Данную самооценку следует проводить оперативному звену менеджмента и владельцам процессов для получения более полного представления о поведении и текущей эффективности деятельности организации.
Ключевой элемент
|
Уровень зрелости
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
На что ориентирован менеджмент?
(Руководство)
|
На продукцию, акционеров и некоторых потребителей при ситуативном реагировании на изменения, проблемы и возможности
|
На потребителей и законодательные/ нормативные требования с некоторой долей структурированного реагирования на проблемы и возможности
|
На работников организации и некоторые дополнительные заинтересованные стороны.
Определены и реализуются процессы реагирования на проблемы и возможности
|
На сбалансированный подход к потребностям определенных заинтересованных сторон.
Постоянное совершенствование находится в центре внимания организации
|
На сбалансированный подход к новым заинтересованным сторонам.
Главной целью является достижение наивысшей эффективности для своего класса
|
Каков подход руководства?
(Руководство)
|
Подход пассивный и построен по командному принципу
|
Подход пассивный и основан на решениях руководителей разного уровня
|
Подход активный, и право принятия решений передано трудовым коллективам
|
Подход активный, характеризуемый активным участием работников организации в принятии решений
|
Подход активный, направленный на обучение и наделение полномочиями работников всех уровней
|
Как принимаются решения?
(Стратегия и политика)
|
Решения основаны на неофициальных данных, полученных с рынка и из других источников
|
Решения основаны на потребностях и ожиданиях потребителей
|
Решения основаны на стратегии и увязаны с потребностями и ожиданиями заинтересованных сторон
|
Решения основаны на развертывании стратегии, исходя из производственной необходимости и с учетом рабочих процессов
|
Решения основаны на потребности в гибкости, маневренности и стабильности деятельности
|
Как определяются ресурсы, необходимые для достижения результатов?
(Ресурсы)
|
Менеджмент ресурсов осуществляется несистематически
|
Менеджмент ресурсов осуществляется результативно
|
Менеджмент ресурсов осуществляется эффективно
|
Менеджмент ресурсов осуществляется эффективно и с учетом дефицита ресурсов
|
Менеджмент и использование ресурсов спланированы, эффективно структурированы и отвечают требованиям заинтересованных сторон
|
Как организована деятельность?
(Процессы)
|
Несистемный подход к организации деятельности при наличии только некоторых основных рабочих процедур или инструкций
|
Деятельность организована по функциональному принципу при наличии базовой системы качества
|
Деятельность организована в рамках основанной на процессном подходе системы менеджмента качества, которая результативна и эффективна и обеспечивает необходимую гибкость
|
Существует система менеджмента качества, которая является результативной и эффективной, способствует прочным связям между процессами и обеспечивает маневренность и совершенствование.
Процессы направлены на удовлетворение потребностей конкретных заинтересованных сторон
|
Существует система менеджмента качества, которая способствует инновационному подходу и бенчмаркингу и направлена на удовлетворение потребностей и ожиданий новых и существующих заинтересованных сторон
|
Как достигаются результаты?
(Мониторинг и измерение)
|
Достижение результатов носит случайный характер.
Корректирующие действия не систематизированы
|
Достигаются некоторые прогнозируемые результаты.
Корректирующие и предупреждающие действия систематизированы
|
Достигаются прогнозируемые результаты, особенно касающиеся конкретных заинтересованных сторон.
Последовательный подход к использованию мониторинга, измерений и улучшений
|
Имеют место последовательные, позитивные, прогнозируемые результаты с устойчивыми тенденциями
|
Достигнутые результаты выше средних показателей по отрасли и поддерживаются на данном уровне в течение длительного времени.
Улучшения и инновации осуществляются на всех уровнях организации
|
Как осуществляется мониторинг результатов?
