Кассационное определение Московского городского суда от 02 июня 2011 N 33-15693/11
Судья суда первой инстанции: Завьялова С.И. гр.д. N33-15693
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
2.06.2011 г. город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Зенкиной В.Л. и судей Овсянниковой М.В., Карпушкиной Е.И., при секретаре Босенко Ю.П., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Овсянниковой М.В. гражданское дело по кассационной жалобе ДЖП и ЖФ г. Москвы на решение Бутырского районного суда г. Москвы от 28.12.2010 года, которым постановлено:
Заявление Морозовой Г.П., Морозова Л.С., Морозова К.Л. об оспаривании распоряжения главы Управы района Лианозово г. Москвы о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий - удовлетворить.
Признать распоряжения главы управы района Лианозово г. Москвы от 00.00.0000 года за N *** о снятии Морозовой Г.П., Морозова Л.С., Морозова К.Л. с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий - незаконным.
Обязать управу района Лианозово г. Москвы устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод Морозовой Г.П., Морозова Л.С., Морозова К.Л. путем признания за ними права на улучшение жилищных условий и восстановить Морозову Г.П., Морозова Л.С., Морозова К.Л. на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки с 00.00.0000 г., открыв вновь учетное дело N ***.
Обязать управу района Лианозово г. Москвы устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод Морозовой Г.П., Морозова Л.С., Морозова К.Л. путем признания за ними права на улучшение жилищных условий и восстановить Морозову Г.П., Морозова Л.С., Морозова К.Л. на учете на получение субсидии с момента постановки, открыв вновь учетное дело N ***,
установила:
Морозова Г.П., Морозов Л.С., Морозов К.Л. обратились в суд с заявлением об оспаривании распоряжения главы Управы района Лианозово г. Москвы о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на то, что распоряжением главы Управы района Лианозово г. Москвы от 00.00.0000 года, заявители неправомерно сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Заявители указывали на то, что семья в составе четырех человек: жена - Морозова Г.П., муж Морозов Л.С., сын - Морозов К.Л., дочь - Воробьева Л.Л. (до брака - Морозова), была принята на учет по улучшению жилищных условий. Решением жилищной комиссии, семья заявителей, в том же составе, поставлена на очередь на получение субсидии. Заявители семьей в составе трех человек (жена - Морозова Г.П., Морозов Л.С. - муж, Морозов К.Л. - сын) занимают две комнаты (N1 и N3) в трехкомнатной квартире коммунального заселения, общей площадью 53,9 кв.м. по адресу: (*****). Воробьевой Л.Л. (до брака - Морозовой), ее мужу (Воробьеву С.Н.) ее сыну (Воробьеву П.С.) по программе "Молодой семье - доступное жилье" предоставлена в общую долевую собственность квартира по адресу: (*****) со снятием их с жилищного учета. Брак между Воробьевой Л.Л. (до брака - Морозовой) и Воробьевым С.Н. расторгнут. Воробьева Л.Л., Воробьев С.Н. (бывший муж дочери заявителя), Воробьев П.С. (внук), Воробьева А.С. (внучка) проживают по адресу: (*****).
Морозова Г.П., Морозов Л.С., Морозов К.Л. ссылались на то, что они незаконно сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, просили суд признать распоряжение главы Управы района Лианозово г. Москвы от 00.00.0000 года за N * о снятии заявителей с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, обязать Управу района Лианозово г. Москвы устранить в полном объеме допущенные нарушения прав и свобод заявителей путем признания за ними права на улучшение жилищных условий и восстановить заявителей на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки с 00.00.0000 г., открыв вновь учетное дело N ***, восстановить заявителей на учете на получение субсидии с момента постановки, открыв вновь учетное дело N ***.
Заявитель Морозова Г.П. и ее представитель, действующий на основании доверенности Гринько Н.Н. , в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали в полном объеме.
Заинтересованное лицо - представитель ДЖП и ЖФ г. Москвы Белобородько Д.В., действующий на основании доверенности в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявленных требований.
Заинтересованные лица Морозов Л.С., Морозов К.Л. в судебное заседание не явились, представили заявления с просьбой о рассмотрения дела в их отсутствие, заявленные требования поддержали в полном объеме.
