией. Договор прошел регистрацию в Управлении Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю.
В 2010 г., получив письменное согласие арендатора участники долевой собственности провели общее собрание, на котором приняли решение о выделении в счет земельных долей земельного участка с целью заключения нового договора аренды с этим же арендатором со сроком до 2022 года, при этом часть сособственников земельного участка не производят выделение земельных участков в счет принадлежащих им земельных долей и остаются в исходном земельном участке.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии было сообщено, что для целей регистрации права общей долевой собственности на новый сформированный путем выделения земельный участок необходимо каждому из более чем 700 сособственников оплатить две государственные пошлины:
1) за государственную регистрацию прекращения права на недвижимое имущество (в исходном земельном участке) в размере 1000 рублей;
2) за государственную регистрацию права общей долевой собственности на новый сформированный путем выделения земельный участок в размере 50 рублей.
На основании вышеизложенного, просим Вас разъяснить:
1. В случае выделения земельного участка в счет земельных долей (земли сельскохозяйственного назначения) необходимо ли каждому сособственнику кроме оплаты государственной пошлины за регистрацию права общей долевой собственности в новом земельного участке в размере 50 рублей производить дополнительную оплату государственной пошлины за государственную регистрацию прекращения права общей долевой собственности в исходном земельном участке в размере 1000 рублей?
2. Распространяет ли свое действие на образуемые в настоящее время в результате выдела земельные участки письмо Министерства финансов Российской Федерации от 16.01.2008 г. N 03-05-04-03/01?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел Ваше обращение по вопросам уплаты государственной пошлины при выделе участниками долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и сообщает, что поскольку не представлены необходимые документы по существу затронутого вопроса, дать однозначный ответ не представляется возможным.
При этом сообщаем, что статьей 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что государственная пошлина является сбором, взимаемым с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных данной главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований статьи 4 данного Федерального закона.
Согласно пункту 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 ЗК РФ, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 11.5 ЗК РФ выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).
При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 22.2 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав осуществляется одновременно в отношении всех земельных участков, образуемых при разделе, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков. Положения данного пункта не применяются при государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при выделе из земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в общей долевой собственности более чем пяти лиц.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Закона N 122-ФЗ если в связи с изменением сведений об объекте недвижимого имущества, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, требуется внесение соответствующих изменений в подраздел I Единого государственного реестра прав (далее - ЕГРП), уточненные сведения о таком объекте недвижимого имущества вносятся в ЕГРП без заявления правообладателя и без повторной регистрации при внесении в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" этих сведений в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, по мнению Департамента, изменение сведений ЕГРП в отношении измененного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется без уплаты государственной пошлины.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457, контроль за деятельностью территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) относится к компетенции Росреестра.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Как пояснил Минфин, уточненные сведения об объекте недвижимости, содержащиеся в госкадастре, одновременно вносятся в ЕГРП. При этом заявление правообладателя и повторная регистрация не требуются.
Соответственно, сведения о земельном участке сельхозназначения, из которого осуществлен выдел, вносятся в ЕГРП без уплаты госпошлины.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 декабря 2010 г. N 03-05-06-03/135
Текст письма официально опубликован не был