Федеральная налоговая служба в связи с запросами УФНС России по субъектам Российской Федерации по вопросу определения налоговой базы по водному налогу при исчислении водного налога по различным налоговым ставкам в случаях отсутствия распределения потерь забранной воды по видам водопользования и по вопросу применения ставки водного налога в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров при осуществлении безлицензионного водозабора для водоснабжения населения разъясняет следующее.
1. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.9 главы 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения водным налогом признается вид водопользования - забор воды из водных объектов.
Согласно пункту 2 статьи 333.10 Кодекса, при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
Пунктом 1 статьи 333.10 Кодекса установлено, что в случае если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке.
Объем воды, забранной из водного объекта, определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.
В случае отсутствия водоизмерительных приборов объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. В случае невозможности определения объема забранной воды исходя из времени работы и производительности технических средств объем забранной воды определяется исходя из норм водопотребления.
Таким образом, в налогооблагаемую базу по водному налогу налогоплательщик водного налога должен включать весь объем забранной воды из водного объекта вне зависимости от того, как и в каких целях в дальнейшем был использован забранный объем воды.
Главой 25.2 Кодекса не предусмотрены возможности распределения объемов потерь (утечек) забранной воды для целей исчисления водного налога пропорционально объемам подачи воды конечным потребителям (населению и прочим потребителям).
Вместе с тем в случае если в отношении водного объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется налогоплательщиком применительно к каждой налоговой ставке (пункт 1 статьи 333.10 Кодекса), то есть налогоплательщику дано право самостоятельно определять объем забранной воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и прочих потребителей.
Имея приборы учета забранной воды, зная общий объем забранной воды и применяя различные налоговые ставки, налогоплательщик ведет учет объемов отпущенной воды населению и прочим потребителям, израсходованной на технологические нужды, и исчисляет объем потерь (утечек) воды. Так как объемы воды для технологических нужд используются налогоплательщиком водного налога для подготовки к подаче воды в общую водопроводную сеть и утечки воды происходят в общей водопроводной сети, то налогоплательщик вправе распределить объемы воды, потраченные на технологические нужды и потери воды в водопроводных сетях, пропорционально объемам подачи воды населению и прочим потребителям.
Исходя из изложенного, ФНС России считает правомерным определение налогоплательщиком налоговой базы по водному налогу для исчисления водного налога по различным налоговым ставкам (при отсутствии технической возможности определения потерь по видам водопользования) самостоятельно с учетом пропорционального распределения объемов потерь забранной воды и объемов воды использованной на технологические нужды пропорционально объемам отпущенной воды различным потребителям.
Данная позиция согласована с Департаментом налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России (письмо от 28.05.2010 N 03-06-05-02/9).
2. ФНС России сообщила Минфину России о многочисленных спорах с налогоплательщиками, возникающих при применении разъяснений Минфина России от 20.12.2005 N 03-07-03-02/64 и от 14.06.2006 N 03-07-03-02/24 о неправомерности применения ставки водного налога в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров при осуществлении безлицензионного водозабора для водоснабжения населения.
Тем не менее, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России письмом от 28.05.2010 N 03-06-05-02/9 подтвердил ранее выработанную позицию по данному вопросу.
В этой связи, ФНС России считает, что УФНС России по субъектам Российской Федерации, в которых складывается отрицательная арбитражная практика по данному вопросу, следует руководствоваться письмом ФНС России от 14.09.2007 N ШС-6-18/716@.
Приложение: на 1 листе.
Действительный государственный |
С.Н. Шульгин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В базу по водному налогу должен включаться весь объем забранной воды из водного объекта независимо от того, как и в каких целях в дальнейшем он был использован.
НК РФ не предусматривает возможность распределять объемы потерь (утечек) забранной воды для целей исчисления налога пропорционально объемам ее подачи конечным потребителям.
Если в отношении водного объекта установлены различные ставки, то плательщик вправе самостоятельно определять объем воды для хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и прочих потребителей.
Указано, что плательщик вправе распределить объемы воды, потраченные на технологические нужды и потери в водопроводных сетях, пропорционально объемам подачи населению и прочим потребителям.
По мнению ФНС России, правомерно определять базу по водному налогу для его исчисления по разным ставкам с учетом пропорционального распределения объемов потерь и использования на технологические нужды пропорционально объемам отпущенной воды различным потребителям.
Письмо Федеральной налоговой службы от 8 июля 2010 г. N ШС-37-3/6165@ "О водном налоге"
Текст письма официально опубликован не был