Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 29 апреля 2011 г. N 03-02-07/1-149
Вопрос: Просим предоставить письменные разъяснения по вопросу применения положений п. 5 ст. 75 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) в части момента начисления пени, а также возникновения обязанности налогоплательщика по ее уплате.
В соответствии с п. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Как указано в Определении Конституционного Суда РФ N 381-О-П от 08.02.07 г., обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Таким образом, применение пени в качестве инструмента обеспечения обязанности налогоплательщика по оплате налогов и сборов, а также как правовосстановительной меры государственного принуждения, носящей компенсационный характер, должно применяться либо непосредственно вместе, либо после полного исполнения основной обязанности налогоплательщика по уплате суммы налога, сбора.
На основании изложенного прошу пояснить, является ли правомерным:
- начисление пени на существующую сумму недоимки до момента оплаты такой недоимки в полном объеме;
- начисление пени на существующую сумму недоимки до момента оплаты такой недоимки в полном объеме в порядке выставления ежемесячных требований об оплате сумм пени, начисляемых по окончании каждого календарного месяца (истечения 30-дневного срока), с момента неисполнения обязанности налогоплательщиком по уплате налога, сбора;
- применение процедуры принудительного взыскания сумм пени, начисленных до момента исполнения в полном объеме обязанности налогоплательщика по уплате суммы налога, сбора, в связи с несвоевременным исполнением которых начислены соответствующие пени, в том числе применение процедуры принудительного взыскания, допускающей возможность исполнения обязанности по уплате пени до исполнения обязанности по уплате основного обязательства (например, направление инкассовых поручений на сумму начисленных пеней в иные банковские учреждения, отличные от банковских учреждений, в которые были выставлены инкассовые поручения на сумму соответствующего налога, сбора)?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросам о начислении, взыскании пеней и сообщается следующее.
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) пеней признается установленная данной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 Кодекса).
Абзацем первым пункта 3 статьи 75 Кодекса предусмотрено, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога (абзац первый пункта 4 статьи 75 Кодекса).
В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Кодекса пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика-организации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 46 и 47 Кодекса (пункт 6 статьи 75 Кодекса). При этом решение о взыскании пеней принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (пункт 3 статьи 46 Кодекса).
Порядок и сроки направления указанного требования налогоплательщику установлены статьями 69 и 70 Кодекса.
На основании пунктов 2, 5 и 9 статьи 46 Кодекса взыскание налога и пеней производится в пределах необходимой суммы денежных средств с указанием в поручении налогового органа на перечисление налога и пеней тех счетов налогоплательщика, с которых должно быть произведено перечисление налога и пеней, а также суммы, подлежащей перечислению.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пеней признается денежная сумма, которую плательщик должен внести, если уплачивает налог в более поздние по сравнению с установленными законодательно сроки.
Пени уплачиваются помимо причитающегося к уплате налога. При этом неважно, применяются ли другие меры обеспечения исполнения соответствующей обязанности и меры ответственности за нарушение законодательства.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательно днем.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Она вносится одновременно с уплатой налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств на счетах в банке или иного имущества организации. Соответствующее решение принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа.
Налог и пеня взыскиваются в пределах необходимой суммы денежных средств. В поручении указывают те счета налогоплательщика, с которых должны быть перечислены названные суммы.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 29 апреля 2011 г. N 03-02-07/1-149
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 17 мая 2011 г. N 19