Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 15 декабря 2010 г. N 03-05-06-01/157
Вопрос: 1. Государство обязало меня зарегистрировать имущество на ребёнка, а теперь требует платить налог за него. Налог на имущество ребёнка, который самостоятельно платить не может, я считаю глупостью. Прошу вас пересмотреть вопрос по поводу налогообложения детей и сделать исключение.
2. Второй вопрос у меня заключается в том, чтобы пересмотреть налог на транспорт, ведь дороги изнашиваются с годами и транспорт тоже, при этом налог на автомобиль остаётся таким же, как был для нового авто. Моей машине почти 17 лет, а плачу как за новую. Введите коэффициент, зависящий от количества лет машины.
3. Почему нельзя вернуть налог на доходы физ.лиц сразу, чтобы погасить хоть часть ипотеки и уменьшить её срок?
Прошу Вас выдвинуть предложения по улучшению расчёта налоговых вычетов и возврата налога на квартиры, взятые в ипотеку у молодых семей.
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено Ваше письмо, поступившее из Администрации Президента Российской Федерации, и сообщается следующее.
По вопросу об уплате налога на имущество физических лиц несовершеннолетними гражданами.
В настоящее время порядок налогообложения имущества физических лиц установлен Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон).
Согласно пункту 1 статьи 1 Закона налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения независимо от их возраста, имущественного положения и иных критериев.
При этом объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, иные строения, помещения и сооружения, а также доли в праве общей собственности на указанное имущество (статья 2 Закона).
Пунктом 2 статьи 27 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) предусмотрено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Так, несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя, за исключением тех сделок, которые они вправе совершать самостоятельно (пункты 1 и 2 статьи 26 Гражданского кодекса Российской Федерации).
За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны, за исключением сделок, которые они вправе совершать самостоятельно (пункты 1 и 2 статьи 28 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами. При этом уплата налога производится на основании платежного извещения, которое направляется налоговыми органами каждому налогоплательщику (пункт 8 статьи 5 Закона).
Учитывая, что в силу пункта 4 статьи 4 Закона органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками, по вопросу об освобождении от уплаты налога на имущество физических лиц несовершеннолетних детей следует обращаться в представительный орган местного самоуправления по месту нахождения недвижимого имущества.
По вопросу об уплате транспортного налога.
Согласно статье 14 Налогового кодекса транспортный налог является региональным налогом, который устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вводя транспортный налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки его уплаты.
Так, налоговые ставки, установленные в пункте 1 статьи 361 Налогового кодекса в зависимости от мощности двигателя и категории транспортных средств, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.
Кроме того, в силу статьи 356 Налогового кодекса при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Учитывая изложенное, вопросы, связанные с дифференциацией налоговых ставок в зависимости от количества лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, а также со снижением налоговых ставок в отношении отдельных категорий транспортных средств на территории Вологодской области, находятся в компетенции Законодательного Собрания Вологодской области.
По вопросу о совершенствовании порядка предоставления имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета, в частности, в сумме, израсходованной им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации квартиры в размере фактически произведенных расходов, но не более 2 млн. рублей.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 210 Налогового кодекса для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса (13 процентов), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, в том числе имущественного налогового вычета, предусмотренного статьей 220 Налогового кодекса.
Таким образом, вышеуказанный имущественный налоговый вычет предоставляется путем уменьшения доходов, подлежащих налогообложению в текущем налоговом периоде по ставке 13 процентов, на сумму предоставляемого вычета, связанного с приобретением жилья.
Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования.
Вместе с тем согласно пункту 3 статьи 220 Налогового кодекса имущественный налоговый вычет при приобретении жилья может быть предоставлен не только при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода, но и до окончания налогового периода при его обращении к работодателю при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет налоговым органом на основании уведомления, утвержденного приказом ФНС России от 25 декабря 2009 г. N ММ-7-3/714@.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Плательщиками налога на имущество физлиц признаются граждане (собственники) независимо от их возраста.
При этом обязанность по уплате налога за несовершеннолетних граждан исполняют их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители).
Относительно транспортного налога указано следующее.
Вопросы дифференциации налоговых ставок в зависимости от года выпуска транспортного средства, а также предоставление льгот по его уплате относятся к компетенции региональных властей.
Также даны разъяснения по НДФЛ.
Указано, что при покупке жилья на сумму вычета уменьшаются доходы, облагаемые по ставке 13%.
При этом, если вычет не может быть использован полностью, его остаток разрешается переносить на последующие налоговые периоды.
Вычет может предоставляется как при подаче налоговой декларации, так и при обращении к работодателю. В последнем случае право на вычет нужно подтвердить. Для этого налоговый орган выдает специальное уведомление.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 декабря 2010 г. N 03-05-06-01/157
Текст письма официально опубликован не был