Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 6 апреля 2011 г. N 03-03-06/1/220
Вопрос: Согласно пункта 2 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ СПК относится к категории сельскохозяйственного товаропроизводителя, не перешедшего на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей ("единый сельскохозяйственный налог), что дает ему право применять налоговую ставку по налогу на прибыли до 2012 года - 0 процентов. В 2010 году СПК были предоставлены следующие субсидии из бюджета:
- субсидии на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений;
- субсидии на возмещение ущерба, нанесенного сельскохозяйственным товаропроизводителям вследствие аномальных гидрометеорологических условий в 2010 году.
Минеральные удобрения используются только для осуществления сельскохозяйственной продукции.
Являются ли полученные субсидии внереализационными доходами и подлежат ли они налогообложению налогом на прибыль? Если подлежат, то по какой ставке - 0 процентов или 20 процентов?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета субсидий, полученных сельскохозяйственным производственным кооперативом, в целях налогообложения прибыли и сообщает следующее.
Положения статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) содержат исчерпывающий перечень доходов, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, которые при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований), доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, а также в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
Исходя из положений пунктов 1 и 2 статьи 3 Федерального закона от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" сельскохозяйственный производственный кооператив является коммерческой организацией.
Полученные сельскохозяйственным производственным кооперативом средства в виде субсидий не учитываются в качестве средств целевого финансирования (подпункт 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса) или в качестве целевых поступлений (пункт 2 статьи 251 Кодекса).
Доходы организаций, не соответствующие перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений), применяемым в целях налогообложения прибыли, учитываются в порядке, установленном главой 25 Кодекса.
Таким образом, субсидии, полученные сельскохозяйственным производственным кооперативом в порядке, предусмотренном статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях возмещения затрат на приобретение минеральных удобрений, а также на возмещение ущерба от аномальных гидрометеорологических условий, учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В соответствии со статьей 2.1 Федерального закона от 06.08.2001 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" в 2004 - 2012 гг. налоговая ставка по налогу на прибыль организаций для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными организациями собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0 процентов. При этом с 01.01.2008 по 31.12.2014 под сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на уплату единого сельскохозяйственного налога, понимаются сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, предусмотренным пунктом 2 и подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 346.2 Кодекса.
Пунктом 2 статьи 346.2 Кодекса установлено, что сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов.
По нашему мнению, субсидии, полученные на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений, а также субсидии на возмещение ущерба, нанесенного сельскохозяйственным товаропроизводителям вследствие аномальных гидрометеорологических условий в 2010 году, могут рассматриваться в качестве доходов, связанных с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной этими организациями собственной сельскохозяйственной продукции. По указанной деятельности установлена ставка налога на прибыль 0 процентов.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснения касаются бюджетных субсидий на приобретение минеральных удобрений, а также на возмещение ущерба от аномальных гидрометеорологических условий.
Указано, что они должны учитываться в целях налогообложения прибыли сельскохозяйственных производственных кооперативов - получателей средств.
В то же время субсидии относятся к доходам от реализации произведенной (переработанной) с/х продукции, облагаемым по нулевой ставке налога на прибыль. Напомним, что до 2012 г. включительно ее применяют сельскохозяйственные товаропроизводители, не перешедшие на ЕСХН.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 6 апреля 2011 г. N 03-03-06/1/220
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 17 мая 2011 г. N 10