Заинтересованное лицо - представитель Управы района Лианозово г. Москвы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит ДЖП и ЖФ г. Москвы по доводам кассационной жалобы.
Проверив материалы дела , выслушав адвоката Шинелеву Т.Н., объяснения Морозовой Г.П., представителя ДЖПиЖФ г. Москвы- Белобородько Д.В., обсудив доводы кассационной жалобы , судебная коллегия приходит к выводу об отмене судебного решения по следующим основаниям.
Судом установлено, что решением супрефекта от 00.00.0000 г., протокол N ***, семья заявителей в составе четырех человек (жена - Морозова Г.П., муж Морозов Л.С., сын Морозов К.Л. и дочь Воробьева Л.Л. (до брака Морозова) принята на учет по улучшению жилищных условий (л.д. 24,25). Открыто учетное дело ****, в данный момент - N ***.
Решением комиссии от 00.00.0000 г. N ***, семья заявителей, в том же составе, поставлена на очередь на получение субсидии.
00.00.0000 г. распоряжением префекта за N ***, Воробьевой Л.Л. (до брака - Морозовой), и членам ее семьи (мужу Воробьеву С.Н., сыну Воробьеву П.С.) по программе "Молодой семье - доступное жилье" предоставлена в общую долевую собственность квартира по адресу: (*****) со снятием их с жилищного учета.
Брак между Воробьевой Л.Л. и Воробьевым С.Н. расторгнут 00.00.0000 г., что подтверждается свидетельством о расторжении брака.
Воробьева Л.Л., Воробьев С.Н., Воробьев П.С., Воробьева А.С. проживают по адресу: (*****).
Распоряжением главы Управы района Лианозово г. Москвы от 00.00.0000 года заявители сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Суд признал распоряжение главы управы района "Лианозово" г. Москвы от 00.00.0000 г. за N * не соответствующим требованиям закона, придя к выводу об отсутствии законных оснований для снятия заявителей с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
К такому выводу суд пришел , исходя из того , что заявители занимают жилое помещение, площадь которого составляет менее нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, а именно 18 кв.м., заявители не обеспечены жилым помещением по установленной норме, семья заявителей и семья Воробьевой Л.Л. являются разными семьями, совместно не проживают, самостоятельного права пользования квартирой по адресу: (*****), заявители не имеют, субсидия для приобретения или строительства жилых помещений заявителям, не предоставлялась.
Однако с данным выводом суда согласиться нельзя.
Из материалов дела следует, что заявители Морозова Г.П., Морозов Л.С., Морозов К.Л. состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий вместе с Воробьевой Л.Л. (до брака Морозовой) как одна семья ( л.д.8,9).
В двух комнатах в трехкомнатной квартире по адресу: (*****) зарегистрированы 6 человек: Морозова Г.П., Морозов Л.С., Воробьева Л.Л., Морозов К.Л., Воробьев П.С., 2004 г.рождения, Воробьева А.С., 0000 г. рождения ( л.д.12)
Муж Воробьевой Л.Л.- Воробьев С.Н., брак с которым расторгнут 00.00.0000 г., зарегистрирован по адресу: (*****) вместе с матерью, отцом, сестрой.
В соответствии с п.п. 1 и 3 ст. 20. Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жителям города Москвы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, предоставляются жилые помещения из жилищного фонда города Москвы, площадь которых не менее нормы предоставления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Норма предоставления площади жилого помещения составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека
В силу ст.ст. 4 и 14 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения": жители города Москвы, принятые на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, сохраняют право на улучшение жилищных условий путем предоставления жилых помещений по договору социального найма, предоставления жилых помещений по договору найма, предоставления жилых помещений по договору безвозмездного пользования, предоставления субсидии для приобретения или строительства жилых помещений, приобретения в собственность, в том числе с рассрочкой платежа и использованием заемных (кредитных) средств, жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы и сохраняют право состоять на жилищном учете до предоставления им жилых помещений по вышеуказанным основаниям, а также, до выявления предусмотренных статьей 15 настоящего Закона оснований для снятия их с жилищного учета.
Согласно п. 2 ст. 1 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" членами семьи заявителя являются супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении. Аналогичная норма содержится в ст. 69 ЖК РФ.
