Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе
председательствующего А.Н. Пономарёва,
судей Г.А. Нестеренко, И.П. Козлова,
при секретаре Т.А. Ильиной,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва дело по апелляционной жалобе представителя В.Н. Кузнецова - Е.О. Бобянской на решение Савеловского районного суда г. Москвы от 10 июня 2013 года по делу по заявлению В.Н. Кузнецова о признании незаконным решения Управления федеральной налоговой службы по г. Москве, которым в удовлетворении заявленных требований отказано,
установила:
В.Н. Кузнецов обратился в суд с указанным выше заявлением к Управлению федеральной налоговой службы по г. Москве, полагая незаконным внесение налоговым органом записи об исключении --- "---"---" из ЕГРЮЛ.
Решением Савеловского районного суда г. Москвы от 10 июня 2013 года постановлено: в удовлетворении заявления В.Н. Кузнецова о признании незаконным решения Управления федеральной налоговой службы по г. Москве отказать.
В апелляционной жалобе представителя В.Н. Кузнецова - Е.О. Бобянской, по доверенности от 9 октября 2013 года, ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии представитель В.Н. Кузнецова - Е.О. Бобянская доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель Управления федеральной налоговой службы по г. Москве - О.В. Старшинова, по доверенности от 9 января 2014 года, просила решение суда оставить без изменения с учётом представленных возражений и дополнительного доказательства - выписки из информационной базы журнала "Вестник государственной регистрации" об опубликовании 16 апреля 2008 года решения Управления федеральной налоговой службы по г. Москве от 11 апреля 2008 года о предстоящем исключении --- "---"---" из ЕГРЮЛ.
Судебная коллегия на основании протокольного определения сочла возможным данное доказательство приобщить к материалам дела и исследовать, поскольку в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ районный суд при рассмотрении дела не поставил перед лицами, участвующими в деле, вопрос об исследовании обстоятельства, связанного с публикацией решения налогового органа, несмотря на то, что данное обстоятельство имеет правовое значение по настоящему делу.
Судебная коллегия на основании ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие В.Н. Кузнецова, извещённого о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя В.Н. Кузнецова, представителя УФНС по г. Москве, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке по доводам апелляционной жалобы, изученным по материалам дела, не имеется.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался тем, что внесение записи в ЕГРЮЛ в отношении некоммерческих организаций производится УФНС по г. Москве на основании решения о внесении изменений в ЕГРЮЛ о юридическом лице - некоммерческой организации, принятом Министерством юстиции РФ на основании заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице. Кроме того, законодательство о государственной регистрации юридических лиц на регистрирующий орган не возлагает функции по юридической экспертизе сведений и документов, поступающих из территориальных органов Министерства юстиции РФ для внесения в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которого установлен специальный порядок государственной регистрации. Запись в ЕГРЮЛ от 3 сентября 2008 года об исключении --- "---"---" из Реестра внесена на основании решения, принятого Главным управлением Минюста России по г. Москве.
С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может, поскольку они не основаны на законе и установленных обстоятельствах.
В решении суда не указано, когда и какое решение в отношении ---"--- "---" было принято Главным управлением Минюста России по г. Москве, послужившее основанием для исключения заявителя из реестра юридических лиц. Более того, такого решения в отношении ---"--- "---" из ЕГРЮЛ органами юстиции не принималось и не должно было приниматься.
Вместе с тем, апелляционная инстанция при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, вправе проверить решение в полном объёме и не связана с мотивами, по которым суд первой инстанции пришёл к правильному по существу решению об отказе в удовлетворении заявления, а потому судебная коллегия считает возможным решение суда оставить без изменения.
При этом судебная коллегия исходит из следующего.
Частью 1 ст. 249 ГПК РФ установлено, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Такие доказательства Управлением федеральной налоговой службы по г. Москве представлены.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" предусмотрено: "Установить, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим начиная с 1 июля 2002 года государственную регистрацию юридических лиц".
Однако ст. 10 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.
В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорный правоотношений) "Об общественных объединениях" государственная регистрация общероссийского и международного общественных объединений производится Министерством юстиции Российской Федерации. Государственная регистрация межрегионального общественного объединения производится органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения. Государственная регистрация регионального и местного общественных объединений производится органами юстиции соответствующих субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона. Невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом в отношении исключения недействующих юридических лиц.
Таким образом, --- "---"---", зарегистрированная Управлением юстиции г. Москвы 22 марта 1999 года, обязана была в срок до 1 января 2003 года представить в регистрирующий орган следующие сведения:
полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке. В случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в государственном реестре указывается также наименование юридического лица на этих языках;
организационно - правовая форма;
адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
сведения об учредителях юридического лица;
фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Эти требования закона --- "---"---" выполнила, так как материалами дела подтверждается, что --- "---"---" в срок до 1 января 2003 года представила в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В связи с этим Межрайонная инспекция МНС России N --- по г. Москве выдало --- "---"---" свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года (л.д. 12).