(Мониторинг и измерение)
|
Используются финансовые показатели, показатели рентабельности и производительности труда
|
Осуществляется мониторинг удовлетворенности потребителей, ключевых процессов жизненного цикла и эффективности деятельности поставщиков
|
Осуществляется мониторинг удовлетворенности работников организации и заинтересованных сторон
|
Ключевые показатели деятельности увязаны со стратегией организации и используются для мониторинга
|
Ключевые показатели деятельности включены в мониторинг всех процессов в реальном масштабе времени, и показатели деятельности оперативно доводятся до сведения всех заинтересованных сторон
|
Как определяется приоритетность мер по улучшению?
(Улучшения, инновации и обучение)
|
Приоритетность мер по улучшению зависит от ошибок, претензий или финансовых результатов
|
Приоритетность мер по улучшению зависит от удовлетворенности потребителей или корректирующих и предупреждающих действий
|
Приоритетность мер по улучшению зависит от потребностей и ожиданий некоторых заинтересованных сторон, а также поставщиков и работников организации
|
Приоритетность мер по улучшению зависит от тенденций и сведений, полученных от заинтересованных сторон, а также анализа социальных, экологических и экономических изменений
|
Приоритетность мер по улучшению зависит от сведений, полученных от новых заинтересованных сторон
|
Как организован процесс обучения?
(Улучшения, инновации и обучение)
|
Обучение носит случайный характер на уровне отдельных работников
|
Работники организации систематически учатся на успехах и неудачах организации
|
В рамках организации осуществляется систематизированный процесс совместного обучения
|
В организации существует культура обучения и совместного использования знаний, которая подлежит постоянному совершенствованию
|
Процессы обучения, разработанные организацией, используются совместно с соответствующими заинтересованными сторонами и способствуют творческому и инновационному подходу
|
Примечание - Текущий уровень зрелости отдельных элементов считается наивысшим уровнем, достигнутым организацией, без каких-либо предшествующих несоответствий установленным критериям.
|
Подпункт
|
Уровень зрелости
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
4.1 Общие положения
|
Система менеджмента имеет функциональную направленность и основана на процедурах
|
Существует система менеджмента качества, основанная на процессном подходе
|
Существует система менеджмента качества, охватывающая все уровни организации и основанная на восьми принципах менеджмента качества
|
Система менеджмента организации расширена для включения других аспектов, например экологического менеджмента, менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда и т.п.
|
Система менеджмента обеспечивает полное развертывание политики организации
|
4.2 Устойчивый успех
|
Реальные показатели деятельности организации сопоставляются с планом при проведении регулярного ежегодного анализа
|
Проводятся регулярные анализы эффективности деятельности в сравнении с бизнес-планом
|
Результаты свидетельствуют о последовательном повышении эффективности деятельности за последние несколько лет
|
За последние годы удалось добиться устойчивого повышения эффективности деятельности при наличии планов на ближайшую перспективу (например, на следующие два года)
|
За последние годы удалось добиться устойчивого повышения эффективности деятельности при наличии планов на длительную перспективу (например, на следующие пять лет)
|
4.3 Среда организации
|
Организация реагирует на изменения, которые ее затрагивают
|
Разработаны планы для предотвращения повторного возникновения старых проблем
|
Периодически проводятся оценки рисков для изучения их потенциального воздействия на организацию
|
Разработаны планы действий в чрезвычайных обстоятельствах для снижения всех выявленных рисков
|
Оценка и планирование рисков представляют собой непрерывные процессы в рамках организации для снижения всех рисков
|
4.4 Заинтересованные стороны, их потребности и ожидания
|
Главной целью организации является получение ежегодной прибыли
|
Организацией движут потребности и ожидания потребителей
|
Потребности и ожидания заинтересованных сторон удовлетворяются, когда это практически возможно
|
Потребности и ожидания заинтересованных сторон служат основой для принятия решений высшим руководством
|
Потребности и ожидания всех соответствующих заинтересованных сторон удовлетворялись в течение последних нескольких лет (например, трех)
|
Примечание - Текущий уровень зрелости отдельных элементов считается наивысшим уровнем, достигнутым организацией, без каких-либо предшествующих несоответствий установленным критериям.
|
Подпункт
|
Уровень зрелости
|
I
|
II
|
Ill
|
IV
|
V
|
5.1 Общие положения
5.2 Выработка стратегии и политики
|
Процесс планирования носит несистематический характер.