Согласно ст. 15 указанного Закона основанием для снятии с жилищного учета , в том числе, является изменение жилищных условий жителей города Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления в пользование либо приобретения в собственность с помощью города Москвы жилых помещений.
Основанием для издания распоряжения главы управы района "Лианозово" г. Москвы от 00.00.0000 г. за N * о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий явилось то, что жилищные условия этих лиц изменились таким образом, что они стали быть обеспеченными по норме предоставления.
В распоряжении главы управы района " Лианозово" от 00.00.0000 г. указано на то, что Морозова Г.П. с семьей в составе шести человек ( она , муж, сын, дочь, внук, внучка) занимает две комнаты в трехкомнатной квартире коммунального заседания площадью жилого помещения 54, 8 кв.м., жилой площадью 31, 9 кв. м. по адресу: (******). Состоит с семьей в составе трех человек ( она, муж, сын) на учете нуждающихся с 0000 г. на общих основаниях, учетное дело N ***. Семье дочери в составе трех человек ( она, муж, сын) предоставлена трехкомнатная квартира площадью жилого помещения 84, 7 кв.м. по адресу: (*****). Муж дочери в составе семьи из четырех человек ( он, мать, отец, сестра) зарегистрирован в трехкомнатной квартире площадью жилого помещения 77, 9 кв.м. по адресу: (*****).
На основании ст. 15 Закона г. Москвы от 14.06.2006 г. N 29 " Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" с учетом рекомендации общественной жилищной комиссии при главе управы от 00.00.0000 г. ( протокол N 4) было принято распоряжение снять с учета очередников Морозову Г.П. в указанном составе ( л.д.60).
Из протокола жилищной комиссии следует, что была учтена площадь 54, 8 кв.м по адресу: (*****) на 6 чел., площадь 84, 7 кв.м. по адресу: (*****), полученная дочерью Морозовой Г.П., как участником Московской программы, доля мужа дочери-19,5 кв.м по месту его регистрации по адресу: (*****) ( 77,9 :4=19, 5 кв.м.). Итого площадь на 7 чел была определена в размере 159 кв.м., в связи с чем на каждого приходится 22, 7 кв.м ( 159:7=22,7), поэтому в связи с обеспеченностью по норме предоставления было рекомендовано снять всю семью с учета нуждающихся ( л.д. 63).
Оснований считать неправильным вывод жилищной комиссии и главы управы об обеспеченности по норме предоставления лиц, состоящих на жилищном учете, не имеется.
На жилищном учете состояли 4 человека в качестве одной семьи: жена - Морозова Г.П., муж Морозов Л.С., сын Морозов К.Л. и дочь Воробьева Л.Л. (до брака Морозова).
При определении обеспеченности этих лиц жилой площадью подлежали учету все имеющиеся жилые помещения, находящиеся у них в пользовании и собственности на время издания распоряжения главы управы "Лианозово" от 00.00.0000 N *.
На это время Морозова Г.П. имела право пользования 9,13 кв.м.в квартире по адресу: (*****), где в двух комнатах площадью 54,8 кв.м. зарегистрировано 6 чел. ( 54,8:6=9,13).
Морозов Л.С. и Морозов К.Л. также имели право пользования по 9,13 кв.м. каждый в квартире по адресу: (*****).
В соответствии с учетным делом, которое не было разделено на два учетных дела, в качестве члена семьи значится Воробьева Л.Л. (до брака Морозова), которая имеет право пользования 9,13 кв.м.в квартире по адресу: (*****), где в двух комнатах площадью 54,8кв.м. зарегистрировано 6 чел. вместе с ней.
Также Воробьева Л.Л. имеет на праве собственности 1/3 долю квартиры по адресу: (*****) общей площадью 84,7 кв.м., т.е. доля Воробьевой Л.Л. в этой квартире 28,2 кв.м.
Также при определении доли Воробьевой Л.Л. следовало учитывать площадь ее несовершеннолетней дочери Воробьевой А.С. в размере 9,13 кв.м., которая зарегистрирована в 2 -х комнатах в квартире по адресу: (*****), а также учитывать площадь несовершеннолетнего сына Воробьевой Л.Л.-Воробьева П.С., который имеет право пользования 9,13 кв.м. в 2 х комнатах в квартире по адресу: (*****), где он зарегистрирован, а также имеет право собственности на 1 / 3 долю в квартире по адресу: (*****) площадью 84,7 кв.м., т.е. его доля в этой квартире составляет 28,2.кв.м.