В настоящее время ---"--- "---" состоит на учёте в ИФНС N --- по г. Москве.
Статья 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определяет порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
В соответствии с названной нормой права регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении). Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Разъясняя данные законоположения, в Письме ФНС РФ от 07.08.2006 N ШТ-6-09/770@ "Об исключении из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц, в отношении которых установлен специальный порядок государственной регистрации" указано следующее.
ФНС России является регистрирующим органом в целях применения положений Федерального закона N 129-ФЗ и процедуры, предусмотренные статьей 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, в том числе принятие решений о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, некоммерческих организаций, фактически прекративших свою деятельность, а также не исполнивших обязанность, установленную пунктом 3 статьи 26 Федерального закона N 129-ФЗ, опубликование в органах печати этих решений и принятие решений об исключении из ЕГРЮЛ этих юридических лиц, должны осуществляться налоговыми органами.
В этой связи в отношении недействующих юридических лиц, для которых установлен специальный порядок государственной регистрации, оригиналы Справок о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и Справок об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов (далее - Справки), оформленных в соответствии с Приказом Минфина России от 28.02.2006 N 32н согласно приложению N 1 и N 2 соответственно, направляются территориальными налоговыми органами с сопроводительным письмом в соответствующее управление ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее - Управление).
Управление на основании представленных территориальными налоговыми органами указанных документов в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их получения принимает решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица (общественного объединения, политической партии, религиозной организации или иной некоммерческой организации).
Сведения о принятых решениях о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, а также о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса Управления, по которому могут быть направлены заявления, в течение трех дней со дня принятия такого решения направляются Управлениями в редакцию журнала "Вестник государственной регистрации" в электронном виде для опубликования в специальном разделе журнала.
Если в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ в Управление не поступило заявление от юридического лица, в отношении которого принято решение о предстоящем исключении, и (или) от его кредиторов, иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из государственного реестра, структурное подразделение Управления, осуществляющее функции по государственной регистрации юридических лиц, для которых установлен специальный порядок государственной регистрации, осуществляет внесение в ЕГРЮЛ записи об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Данный порядок в отношении --- "---"---" УФНС по г. Москве соблюдён.
Так, заявитель находится на налоговом учёте в ИФНС N --- по г. Москве (л.д. 13).
9 февраля 2008 года ИФНС N --- по г. Москве выданы официальные справки:
об отсутствии в течение 12 последних месяцев движения денежных средств по банковским счетам и отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов;
о непредставлении сведений юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчётности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах (л.д. 83, 84).
11 апреля 2008 года Управлением федеральной налоговой службы по г. Москве принято решение N --- о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
Форма такого решения утверждена в Приложении к Приказу ФНС РФ от 16.11.2005 N САЭ-3-09/591@ (ред. от 23.06.2006) "Об организации работы налоговых органов по исключению юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц" (вместе с "Порядком организации работы налоговых органов по исключению юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа").
Согласно п. 2.2 названного Порядка сведения о принятом решении о предстоящем исключении вносятся в журнал учёта решений о предстоящем исключении, форма и порядок ведения которого утверждены Приказом ФНС России от 08.09.2005 N САЭ-3-09/442.
Принятое решение о предстоящем исключении незамедлительно направляется структурным подразделением налогового органа, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, для опубликования в орган печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридического лица (п. 2.3 Порядка).
Эти требования закона также соблюдены Управлением федеральной налоговой службы по г. Москве.
Так, 16 апреля 2008 года упомянутое решение Управления федеральной налоговой службы по г. Москве от 11 апреля 2008 года опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации", в подтверждение чего в заседание суда второй инстанции представлена выписка из информационной базы журнала "Вестник государственной регистрации", достоверность которой признана представителем В.Н. Кузнецова, которая пояснила, что согласна с тем, что установленный законом порядок исключения --- "---"---" из ЕГРЮЛ налоговыми органами соблюдён.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 25 апреля 2013 года 3 сентября 2008 года в Реестр внесена запись о прекращении деятельности --- "---"---" в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ (л.д. 80-82).
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таком положении у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления.
Ссылка в жалобе на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2011 года N 26-П не может служить основанием для отмены обжалуемого решения, поскольку оно не действовало на момент принятия обжалуемого решения в 2008 года и, кроме того, распространяется на религиозные организации, к числу которых --- "---"---" не относится.
Доводы жалобы о том, что операции по счёту ---"--- "---" из ЕГРЮЛ производились, не могут быть приняты во внимание, поскольку официальная справка из налоговых органов свидетельствует об обратном.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
определила:
решение Савеловского районного суда г. Москвы от 10 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.