Стратегия, политика и цели определены лишь частично
|
Существует структурированный процесс выработки стратегии и политики.
Процесс выработки стратегии и политики включает анализ потребностей и ожиданий потребителей наряду с анализом законодательных и нормативных требований
|
Процесс выработки стратегии и политики получил дальнейшее развитие и включает анализ потребностей и ожиданий более широкого круга заинтересованных сторон.
Разработка планов осуществляется после оценки потребностей и ожиданий соответствующих заинтересованных сторон.
Процесс планирования включает изучение меняющихся внешних тенденций и потребностей заинтересованных сторон; при необходимости осуществляется соответствующая реструктуризация.
Благоприятные результаты могут быть связаны с прошлыми стратегическими подходами
|
Действует структурированный процесс выработки стратегии, политики и целей. Стратегия и политика охватывают аспекты, касающиеся соответствующих заинтересованных сторон.
Выходы процессов организации по выработке стратегии и политики не противоречат потребностям заинтересованных сторон.
До утверждения планов оцениваются и изучаются угрозы, возможности и наличие ресурсов.
Осуществляется структурированный и периодический анализ процессов планирования
|
Можно продемонстрировать, что стратегия привела к достижению целей организации и оптимизации потребностей заинтересованных сторон.
Заинтересованные стороны содействуют успеху организации; можно быть уверенным в том, что их содействие останется на прежнем уровне.
Можно быть уверенным в устойчивом успехе.
Действуют результативные механизмы мониторинга и отчетности, включая использование при планировании информации, полученной от заинтересованных сторон
|
5.3 Развертывание стратегии и политики
|
В повседневной деятельности используются и реализуются краткосрочные цели и задачи
|
Стратегия и политика преобразуются в задачи для различных уровней организации.
Планы разрабатываются на основе сбалансированного подхода к потребностям и ожиданиям потребителей.
Происходит дальнейшее развитие стратегии и политики, потребности потребителей преобразуются в четко сформулированные процессы и задачи. Они служат основой для анализа и проверок эффективности деятельности
|
Оценивается ход работ по достижению стратегических целей организации. Анализируются положительные и отрицательные расхождения с планом и принимаются соответствующие меры
|
Для каждого процес- са и уровня организации определены измеримые цели, согласующиеся со стратегией.
Анализируется и актуализируется система менеджмента в соответствии с изменениями в стратегии.
Оценка хода работ по достижению целей указывает на наличие многочисленных позитивных тенденций
|
Регулярно анализируются и актуализируются стратегия, планирование и развертывание политики, используя данные, полученные в результате мониторинга и анализа среды организации.
Анализ прошлых показателей деятельности может указывать на то, что организация преуспела в преодолении новых или непредвиденных трудностей
|
5.4 Передача информации о стратегии и политике
|
Передача информации носит пассивный характер
|
Определен и внедрен процесс внешнего и внутреннего обмена информацией
|
Разработаны результативные системы для доведения до сведения соответствующих работников организации изменений в стратегии и планах
|
Изменения в политике доводятся до сведения соответствующих заинтересованных сторон, и информация о них передается на все уровни организации
|
Периодически анализируется результативность процессов обмена информацией.
Существуют данные, свидетельствующие о том, что процессы обмена информацией отвечают требованиям заинтересованных сторон
|
Примечание - Текущий уровень зрелости отдельных элементов считается наивысшим уровнем, достигнутым организацией, без каких-либо предшествующих несоответствий установленным критериям.
|
Подпункт
|
Уровень зрелости
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
6.1 Общие положения
|
Ресурсы определяются и распределяются от случая к случаю
|
Внедрен процесс планирования ресурсов, включая их идентификацию, предоставление и мониторинг
|
Осуществляется периодический анализ наличия и пригодности ресурсов.
