Методические указания
по определению величины накладных расходов и сметной прибыли в сметной документации при реставрации
(редакция 2009 г.)
МДР 81-02-2009
Введение
Настоящие Методические указания составлены в развитие п. 4.7. Методических рекомендаций определения стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия на территории Российской Федерации и определяют порядок расчета величины накладных расходов и сметной прибыли при исчислении сметной стоимости работ на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) с применением новой сметно-нормативной базы.
Положения, приведенные в Методических указаниях, рекомендуются для использования организациями независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими ремонтно-реставрационные работы с привлечением средств государственного бюджета всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования в условиях рыночных отношений, сложившихся в Российской Федерации.
В Методических указаниях учтены положения, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе Российской Федерации "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Налоговом кодексе Российской Федерации, Методических рекомендациях по планированию и учету себестоимости строительных работ, а также в действующих нормативных актах по бухгалтерскому учету и др. документах.
Методические указания имеют в своем составе общие положения по определению величины накладных расходов и сметной прибыли при ремонтно-реставрационных работах и применению самих нормативов накладных расходов и сметной прибыли.
1.Общие положения
1.1. Методические указания предназначены для определения величины накладных расходов и сметной прибыли:
- инвесторами (заказчиками-застройщиками) при составлении инвесторских смет для оценки инвестиционных программ (проектов), при подготовке заключаемого договора, в т.ч. при подрядных торгах и определении договорных цен в случаях формирования их на основе переговоров заказчиков с подрядчиками;
- подрядными организациями при составлении ценовых предложений на конкурсные торги и расчетах за выполненные работы;
- проектными организациями при разработке сметной документации.
1.2. Накладные расходы, как часть сметной себестоимости строительно-монтажных, ремонтных, ремонтно-реставрационных работ представляют собой совокупность затрат, связанных с созданием необходимых условий для выполнения ремонтно-реставрационных, строительных, ремонтно-строительных и пусконаладочных работ, а также их организацией, управлением и обслуживанием.
1.3. Сметная нормативная величина накладных расходов отражает среднеотраслевые общественно необходимые затраты, входящие в состав цены на ремонтно-реставрационные работы на объектах - памятниках истории и культуры.
1.4. Для определения стоимости ремонтно-реставрационных работ на различных стадиях инвестиционного процесса рекомендуется использовать систему норм накладных расходов, которые по своему функциональному назначению и масштабу применения подразделяются на следующие виды:
- укрупненные нормативы по ремонтно-реставрационным работам на объекте; (прил. N 1)
- нормативы по видам ремонтно-реставрационных работ; (прил. N 2)
- индивидуальные нормы для конкретной ремонтно-реставрационной организации (на объектах финансируемых из внебюджетных источников).
1.5. Накладные расходы нормируются косвенным способом в процентах от сметных затрат на оплату труда рабочих (реставраторов, строителей и механизаторов) в составе прямых затрат.
1.6. В нормах накладных расходов учтены изменения размера Единого социального налога (ЕСН) по сравнению с уровнем 1984 г. до 35,6% ,а также учтены изменения ставки ЕСН на 01.01.2005 г. до 26% (К=0,94);
1.7. Сметная прибыль в составе сметной стоимости строительной продукции - это средства, предназначенные для покрытия расходов подрядных организаций на развитие производства и материальное стимулирование работников. Сметная прибыль является нормативной частью стоимости строительной продукции и не относится на себестоимость работ.
1.8. В составе норматива сметной прибыли учтены затраты на:
- отдельные федеральные, региональные и местные налоги и сборы, в т.ч.: налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на прибыль предприятий и организаций по ставкам, устанавливаемым органами местного самоуправления в размере не выше 5 процентов;
- расширенное воспроизводство подрядных организаций (модернизация оборудования, реконструкция объектов основных фондов);
- материальное стимулирование работников (материальная помощь, проведение мероприятий по охране здоровья и отдыха, не связанных непосредственно с участием работников в производственном процессе);
- организацию помощи и бесплатных услуг учебным заведениям.
1.9 В качестве базы для исчисления сметной прибыли, как и для накладных расходов, принимается величина средств на оплату труда рабочих (реставраторов, строителей и механизаторов) в текущих ценах в составе сметных прямых затрат.
1.10. Сметная прибыль определяется с использованием:
- общеотраслевого норматива, устанавливаемых для всех исполнителей работ; (прил. N 1)
- нормативов по видам ремонтно-реставрационных работ; (прил. N 2)
- индивидуальной нормы для конкретной ремонтно-реставрационной организации (на объектах финансируемых из внебюджетных источников).