Также при определении доли Воробьевой Л.Л. следовало учитывать площадь ее мужа - Воробьева С.Н., брак с которым на 00.00.0000 г. расторгнут не был, брак между Воробьевой Л.Л. и Воробьевым С.Н. был расторгнут 00.00.0000 г., т.е. уже после вынесения обжалуемого распоряжения.
Муж Воробьевой Л.Л. имеет право пользования 19, 5 кв.м. в квартире по адресу: (*****), площадью 77,9 кв.м., где он зарегистрирован и зарегистрированы еще 3 чел ( 77,9 кв.м. :4чел= 19,5 кв.м.).
Также подлежит зачету 1 / 3 доля Воробьева С.Н. в праве собственности на квартиру по адресу: (*****), т.е. 28,2 кв.м.
Таким образом, жилищная комиссия и глава управы правомерно учитывали площадь двух комнат в квартире по адресу: (*****), квартиру по адресу: (*****) , долю Воробьева С.Н. 19, 5 кв.м.по месту его регистрации , в результате чего обеспеченность каждого из 7 человек составила по 22,7 кв.м.
Поскольку обеспеченность площадью каждого члена семьи заявителей составляла более 18 кв.м., т.е. более нормы предоставления, обоснованно было принято решение о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Оснований считать неправомерным данное решение жилищной комиссии не имеется, поскольку с учетом всех имеющихся у указанных лиц помещений, жилищные условия лиц, состоящих на жилищном учете, изменились, они обеспечены по норме предоставления, т.е. имелись основания, предусмотренные ст. 15 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" для снятия заявителей с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Ссылка суда на то, что семья заявителей и семья Воробьевой Л.Л. являются разными семьями, совместно не проживают, противоречит материалам дела, из которых следует, что они по учетному делу состояли на учете как одна семья и зарегистрированы они по одному адресу: (******) (кроме Воробьева С.Н., который до 00.00.0000 г. состоял в браке с Воробьевой Л.Л.).
Ссылка на то, что Воробьева Л.Л., Воробьев С.Н., Воробьев П.С., Воробьева А.С. проживают по адресу: (*****), находящейся в собственности Воробьевой Л.Л., Воробьева С.Н., Воробьева П.С., не свидетельствует об отсутствии у Воробьевой Л.Л., Воробьева П.С., Воробьевой А.С., Воробьева С.Н. права пользования жилыми помещениями по месту их регистрации.
Суду не представлено доказательств об отсутствии у них такого права на 00.00.0000 г.
Также судом не принято во внимание, что на 00.00.0000 г. Воробьев С.Н. являлся членом семьи Воробьевой Л.Л., поскольку их брак был расторгнут 00.00.0000 г.
Таким образом, поскольку судом не учтены имеющие значение обстоятельства, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела, решение суда нельзя признать законным и обоснованным и на основании ст. 362 ГПК РФ оно подлежит отмене.
В соответствии со ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным вынести по делу новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, поскольку имеющие значение для дела обстоятельства могут быть установлены на основании имеющихся в деле доказательств.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что заявление Морозовой Г.П., Морозова Л.С., Морозова К.Л. удовлетворению не подлежит, поскольку , исходя из вышеуказанного, заявители правомерно были сняты с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Ссылки заявителей на то, что площадь занимаемых двух комнат по адресу: (******) фактически составляет 51, 8 кв.м., а площадь квартиры по адресу: : (******) составляет 81, 3 кв.м., не опровергают вывод об обеспеченности заявителей площадью свыше 18 кв.м.на человека ( 51,8+ 81, 3+19,5=152,6 :7=21,8 кв.м.).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 361,362 ГПК РФ, судебная коллегия,
определила:
Решение Бутырского районного суда г. Москвы от 28.12.2010 г. отменить.
Принять новое решение.
В удовлетворении заявления Морозовой Г.П., Морозова Л.С., Морозова К.Л. об оспаривании распоряжения главы Управы района Лианозово г. Москвы о снятии с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.