Планирование ресурсов охватывает как краткосрочные, так и долгосрочные цели
|
Оцениваются риски, связанные с потенциальным дефицитом ресурсов.
Подходы организации к менеджменту ресурсов подтвердили свою результативность и эффективность
|
Поиск возможностей дпя оптимизации плана распределения ресурсов осуществляется посредством бенчмаркинга
|
6.2 Финансовые
ресурсы
|
Ресурсы определяются и распределяются случайным образом.
Используется краткосрочное финансовое планирование
|
Реализуется процесс прогнозирования, мониторинга и управления финансовыми ресурсами.
Финансовое управление систематически структурируется
|
Осуществляются периодические анализы результативности использования финансовых ресурсов.
Выявляются финансовые риски
|
Снижаются финансовые риски.
Прогнозируются и планируются будущие финансовые потребности
|
Выделение финансовых ресурсов способствует достижению целей организации.
Действует непрерывный процесс переоценки выделенных ресурсов
|
6.3 Работники организации
|
К работникам относятся как к необходимому ресурсу, но всего лишь несколько целей кадровой политики связаны со стратегией организации.
Подготовка кадров проводится несистематически, а в основном по просьбе отдельных работников.
Проверка компетентности осуществляется от случая к случаю
|
К работникам относятся как к необходимому ресурсу с учетом поставленных задач, которые связаны со стратегией организации.
Действует программа проверки компетентности.
Повышение квалификации является частью общего плана, который связан со стратегией организации.
Осуществляется сбор рационализаторских предложений
|
Персоналу определены четкие обязанности и задачи в отношении процессов, и известно, как они увязаны в рамках организации.
Разработана система повышения квалификации, основанная на наставничестве и инструктировании
|
Широко используется внутренняя система связей, обеспечивающая получение коллективных знаний.
Организована подготовка кадров для повышения квалификации, развития творческого подхода и оптимизации деятельности.
Работники организации знают уровень своей компетентности и то, в каких областях они могут максимально способствовать повышению эффективности деятельности организации.
Хорошо развит процесс планирования карьеры
|
Внешняя система связей способствует вовлечению всех работников организации. Работники на всех уровнях участвуют в разработке новых процессов.
Широко используется передовой опыт
|
6.4 Партнеры и поставщики
|
Связи с поставщиками ограничены выставлением заявок на подряд, размещением заказов или разрешением проблем
|
Налажены процессы обмена информацией с поставщиками, выбора, оценки, повторной оценки и классификации поставщиков
|
Поставщики и партнеры идентифицированы согласно стратегическим потребностям или рискам.
Для развития возможностей поставщиков и партнеров существуют процессы регулирования взаимоотношений
|
С партнерами осуществляется открытый обмен информацией в отношении потребностей и стратегии
|
Имеются данные, свидетельствующие о непосредственном участии партнеров и внесении ими своего вклада в успех организации
|
6.5 Инфраструктура
|
Создана базовая инфраструктура
|
Осуществляется планирование и управление инфраструктурой организации.
Принимаются во внимание законодательные и нормативные требования
|
Проводится периодический анализ инфраструктуры и соответствующих процессов с прицелом на будущее
|
Выявляются риски, присущие инфраструктуре, и осуществляются предупреждающие действия
|
Эффективность деятельности и база распределения затрат выгодно отличаются от других организаций.
Для снижения потенциальных угроз и выявления возможностей используется планирование действий в чрезвычайных обстоятельствах
|
6.6 Производственная среда
|
Созданы основные условия для развития производственной среды
|
Разработан процесс, обеспечивающий выполнение производственной средой всех применимых законодательных и нормативных требований
|
Осуществляется периодический анализ эффективности и результативности производственной среды
|
Данные показывают, что производственная среда стимулирует производительность труда, творческий подход и хорошие условия работы персонала
|
Процессы, реализуемые для совершенствования производственной среды, способствуют повышению конкурентоспособности и сопоставимы с аналогичными процессами других организаций
|
6.7 Знания, информация и технологии
|
Разработаны основные подходы и системы менеджмента знаний, информации и технологий
|
Внедрен процесс идентификации, получения, защиты, использования и оценки информации, знаний и технологий.