Решение по выбору варианта исчисления величины сметной прибыли принимается инвестором (заказчиком-застройщиком) и подрядчиком на равноправной основе.
2. Применение нормативов накладных расходов при составлении сметной документации на работы по реставрации объектов культурного наследия и расчетах за выполненные работы
2.1. Величина накладных расходов определяется в локальных сметах (сметных расчетах) в текущем уровне цен (базисном уровне цен с 01.01.2000 г.).
При использовании укрупненного норматива накладных расходов по ремонтно-реставрационным работам начисление накладных расходов производится в конце сметы (расчета) за итогом прямых затрат.
Начисление нормативов накладных расходов по видам ремонтно-реставрационных, строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ производится на комплексы работ, определяемых в соответствии с наименованием сборников ГЭСНрр-2001, ГЭСН-2001, ГЭСНм-2001 и ГЭСНр-2001.
Укрупненный норматив накладных расходов и нормативы по видам работ приведены в приложении N 1.
2.2. Порядок применения нормативов накладных расходов в сметах зависит от метода определения сметной стоимости ремонтно-реставрационных работ и стадийности проектной документации.
2.3. При применении ресурсного метода, когда в процессе составления локальных сметных расчетов (смет) средства на оплату труда рабочих определены в текущем уровне цен, величина накладных расходов может быть определена по формуле:
на стадии проекта:
, (1)
на стадии рабочей документации:
, (2)
где Н - величина накладных расходов, руб. или тыс. руб.;
З - величина средств на оплату труда рабочих-строителей и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), руб. или тыс. руб.;
- укрупненный норматив накладных расходов по реставрации, приведенный в приложении 1 (в процентах);
- норматив накладных расходов по i-тому виду ремонтно-реставрационных работ, приведенный в приложении 1 (в процентах).
2.4. При применении базисно-индексного метода, когда расчет средств на оплату труда рабочих производится на основе сметной величины оплаты труда, учтенной в сметно-нормативной базе 2001 г., могут быть применены следующие формулы:
на стадии проекта:
,
на стадии рабочей документации:
,
,
где и - суммарная по объекту сметная величина оплаты труда рабочих-реставраторов и механизаторов в уровне сметных норм и цен на 01.01.2000, в руб.;
- индекс текущего уровня средств на оплату труда в реставрации по отношению к уровню сметной оплаты труда рабочих, учтенной сметными нормами и ценами с 01.01.2001;
и - суммарные по i-тому виду работ сметные величины оплаты труда рабочих-реставраторов и механизаторов в уровне сметных цен на 01.01.2000, в руб.;
n - общее количество видов работ по данному объекту.
2.5. При применении в локальных сметах наряду с расценками на ремонтно-реставрационные работы расценок на ремонтные или строительные работы накладные расходы исчисляются по нормативу накладных расходов, установленному для соответствующего вида ремонтно-реставрационных работ от полной заработной платы, определенной по всем расценкам данного раздела без понижающего коэффициента К=0,94.
2.6. В локальных сметах на ремонтные, специальные строительные и монтажные работы, стоимость в которых определена по соответствующим ТЕР, ТЕРр и ТЕРм, следует применять нормативы накладных расходов в соответствии с приложениями 4 и 5 "Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве" (МДС 81-33.2004) с понижающим коэффициентом 0,94.
2.7. Для определения стоимости ремонтно-реставрационных работ, выполняемых индивидуальными предпринимателями (физическими лицами) по договорам бытового или строительного подряда, величину накладных расходов рекомендуется рассчитывать на основе индивидуальной нормы путем калькулирования по статьям затрат, принимая для расчета только те статьи затрат и расходов, которые соответствуют фактическим условиям выполнения работ по бытовому или строительному подряду.
2.8. При определении сметной стоимости строительства и расчетах за выполненные работы для индивидуальных предпринимателей и организаций, использующих упрощенную систему налогообложения, необходимо исключать из расчета индивидуальной нормы накладных расходов затраты, связанные с уплатой единого социального налога (ЕСН).
При использовании организациями в локальных сметах укрупненных нормативов накладных расходов по видам ремонтно-реставрационных работ к указанным нормативам применяется коэффициент 0,7.
Указанный порядок применяется и при расчетах за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком.
3. Порядок начисления сметной прибыли при составлении сметной документации
3.1. При составлении локальных сметных расчётов (смет) без деления на разделы, начисление сметной прибыли производится в конце расчета (сметы), а при формировании по разделам - в конце каждого раздела и в целом по сметному расчету (смете).
