Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 16 декабря 2010 г. N 03-03-06/1/780
Вопрос: В мае 2010 г. ОАО заключен договор с Кредитной организацией о предоставлении кредитной линии в размере 2854950 руб. сроком на 5 лет под 15% годовых (14,5% - процент за пользование кредитом и 0,5% - комиссия за ведение ссудного счета). В рамках кредитной линии Банком были предоставлены 2 транша:
1 транш - май 2010 г. в размере 2 268 930 рублей до июня 2015 г.;
2 транш - июнь 2010 г. в размере 586 020 рублей до июня 2015 г.
Учетной политикой Общества предусмотрено, что "...при наличии одного долгового обязательства средним уровнем процентов по полученным обязательствам признается информация о среднем уровне процентов, предъявленная банком-кредитором/заимодавцем по предоставляемым организациям этим банком/заимодавцем обязательствам". По запросу Общества от Банка был получен следующий ответ: "...Средний уровень процентных ставок по выданным кредитным средствам юридическим лицам во 2 квартале 2010 г. в рублевом эквиваленте сроком на 5 лет составляет от 14 до 16% годовых, комиссия за обслуживание ссудного счета от 0,5 до 2%", что подтверждает несущественное отклонение начисленных по долговому обязательству процентов от их среднего уровня. Основываясь на данную информацию, ОАО приняло решение отнести расходы по процентам по долговому обязательству в налоговом учете в размере фактических затрат.
Вправе ли ОАО в соответствии с налоговым учетом отнести к расходам проценты по долговому обязательству в размере фактических затрат?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо от 20.09.2010 N 1009/854 по вопросу учета расходов и сообщает следующее.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к внереализационным расходам относятся расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида.
Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения указанных ценных бумаг у третьих лиц) и первоначальной доходности, установленной эмитентом (заимодавцем) в условиях эмиссии (выпуска, договора), но не выше фактической.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269 НК РФ расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце - для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения.
При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на коэффициент (при оформлении долгового обязательства в рублях).
Таким образом, фактически начисленные проценты могут быть учтены в расходах для целей налогообложения при условии, что они не превышают предельную величину процентов, рассчитанную исходя из среднего уровня процентов или ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации в зависимости от того, какой порядок определения предельной величины процентов закреплен налогоплательщиком в налоговом учете.
В случае если организация установила порядок определения предельной величины процентов исходя из среднего уровня процентов, и в случае наличия только одного долгового обязательства полагаем, что предельную величину процентов необходимо определять исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Проценты по долговым обязательствам любого вида относятся к внереализационным расходам. При этом они не должны существенно отклоняться от среднего уровня процентов, взимаемых по таким обязательствам, выданным на сопоставимых условиях в том же квартале (месяце).
При отсутствии аналогичных долговых обязательств предельная величина процентов, признаваемых расходом принимается равной ставке рефинансирования ЦБР, увеличенной на коэффициент.
Порядок, в соответствии с которым исчисляется предельная величина процентов, признаваемых расходом, закрепляется в учетной политике.
Таким образом, фактически начисленные проценты могут быть учтены в расходах, если они не превышают предельную величину.
Если организация определяет предельную величину процентов исходя из среднего их уровня, то при наличии только 1 долгового обязательства необходимо использовать ставку рефинансирования ЦБР.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. N 03-03-06/1/780
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 18 января 2011 г. N 3, в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 1 февраля 2011 г. N 3