Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 13 января 2010 г. N 03-03-06/1/7
Вопрос: Открытое акционерное общество является акционерным инвестиционным фондом, который обязан свои инвестиционные резервы (активы акционерного инвестиционного фонда) передать в доверительное управление управляющей компании.
Расходы, связанные с доверительным управлением имуществом, составляющим активы акционерного инвестиционного фонда, оплачиваются за счет указанного имущества.
При этом, согласно п. 4.1 Положения о деятельности управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов и паевых инвестиционных фондов, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 18.02.2004 N 04-5/пс, подлинные экземпляры первичных документов в отношении имущества, составляющего инвестиционные резервы акционерного инвестиционного фонда, должны храниться у управляющей компании. Пунктом 2.1 Положения о деятельности специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, утвержденного постановлением ФКЦБ России от 10.02.2004 N 04-3/пс, установлен перечень первичных документов в отношении имущества акционерного инвестиционного фонда.
Однако в соответствии с п. 3 ст. 276 Налогового кодекса Российской Федерации расходы, связанные с осуществлением договора доверительного управления имуществом, признаются расходами, связанными с производством, или внереализационными расходами учредителя управления (т.е. акционерного инвестиционного фонда) в зависимости от вида осуществленных расходов.
Согласно ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Так как первичные документы по расходам, связанным с доверительным управлением имуществом акционерного инвестиционного фонда должны храниться у управляющей компании, то какими документами подтвердить обоснованность данных расходов акционерного инвестиционного фонда в соответствии со ст. 252 и п. 3 ст. 276 НК РФ?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения прибыли организаций при передаче акционерным инвестиционным фондом инвестиционных резервов в доверительное управление и сообщает следующее.
Особенности определения налоговой базы участников договора доверительного управления имуществом установлены статьей 276 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Пунктом 3 статьи 276 НК РФ предусмотрено, что доходы учредителя доверительного управления, являющегося выгодоприобретателем, в рамках договора доверительного управления имуществом включаются в состав его выручки или внереализационных доходов в зависимости от полученного вида дохода.
Расходы, связанные с осуществлением договора доверительного управления имуществом (включая амортизацию имущества, а также вознаграждение доверительного управляющего), признаются расходами, связанными с производством, или внереализационными расходами учредителя управления в зависимости от вида осуществленных расходов.
При доверительном управлении ценными бумагами доверительный управляющий определяет доходы и расходы в порядке, предусмотренном статьей 280 НК РФ (пункт 2 статьи 276 НК РФ).
На основании пункта 2 статьи 276 НК РФ доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом доходы и расходы по доверительному управлению имуществом и представлять учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о полученных доходах и расходах для их учета учредителем управления (выгодоприобретателем) при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ.
Учитывая изложенное, учредитель доверительного управления учитывает доходы, полученные в рамках договора доверительного управления, и расходы, связанные с осуществлением договора доверительного управления имуществом, на основании сведений, предоставляемых доверительным управляющим с учетом требований статьи 276 НК РФ.
При этом перечень таких сведений, а также ответственность доверительного управляющего за их ненадлежащее представление могут быть определены в рамках гражданско-правовых отношений.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Управляющий обязан ежемесячно рассчитывать доходы и расходы по доверительному управлению имуществом. Эти сведения представляются учредителю для учета при определении налоговой базы.
Таким образом, учредитель учитывает доходы и расходы на основании сведений, предоставляемых доверительным управляющим.
Перечень таких сведений и ответственность доверительного управляющего за их ненадлежащее представление могут быть определены в рамках гражданско-правовых отношений.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 13 января 2010 г. N 03-03-06/1/7
Текст письма официально опубликован не был