3.2. Порядок начисления норматива сметной прибыли в сметной документации зависит от метода определения сметной стоимости реставрационной продукции и стадийности проектирования.
3.3. При определении сметной стоимости реставрационной продукции в текущем уровне цен, величина сметной прибыли может быть определена по формулам:
на стадии "проект":
, (2)
на стадии "рабочая документация":
, (3)
где: П - величина сметной прибыли, тыс. руб.;
З - величина средств на оплату труда рабочих-реставраторов и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), тыс. руб.;
Нз - общеотраслевой норматив сметной прибыли, установленный к фонду оплаты труда рабочих (реставраторов и механизаторов) в составе прямых затрат;
Нcni - норма сметной прибыли по i-му виду реставрационных работ, приведенная в письме Федерального агентства по строительству и ЖКХ N АП-5536/06 от 18.11.04, в процентах;
n - общее количество видов работ по данному объекту.
3.4. При применении базисно-индексного метода, величина сметной прибыли определятся по формулам:
на стадии "проект":
, (4)
на стадии "рабочая документация":
, (5)
где: - величина средств на оплату труда рабочих-реставраторов и механизаторов, учитываемая в составе прямых затрат локального сметного расчета (сметы), составленного с использованием сметных норм и цен базисного уровня, тыс. руб.;
и - суммарные по i-му виду работ сметные величины оплаты труда (основной заработной платы) рабочих-реставраторов и механизаторов, тыс. руб.;
- индекс текущего уровня средств на оплату труда в реставрации по отношению к уровню оплаты труда (основной сметной заработной платы рабочих), учтенной сметными нормами и ценами базисного уровня;
n - общее количество видов работ по данному объекту.
3.5. При определении стоимости реставрационных работ, выполняемых индивидуальными предпринимателями (физическими лицами) по договорам бытового или реставрационного подряда, величину сметной прибыли рекомендуется определять по индивидуальной норме, согласованной с заказчиком.
4. Перечень статей затрат накладных расходов на ремонтно-реставрационные работы
4.1. Применять приложение 6 МДС 81-33.2004.
6. Постатейная структура накладных расходов по элементам затрат
6.1. Применять приложение 8 МДС-81-33.2004.
Перечень использованной нормативно-методической литературы
3. Приказ МК N 35 от 25.01.84 г. "О нормах накладных расходов по архитектурно-художественной реставрации" - 85% к основной зарплате
4. Приказ МК N 134 от 13.03.84 "О нормах накладных расходов объединения "Реставрация" - 21,9%
5. Приказ Министра культуры РФ N 128 от 20.03.2006 г.
6. Письмо МК РФ N 80-01-16/14 от 23.07.2003 г.
7. Распоряжение КЭРППиТ Правительства Санкт-Петербурга N 275-р от 30.08.2007 г.
8. Письмо Федерального агентства по строительству и ЖКХ N ЮТ-260/06 от 31.01.05
9. Письмо Федерального агентства по строительству и ЖКХ N АП-5536/06 от 18.11.04
10. Письма Федерального агентства по строительству и ЖКХ N АП-2970/06 от 03.06.04 и N 6-175 от 13.01.04
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведены Методуказания по определению величины накладных расходов и сметной прибыли в сметной документации при реставрации. Они составлены в развитие положений Методрекомендаций определения стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия на территории России.
Указания устанавливают порядок расчета величины накладных расходов и сметной прибыли при исчислении сметной стоимости работ на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) с применением новой сметно-нормативной базы.
Положения указаний рекомендуется использовать всем организациям, осуществляющим ремонтно-реставрационные работы с привлечением средств госбюджета всех уровней и ГВБФ, а также внебюджетных источников финансирования в условиях рыночных отношений, сложившихся в России.
Методические указания по определению величины накладных расходов и сметной прибыли в сметной документации при реставрации (редакция 2009 г.). МДР 81-02-2009
Текст документа приводится по официальному изданию Минкультуры России (Москва, 2009 г.)
Текст документа опубликован в журнале "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве", 2011 г., N 2с (специальный выпуск)
Основание: Государственный контракт N 38-01-41/10-АЕ от 09.10.2009 г.
Государственный заказчик - Министерство культуры Российской Федерации
Разработаны: Государственным унитарным предприятием культуры "Центральные научно-реставрационные проектные мастерские" (ГУП ЦНРПМ); ОАО НИИ "Спецпроектреставрация" (Санкт-Петербург)