Внедрена базовая система обмена и коллективного использования информации
|
Происходит обмен информацией, знаниями и технологиями в рамках организации, и периодически проводится анализ их использования.
Важнейшие технологии управляются на основе патентного права и поиска вторичных ресурсов в случае необходимости
|
Осуществляется обмен информацией, знаниями и технологиями с партнерами и другими заинтересованными сторонами
|
Результаты менеджмента информации, знаний и технологий вполне сопоставимы с другими организациями
|
6.8 Природные ресурсы
|
Имеет место весьма ограниченный менеджмент использования природных ресурсов
|
Существует процесс определения и управления использованием природных ресурсов, требуемых организацией
|
Должным образом структурированы процессы определения эффективности использования природных ресурсов.
Оцениваются риски, связанные с дефицитом природных ресурсов, и принимаются меры по обеспечению преемственности поставщиков в будущем
|
Существуют процессы оптимизации использования природных ресурсов и изучения возможности использования альтернативных ресурсов.
Организацией разработаны процессы учета потребности в защите окружающей среды на всем протяжении жизненного цикла продукции
|
Организация способна продемонстрировать, что ее подход к использованию природных ресурсов отвечает настоящим потребностям без ущерба для будущих поколений или общества.
Осуществляется взаимодействие с внешними организациями и другими заинтересованными сторонами и бенчмаркинг относительно использования природных ресурсов
|
Примечание - Текущий уровень зрелости отдельных элементов считается наивысшим уровнем, достигнутым организацией, без каких-либо предшествующих несоответствий установленным критериям.
|
Подпункт
|
Уровень зрелости
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
7.1 Основные положения
7.2 Планирование процессов и управление процессами
|
Планирование и менеджмент процессов носит неформальный и случайный характер
|
Определены ключевые процессы, в частности те, которые связаны с удовлетворенностью потребителей и жизненным циклом продукции, и осуществляется их менеджмент.
Систематически измеряется результативность процессов, и принимаются необходимые меры
|
Планирование процессов увязано с развертыванием стратегии.
Потребности и ожидания идентифицированных заинтересованных сторон используются как исходные данные для планирования процессов.
Могут быть наглядно показаны меры по повышению эффективности процессов.
Процессы дают предсказуемые результаты.
Анализируется эффективность и результативность процессов организации
|
Могут быть наглядно показаны улучшения в маневренности, гибкости и инновационном подходе к процессам.
При планировании процессов принимаются во внимание все соответствующие заинтересованные стороны.
Существует действенный подход к выявлению и разрешению конфликтов на стыках процессов
|
Эффективность процессов сопоставляется с ведущими организациями, и результаты сопоставления используются при планировании процессов.
Выходы ключевых процессов превышают средний показатель для данного сектора
|
7.3 Ответственность и полномочия, связанные с процессами
|
Обязанности в отношении процессов определяются от случая к случаю
|
Четко распределены обязанности и полномочия, связанные с менеджментом процессов (например, между "владельцами процессов")
|
Выработана политика предотвращения и разрешения возможных споров при менеджменте процессов
|
Постоянно повышается квалификация руководителей процессов
|
Имеет место обмен знаниями между владельцами процессов и заинтересованными сторонами
|
Примечание - Текущий уровень зрелости отдельных элементов считается наивысшим уровнем, достигнутым организацией, без каких-либо предшествующих несоответствий установленным критериям.
|
Подпункт
|
Уровень зрелости
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
8.1 Общие положения
8.2. Мониторинг
|
Мониторинг проводится от случая к случаю, соответствующие процессы отсутствуют.
При мониторинге акцент делается на продукцию. Меры принимаются при возникновении проблем с продукцией или проблем менеджмента (т.е. в кризисных ситуациях).
Несмотря на сбор информации о применимых законодательных и нормативных требованиях, анализ изменений в требованиях проводится только от случая к случаю
|
Периодически осуществляется процесс мониторинга.
