Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 21 января 2011 г. N 03-03-06/4/2
Вопрос: ФГУП выделяются средства из федерального бюджета по федеральной целевой программе на реконструкцию и техперевооружение. Полученные бюджетные инвестиции увеличивают уставный фонд предприятия.
Прошу дать разъяснение: является ли имущество, которое государственное унитарное предприятие приобретает за счет выделенных целевых средств федерального бюджета, имуществом, полученным от собственника имущества в хозяйственное ведение, и, соответственно, нужно ли учитывать амортизацию по объектам амортизируемого имущества в целях налогообложения налога на прибыль?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно - тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу учета в целях налогообложения прибыли средств, выделяемых федеральному унитарному предприятию из федерального бюджета по федеральной целевой программе на реконструкцию и техперевооружение, и сообщается следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации либо в установленном указанными органами порядке решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов.
Согласно пункту 5 данной статьи БК РФ предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, влечет соответствующее увеличение уставного фонда государственного (муниципального) унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством о государственных (муниципальных) унитарных предприятиях.
Приобретенные за счет государственных инвестиций объекты недвижимости, оборудование и средства производства подлежат закреплению за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения с одновременным увеличением уставного фонда на стоимость закрепляемого имущества (статья 14 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").
В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.
Как следует из положений пункта 1 статьи 252 НК РФ, в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных обоснованных и документально подтвержденных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Статья 270 НК РФ не содержит положений, не позволяющих учесть в целях налогообложения прибыли расходы, осуществленные налогоплательщиком за счет средств, полученных от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.
Таким образом, расходы, произведенные федеральным государственным унитарным предприятием за счет средств, полученных от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа, учитываются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии соответствия этих расходов критериям, предусмотренным статьей 252 НК РФ, в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
Амортизируемое имущество, признаваемое таковым в соответствии с положениями статьи 256 НК РФ, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
Данные средства учитываются после принятия собственником решения об увеличении уставного фонда и регистрации изменений в учредительных документах в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходы на реконструкцию и техническое перевооружение основных средств в целях налогообложения прибыли увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств и подлежат списанию для целей налогообложения через механизм амортизации в соответствии со статьями 256 - 259.3 НК РФ. При этом на основании пункта 9 статьи 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со статьей 257 НК РФ. Каких-либо особенностей в отношении признания данных расходов унитарных предприятий, произведенных за счет бюджетных инвестиций, полученных в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, положениями вышеуказанных статей НК РФ не предусмотрено.
Таким образом, расходы на реконструкцию, техническое перевооружение объектов, находящихся в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий, произведенные за счет бюджетных инвестиций, полученных в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой, учитываются в целях налогообложения прибыли в вышеизложенном порядке.
Одновременно сообщаем, что направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При определении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, полученных унитарными предприятиями от собственника имущества или уполномоченного им органа.
Расходы, произведенные ФГУП за счет средств, полученных от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа, уменьшают базу по налогу на прибыль.
Имущество, полученное унитарным предприятием от собственника в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного юрлица.
Данные средства учитываются после принятия собственником решения об увеличении уставного фонда и регистрации изменений в учредительных документах.
Расходы на реконструкцию и техническое перевооружение основных средств увеличивают первоначальную стоимость объекта. Для целей налогообложения они списываются через механизм амортизации.
При этом налогоплательщик вправе включать в состав расходов отчетного (налогового) периода затраты на капвложения в размере не более 10% понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, техперевооружения, частичной ликвидации основных средств.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 21 января 2011 г. N 03-03-06/4/2
Текст письма официально опубликован не был