Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Оценка коэффициента прочности дорожной одежды на основе прогноза состояния дорожной конструкции по несущей способности
1. Прогноз осуществляют применительно к участкам с устаревшими данными диагностики дорог, используя расчетную схему рис. 1.
2. Необходимую для прогноза исходную информацию, получают из АБДД "Дорога" применительно к рассматриваемой дорожно-климатической зоне (ДКЗ):
- год проведения последней диагностики дороги - ;
- год , на который осуществляют прогноз
;
- категория автомобильной дороги;
- тип дорожной одежды (капитальный, облегченный или переходный);
- расчетная надежность дорожной одежды - ;
- фактический модуль упругости дорожной конструкции , определенный в год последней диагностики
;
- минимально допускаемый модуль упругости дорожной конструкции - ;
- интенсивность движения на полосу , приведенная к осевой нагрузке 100 кН в год последней диагностики
;
- показатель роста интенсивности движения на дороге - q>1 (при отсутствии информации принимается средний показатель q=1,05);
- год проведения последнего капитального ремонта или год ввода новой дороги в эксплуатацию - (необходим для оценки степени выработки межремонтного срока службы дорожной одежды);
- остаточный срок службы дорожной одежды до капитального ремонта -
3. По величине фактического модуля упругости рассчитывают остаточный срок службы дорожной одежды*(1):
(1)
;
;
- параметр, принимаемый в зависимости от типа дорожной одежды (0,12; 0,148 и 0,171 соответственно для капитальных, облегченных и переходных дорожных одежд);
* - коэффициент, учитывающий агрессивность воздействия расчетных нагрузок в разных погодно-климатических условиях (табл. 1).
Таблица 1
Тип дорожной одежды |
Осредненное значение коэффициента |
||||
I |
II |
III |
IV |
V |
|
Капитальный |
1,30 |
1,14 |
1,00 |
0,89 |
0,79 |
Облегченный |
1,39 |
1,17 |
1,00 |
0,86 |
0,74 |
Переходный |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
- коэффициент относительной прочности дорожной одежды (табл. 2)
Таблица 2
Тип дорожной одежды, категория дорог |
|
Дорожные одежды капитального типа на дорогах I - II категории |
1,00 |
Капитальные дорожные одежды на дорогах III - IV категорий |
0,94 |
Облегченные и переходные дорожные одежды соответственно |
0,90 - 0,63 |
- региональный коэффициент (для I - IV и V ДКЗ соответственно 1 и 0,85);
, - показатель, определяющий особенность работы дорожной одежды под воздействием движения. При приведенной интенсивности движения на полосу N:
При N<1000 авт/сут: (2)
При :
(3)
- коэффициент, учитывающий сопротивление конструктивных слоев дорожной одежды сдвигу и растяжению при изгибе. Укрупненные значения коэффициентов*(2) приведены в табл. 3.
Таблица 3
ДКЗ |
Тип дорожной одежды и категория дороги |
||
Капитальный (I - III категория) |
Облегченный (III - IV категория) |
Переходный (IV - V категория) |
|
I - II |
1,54 |
1,38 |
1,00 |
III |
1,42 |
1,34 |
1,00 |
IV - V |
1,35 |
1,28 |
1,00 |
- параметр, зависящий от проектной надежности дорожной одежды:
(4)
4. Определяют период (годы), в пределах которого необходим прогноз коэффициента прочности дорожной конструкции:
(5)
5. Сравнивают период с остаточным сроком службы дорожной одежды
. В случае если
, дорожная одежда находится в запредельном состоянии и необходимо ее немедленное усиление на перспективу, соответствующую нормам межремонтных сроках службы
до капитального ремонта*(3), при фактическом модуле упругости
, равном минимальному модулю
, (ОДН 218.1.052-2002).
(6)
При этом величина требуемого модуля упругости по ОДН 218.1.052-2002:
(7)
где (8)
И окончательно искомая величина коэффициента прочности:
(9)
6. В случае если остаточный срок службы , рассчитывают фактический модуль упругости
с учетом его снижения по ОДН 218.0.006-2002 до рассматриваемого года определения допустимых осевых нагрузок автотранспортных средств
:
; (10)
где
6.1. Для назначения требуемого модуля упругости возможны два варианта.
Первый случай - расчетный период (от года последнего капитального ремонта) больше нормы межремонтного срока
(табл. 1), т.е. при
ресурс дорожной одежды по прочности выработан полностью и требуемый модуль необходимо назначать на новый межремонтный срок
, используя формулы (7) и (8). В этом случае искомый коэффициент прочности (с учетом формулы 10):
(11)
6.2. Второй случай - при межремонтный срок службы дорожной одежды не исчерпан и для определения требуемого модуля упругости надо учитывать возможное его снижение от года
. При этом используют или имеющиеся данные о величине приведенной интенсивности движения на полосу
или рассчитывают ее, ориентируясь на данные последней диагностики:
(12)
где
Расчет требуемого модуля на момент осуществляют по зависимости аналогичной (10), но с заменой временных показателей и обозначения модуля:
; (13)
Расчет искомого коэффициента прочности осуществляют по формуле (11), используя значения из (10) и (13).
7. В отношении цементобетонных покрытий коэффициент прочности () определяют по соотношению фактических (
) и требуемых по условию движения (
) толщин покрытия*(4):
(14)
Требуемые толщины покрытия назначают по рекомендуемой ОДМД *(5) таблице 4 в зависимости от фактической приведенной интенсивности движения на полосу в год определения допустимых осевых нагрузок.
Таблица 4
Требуемая по условиям движения толщина цементобетонного покрытия
Основание |
Минимальная толщина (см) покрытия при интенсивности движения расчетной нагрузки на полосу (ед/сут) |
||||
более 2000 |
1001-2000 |
501-1000 |
100-500 |
менее 100 |
|
Бетонное (мелкозернистый бетон, шлакобетон) |
22 |
20 |
18 |
16 |
15 |
Из материалов, укрепленных вяжущими |
22 |
20 |
18 |
16 |
15 |
Из щебня, гравия, шлака |
- |
22 |
20 |
18 |
16 |
Из песка, песчано-гравийной смеси |
- |
- |
20 |
18 |
16 |
Примечание: Минимальные толщины покрытия получены при расчетной нагрузке 50 кН на колесо (10 тс на ось). |
Определив требуемую толщину покрытия, рассчитывают коэффициент прочности жесткой дорожной одежды и по табл. 4.1 - допустимую осевую нагрузку автотранспортного средства в весенний период года.
------------------------------
*(1) Величину остаточного срока службы дорожной одежды определяли в соответствии с Правилами диагностики и оценки состояния дорог ОДН 218.0.006-2002 с уточнением используемых показателей по ОДН 218.1.052-2002.
*(2) Определены на основе данных табл. 3 прил. 6 ОДН 218.1.052-2002
*(3) Действующие нормы утверждены приказом Минтранса России от 1.11.2007 N 157
*(4) ОДМД. Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (взамен BCH 24-88). Минтранс России, Росавтодор, М.: 2004 (введены в действие письмом Росавтодора от 17.03.2004 N С-28_1270-ИС).
*(5) Методические рекомендации по проектированию жестких дорожных одежд (взамен ВСН 197-91)/Росавтодор, М.:ФГУП Информавтодор, 2004, - 135 с.
<< Раздел 4. Общие положения |
||
Содержание Распоряжение Федерального дорожного агентства от 23 декабря 2010 г. N 826-р "Об издании и применении ОДМ 218.6.002-2010 "Методические... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.