Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 8 апреля 2011 г. N 03-02-07/1-113
Вопрос: В процессе камеральной проверки нашей организации ИФНС нами были предоставлены налоговому органу все затребованные первичные документы в виде заверенных копий и подлинники на обозрение.
Налоговый орган потребовал оформить предоставленную информацию в виде таблиц, форма которых не предусмотрена бухгалтерским учетом и бухгалтерскими программами. Сами эти таблицы не являются первичными бухгалтерскими документами, их форма и содержание не регламентированы ни системой бухучета, ни формами налоговой отчетности.
Иными словами нам предложено выполнить часть работы налогового инспектора по подготовке аналитической справки о состоянии бухучета в нашей организации.
При том объеме информации, который необходимо свести в таблицы (более 900 первичных документов), подготовить затребованную аналитическую справку в установленный для ответа на требование срок, не представляется возможным.
Имеет ли право налоговый орган обязать налогоплательщика изготавливать отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами, и подготовка которых не является обязанностью налогоплательщика?
При сдаче деклараций по НДС налоговый орган ставит условие: при наличии экспортно-импортной деятельности одновременно с декларацией по НДС от налогоплательщика требуется в электронном виде отчет, изготовление которого является штатной обязанностью налогового инспектора перед вышестоящим налоговым органом.
На наш взгляд, злоупотребляя служебным положением, налоговый орган возлагает часть своих должностных обязанностей по обработке первичной документации, полученной от налогоплательщика, и подготовке аналитических отчетов для вышестоящих налоговых органов - на налогоплательщика.
Правомерна ли позиция ИФНС, обязывающая налогоплательщика одновременно с подачей декларации по НДС, подавать на электронном носителе отчет?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросу об истребовании налоговыми органами документов и сообщается следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Налогоплательщики несут обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, в том числе обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (подпункт 6 пункта 1 статьи 23 Кодекса).
Требования налогового органа к налогоплательщику о представлении документов, составление которых не предусмотрено законодательством, могут быть оспорены в установленном порядке.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговые органы вправе требовать документы по формам и (или) форматам в электронном виде, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов. Кроме того, материалы, подтверждающие правильность их расчета и своевременность внесения.
Требование налогового органа представить документы, составление которых не предусмотрено законодательством, можно оспорить.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 8 апреля 2011 г. N 03-02-07/1-113
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 26 апреля 2011 г. N 17