Мониторинг ориентирован на потребителей.
Мониторинг потребностей и ожиданий потребителей ведется систематически.
За счет специальных механизмов систематически отслеживаются изменения в законодательных и нормативных требованиях
|
Процесс мониторинга регулярно оценивается для повышения его результативности.
Мониторинг ориентирован на поставщиков и частично на работников организации и другие заинтересованные стороны.
В плановом порядке осуществляется сбор информации от основных поставщиков и партнеров.
Информация от работников организации собирается только заочно.
Ведется мониторинг текущих возможностей процесса.
Процедуры отслеживания законодательных и нормативных требований являются результативными и эффективными
|
Процесс мониторинга имеет систематизированный и плановый характер и включает перекрестные проверки с внешними источниками данных.
Оценка требований к ресурсам в динамике по времени носит систематизированный и планомерный характер.
Сбор информации от работников организации и потребителей осуществляется путем профессионально проводимых опросов и посредством использования других механизмов, таких как группы для тематического опроса
|
Процесс мониторинга позволяет получить достоверные данные и оценить тенденции.
Мониторинг нацелен на тенденции в направлениях деятельности организации, технологии и положение с рабочей силой и направлен на оптимизацию использования развития ресурсов.
Происходящие или предполагаемые изменения в экономической политике, спросе на продукцию, технологиях, защите окружающей среды или в социальных и культурных аспектах, которые могут повлиять на эффективность деятельности организации, отслеживаются в плановом порядке
|
8.3.1 (Измерение) Общие положения
8.3.2 Ключевые показатели деятельности
|
Имеется весьма ограниченное количество данных, полученных в результате измерений и оценок, для обоснования управленческих решений или отслеживания принимаемых мер.
Используются базовые показатели (такие как финансовая отчетность, своевременность поставок, количество жалоб от потребителей, судебные предупреждения и штрафы).
Данные не всегда носят достоверный характер
|
Существует формальный набор определений для ключевых показателей, связанных со стратегией и основными процессами организации.
Показатели главным образом основаны на использовании внутренних данных.
Управленческие решения опираются на результаты анализов системы менеджмента качества и дополнительных ключевых показателей деятельности
|
Цели на уровне процессов связаны с ключевыми показателями деятельности.
Имеются данные, свидетельствующие о том, насколько деятельность организации сопоставима с деятельностью других организаций.
Основные условия достижения успеха идентифицированы и прослеживаются путем использования соответствующих, реальных показателей.
Управленческие решения в достаточной мере опираются на достоверные данные, полученные от измерительных систем
|
Имеются данные, демонстрирующие динамику развития ключевых показателей деятельности во времени.
Осуществляется мониторинг развертывания стратегии и структурирования задач.
Показатели деятельности установлены и широко используются для принятия стратегических решений в отношении тенденций и долгосрочного планирования.
Систематический анализ данных позволяет прогнозировать будущую деятельность
|
Систематический анализ данных позволяет уверенно прогнозировать будущую деятельность.
Показатели способствуют принятию обоснованных стратегических решений.
Ключевые показатели деятельности выбраны и используются с целью получения достоверной информации для прогнозирования тенденций и принятия стратегических решений.
Выполняется анализ рисков как средство оптимизации процесса назначения приоритетов
|
8.3.3 Внутренние аудиты
8.3.4 Самооценка
|
Осуществляется сбор некоторых данных, но отсутствует официальная методика.
Аудиты проводятся пассивно, в ответ на проблемы, жалобы потребителей и т.п.
Собранные данные в основном используются для решения проблем с продукцией
|
На регулярной основе осуществляется сбор некоторых данных о ключевых процессах.
Результаты аудитов систематически используются для анализа системы менеджмента.
Самооценка носит ограниченный характер.
Данные и результаты оценок стали использоваться для выполнения предупреждающих действий
|
Сбор данных осуществляется в рамках структурированного процесса.
