Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 5 июля 2010 г. N 03-05-05-02/49
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо о правомерности применения учреждением подпункта 2 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации и с учетом заключения Минкультуры России (письмо от 04.06.2010 N 1527-01-50-АБ) сообщает.
Пунктом 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что не признаются объектом налогообложения по земельному налогу земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земли, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, являются ограниченными в обороте.
Соответственно для исключения земельного участка из объектов налогообложения по земельному налогу необходимо подтвердить нахождение на нем особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации, объекта, включенного в Список всемирного наследия, историко-культурного заповедника, объекта археологического наследия (письмо Минэкономразвития России от 13.03.2007 N Д08-840).
На основании Положения об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1992 N 1487 (далее - Положение), к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации относятся, в частности, предприятия, организации и учреждения культуры, а также другие объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности эталонного или уникального характера с точки зрения истории, археологии, культуры, архитектуры, науки и искусства. Отнесение объектов к числу особо ценных осуществляется Указом Президента Российской Федерации (пункты 1 и 2 Положения).
Указом Президента Российской Федерации от 18.12.1991 N 294 (далее - Указ Президента N 294) Всесоюзное музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея" отнесено к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации и согласно действующему законодательству включено в регистрационный реестр Государственного свода особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации 23 апреля 1999 года, N 13.
При этом Указом Президента N 294 Государственная Третьяковская галерея отнесена к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации как учреждение, обладающее в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" особым видом недвижимого имущества, включая земельные участки, которое обеспечивает деятельность данного учреждения как особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации.
Поскольку Государственная Третьяковская галерея отнесена к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации как учреждение, полагаем, что все земельные участки, принадлежащие на соответствующих правах Федеральному государственному учреждению культуры "Государственная Третьяковская галерея", на которых расположены упомянутые выше особо ценные объекты культурного наследия, являются ограниченными в обороте и, следовательно, не признаются объектом налогообложения по земельному налогу.
Также отмечаем, что суды имеют аналогичное мнение по данному вопросу: например, в мотивировочной части Определения ВАС РФ от 19.01.2009 N ВАС-17183/08 указано на то, что поскольку университет отнесен к объектам культурного наследия, земельные участки, на которых он расположен, являются ограниченными в обороте.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 г. направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Не облагаются земельным налогом ограниченные в обороте участки, которые заняты объектами культурного наследия. К последним относятся особо ценные объекты культурного наследия народов России; объекты, включенные в Список всемирного наследия; историко-культурные заповедники; объекты археологического наследия. Для освобождения от налогообложения необходимо подтвердить их наличие на участке.
Государственная Третьяковская галерея как учреждение отнесена к особо ценным объектам культурного наследия народов России. Участки, на которых расположено названное ФГУ культуры, ограничены в обороте и не облагаются земельным налогом.
Указанная позиция Минфина России подтверждается судебной практикой (определение ВАС РФ от 19 января 2009 г. N ВАС-17183/08).
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 июля 2010 г. N 03-05-05-02/49
Текст письма официально опубликован не был