В случае необходимости проводятся квалифицированные исследования для верификации данных, особенно когда данные основаны на суждениях, мнениях и т.п.
Аудиты обеспечивают точность данных и результативность системы менеджмента.
Проводятся самооценки, и их результаты используются для определения зрелости организации и повышения общего уровня ее эффективности
|
Процессы сбора данных подвергаются постоянному оцениванию, и принимаются меры по повышению их результативности и эффективности.
Результаты самооценок включают в процесс стратегического планирования.
Выявленные расхождения с более высокими уровнями зрелости сопоставляют с видением и стратегией, и организация применяет к ним плановые воздействия
|
Аудиты, в которых участвуют другие заинтересованные стороны, предоставляют им возможность способствовать выявлению дополнительных улучшений.
Самооценки проводятся на всех уровнях организации
|
8.3.5 Бенчмаркинг
|
Взаимный обмен передовым опытом в рамках организации носит эпизодический характер. В ряде случаев проводятся сравнения некоторых видов продукции с продукцией на рынке
|
Высшее руководство способствует выявлению и широкому распространению передового опыта.
Проводятся исследования и сопоставления с некоторыми видами продукции основных конкурентов
|
Руководство организации поддерживает некоторые меры по внешнему бенчмаркингу (в отношении продукции, процессов и операций)
|
Разработана методология бенчмаркинга.
Ключевые показатели деятельности подвергаются внутреннему и внешнему бенчмаркингу с использованием структурированной методологии
|
Бенчмаркинг используется систематически как средство выявления возможностей для улучшения, инноваций и обучения.
В организацию часто обращаются представители внешних субъектов с предложением выступить в роли партнера по бенчмаркингу
|
8.4 Анализ
|
Существуют лишь единичные примеры анализа данных.
В качестве основы для анализа данных используются только экономические и финансовые цели.
Жалобы потребителей анализируются в ограниченном объеме
|
Периодически проводится анализ соответствующей внешней и внутренней информации.
Используются некоторые базовые статистические методы.
Оценивается уровень удовлетворения требований потребителей.
Улучшение качества продукции основано на результатах таких анализов.
Периодически анализируется влияние изменений в законодательных и нормативных требованиях на процессы и продукцию
|
Систематически проводимый анализ основан на широком использовании статистических методов.
Результаты анализов используются для выявления потребностей и ожиданий соответствующих заинтересованных сторон.
Результативные решения и действия основаны на анализе информации
|
Процесс анализа используется для оценки новых ресурсов, материалов и технологий.
Результативность процесса анализа повышается за счет обмена результатами анализа с партнерами или другими источниками знаний.
Идентифицируются отличительные признаки продукции, и формируется добавленная ценность у продукции, предназначенной для заинтересованных сторон на основе результатов анализа информации
|
Анализируются и используются соответствующие экологические, социальные, технологические и сравнительные данные.
Выявляются и анализируются риски и возможности, которые могут отразиться на достижении долгосрочных и краткосрочных целей.
Стратегические и политические решения основаны на информации, собираемой и анализируемой в плановом порядке
|
8.5 Изучение информации, полученной в результате мониторинга, измерения и анализа
|
Используется ситуативный подход к изучению информации.
Изучение информации часто носит пассивный характер
|
Проводятся периодические изучения для оценки успехов в достижении целей в области качества и эффективности системы менеджмента качества.
В ходе изучения оцениваются все действующие проекты и улучшения для оценки хода выполнения планов и достижения целей
|
Регулярно проводятся систематические изучения ключевых показателей деятельности и соответствующих целей.
Принимаются соответствующие меры в случае выявления негативных тенденций.
Изучение информации дает представление о выделении соответствующих ресурсов
|
Результаты изучения информации доводятся до сведения некоторых заинтересованных сторон для облегчения сотрудничества и обучения.
Проводятся внутренние сравнения для выявления и передачи передового опыта
|
Различные источники информации указывают на хорошие показатели деятельности организации во всех стратегических и оперативных направлениях.
Осуществляется обмен с партнерами результатами изучений как исходной информацией для улучшения качества продукции и процессов, что может повлиять на уровень эффективности их деятельности и удовлетворенности.
Результаты изучения указывают на результативность принятых мер
|
Примечание - Текущий уровень зрелости отдельных элементов считается наивысшим уровнем, достигнутым организацией, без каких-либо предшествующих несоответствий установленным критериям.
|
Подпункт
|
Уровень зрелости
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
V
|
9.1 Общие положения
9.2 Улучшения
|
Меры по улучшению принимаются от случая к случаю на основании жалоб потребителей или претензий регулятивных органов
|
Внедрены базовые процессы совершенствования, основанные на корректирующих и предупреждающих действиях.
Организация проводит обучение по проблемам непрерывного совершенствования
|
Улучшения могут быть продемонстрированы на большинстве видов продукции и основных процессах организации.
Направленность процессов совершенствования увязана со стратегией и целями организации.
Действуют системы нематериального поощрения коллективов и отдельных исполнителей, позволяющие получить стратегически значимые улучшения.
На некоторых уровнях организации, а также в отношениях с поставщиками и партнерами действуют процессы непрерывного совершенствования
|
Результаты, полученные от реализации процессов совершенствования, повышают эффективность деятельности организации.
Процессы совершенствования периодически анализируются.
Улучшения касаются продукции, процессов, организационных структур, рабочей модели и системы менеджмента организации
|
Имеются данные, указывающие на существование тесной взаимосвязи между мерами по улучшению и достижением организацией результатов, превышающих средний уровень по отрасли.
Совершенствование представляет собой повседневную деятельность на всех уровнях организации и в отношениях с поставщиками и партнерами.
Улучшения ориентированы на повышение эффективности деятельности организации, включая ее способность обучаться и меняться
|
9.3 Инновации
|
Количество инноваций ограничено.
Новая продукция внедряется от случая к случаю при отсутствии планирования инноваций
|
Инновационная деятельность основана на данных, касающихся потребностей и ожиданий потребителей
|
Процесс внедрения новых видов продукции и процессов помогает определить наличие изменений в среде организации для планирования инноваций
|
Устанавливаются инновационные приоритеты на основании баланса между их насущностью, наличием ресурсов и стратегией организации.
В инновационных процессах участвуют поставщики и партнеры.
Результативность и эффективность инновационных процессов регулярно оцениваются как часть процесса обучения.
Инновации используются для совершенствования функционирования организации
|
Инновационная деятельность предвосхищает возможные изменения в деловом окружении организации.
Разработаны планы предупреждающих действий для предотвращения или минимизации выявленных рисков, связанных с инновационной деятельностью.
Инновации касаются продукции, процессов, организационных структур, рабочей модели и системы менеджмента организации
|
9.4 Обучение
|
Организация извлекает некоторые уроки из жалоб.
Обучение осуществляется на индивидуальной основе без обмена знаниями
|
Обучение носит пассивный характер и основано на систематическом анализе проблем и других данных.
Действуют процессы обмена информацией и знаниями
|
Имеют место плановые мероприятия, события и встречи по обмену информацией.
Внедрена система признания положительных результатов вносимых предложений или полученных уроков.
Вопросы обучения рассматриваются при выработке стратегии и политики
|
Обучение считается одним из главных вопросов. Для обмена знаниями высшим руководством поощряется развитие связей, взаимодействие и интерактивность.
Высшее руководство поддерживает инициативы, связанные с обучением, и подает личный пример.
Способность организации к обучению включает компетентность отдельных работников и компетентность организации в целом.
Обучение имеет важное значение для развития процессов совершенствования и инновационных процессов
|
Культура обучения позволяет брать на себя риски и признавать неудачи при условии, что это ведет к обучению на ошибках и к созданию возможностей для совершенствования.
Обучение связано с наличием внешних обязательств
|
Примечание - Текущий уровень зрелости отдельных элементов считается наивысшим уровнем, достигнутым организацией, без каких-либо предшествующих несоответствий установленным критериям.
|