В целях единообразного применения положений Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) сообщаем следующее.
В соответствии со статьей 89 ТК ТС излишне уплаченными или излишне взысканными суммами таможенных пошлин, налогов являются уплаченные или взысканные в качестве таможенных пошлин, налогов суммы денежных средств (денег), размер которых превышает суммы, подлежащие уплате в соответствии с ТК ТС и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза, и идентифицированные в качестве конкретных видов и сумм таможенных пошлин, налогов в отношении конкретных товаров.
Согласно статье 90 ТК ТС возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин, налогов.
Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных таможенных пошлин осуществляется в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных международным договором государств - членов Таможенного союза.
Согласно части 1 статьи 129 Федерального закона возврат таможенных сборов осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом для возврата таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с частью 1 статьи 147 Федерального закона излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов - в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.
К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, перечень которых поименован в части 2 статьи 147 Федерального закона, в том числе документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с частью 4 статьи 147 Федерального закона при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган.
При этом обращаем внимание на недопущение случаев формального отказа в рассмотрении заявления о возврате. Мотивированное объяснение причин невозможности рассмотрения заявления должно содержать информацию о сведениях, не указанных в заявлении, и конкретных документах, не представленных в таможенный орган, но которые необходимы для принятия решения о возврате таможенных пошлин, налогов. Также в ответе следует указывать, что плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 статьи 147 Федерального закона. При этом таможенным органом должны быть соблюдены установленные частью 4 статьи 147 Федерального закона сроки возврата заявления без рассмотрения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 76 ТК ТС исчисление таможенных пошлин, налогов осуществляется плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. К таким случаям относится исчисление таможенных пошлин, налогов таможенным органом при взыскании таможенных пошлин, налогов (пункт 2 статьи 76 ТК ТС), а также в отношении товаров для личного пользования (статья 360 ТК ТС).
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 181 ТК ТС сведения об исчислении таможенных платежей, равно как и сведения, необходимые для исчисления таможенных платежей, указываются в декларации на товары.
В соответствии с пунктом 7 статьи 190 ТК ТС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Факт излишней уплаты таможенных пошлин, налогов может быть подтвержден, в том числе внесением изменений в декларацию на товары.
В соответствии с пунктом 2 статьи 191 ТК ТС внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии Таможенного союза. Такие случаи и порядок установлены Инструкцией о порядке внесения изменений и (или) дополнений в декларацию на товары после выпуска товаров, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 255 (далее - Инструкция).
В соответствии с пунктом 2 Инструкции сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ), могут быть изменены и (или) дополнены после выпуска товаров в соответствии с решением уполномоченного таможенного органа, принимаемым по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров или рассмотрения мотивированного письменного обращения декларанта или таможенного представителя в случаях:
1) установления или выявления недостаточности и (или) несоответствия сведений, заявленных в ДТ, сведениям, подлежащим указанию в ДТ согласно установленному порядку заполнения ДТ;
2) рассмотрения жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза;
3) обоснования необходимости внесения изменений и (или) дополнений в отметки и записи в графах, заполняемых должностным лицом таможенного органа (далее - должностное лицо);
4) вступления в законную силу решений судебных органов государств - членов Таможенного союза, предусматривающих внесение изменений и (или) дополнений сведений, заявленных в ДТ.
Факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов может быть установлен по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров или рассмотрения мотивированного письменного обращения декларанта или таможенного представителя о корректировке сведений, заявленных в ДТ.
Обращение декларанта или таможенного представителя о внесении изменений и (или) дополнений сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров составляется в произвольной форме с обоснованием необходимости таких изменений и (или) дополнений, указанием регистрационного номера ДТ и перечня прилагаемых документов. К обращению прилагаются корректировка декларации на товары (далее - КДТ), заполненная по установленной форме, ее электронная копия и документы, указанные в перечне (пункт 4 Инструкции).
Форма решения таможенного органа об изменении и (или) дополнении сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров установлена Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов при внесении изменений в сведения, содержащиеся в грузовой таможенной декларации, после выпуска товаров и корректировке ее электронной копии, утвержденной приказом ФТС России от 21 апреля 2010 г. N 825.
Изменение и (или) дополнение сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров производится уполномоченным должностным лицом на основании КДТ путем корректировки электронной копии ДТ в порядке, установленном законодательством государств - членов Таможенного союза (пункт 16 Инструкции).
В графе "С" КДТ должностным лицом производится запись "Корректировка произведена" и проставляется дата, подпись и оттиск личной номерной печати. КДТ является неотъемлемой частью ДТ. Второй экземпляр КДТ возвращается декларанту или таможенному представителю (пункты 12, 15 Инструкции).
Если при внесении по результатам проведения таможенного контроля после выпуска товаров изменений и (или) дополнений в сведения, заявленные в ДТ, выявлен факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, таможенный орган в силу части 5 статьи 147 Федерального закона обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
В связи с вышеизложенным в случае, когда исчисление таможенных пошлин, налогов осуществлялось в ДТ, документом, подтверждающим факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, представление которого предусмотрено пунктом 2 части 2 статьи 147 Федерального закона, может являться КДТ, оформленная в соответствии с Инструкцией.
Положения Инструкции не применяются в случаях, когда внесение изменений и (или) дополнений сведений, заявленных в ДТ, после выпуска товаров касаются корректировки таможенной стоимости товаров и (или) показателей, влияющих на величину таможенной стоимости товаров (пункт 9 Инструкции).
Корректировка таможенной стоимости товаров и (или) показателей, влияющих на величину таможенной стоимости товаров, производится в порядке и на условиях, определенных Решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 376 "О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров".
При этом документом, подтверждающим факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов, является корректировка таможенной стоимости товаров в случае принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости, которое повлекло уменьшение суммы подлежащих уплате таможенных платежей.
При исполнении судебных актов следует учитывать следующее. При предъявлении в таможенный орган исполнительного листа, выданного на основании судебного решения, вступившего в законную силу, обязывающего таможенный орган возвратить денежные средства, возврат осуществляется без предъявления плательщиком таможенных пошлин, налогов заявления о возврате денежных средств.
Если судебным актом решение таможенного органа, в соответствии с которым были уплачены (взысканы) таможенные пошлины, налоги, признано незаконным, при этом обязанность по возврату указанных таможенных платежей на таможенный орган таким судебным решением не возложена, таможенным органом принимается решение о внесении изменений в ДТ в порядке, установленном Инструкцией (за исключением случая, указанного в пункте 9 Инструкции). В случае выявления факта излишней уплаты (излишнего взыскания) таможенных пошлин, налогов таможенный орган в соответствии с частью 5 статьи 147 Федерального закона сообщает плательщику в произвольной форме о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
При этом документом, подтверждающим факт излишней уплаты (излишнего взыскания) таможенных пошлин, налогов, может являться КДТ, а в случае признания судом незаконным решения о корректировке таможенной стоимости - корректировка таможенной стоимости. Копия КДТ или корректировки таможенной стоимости направляется плательщику таможенных пошлин, налогов.
Возврат таможенных пошлин, налогов производится также в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 148 Федерального закона. При этом возврат таможенных пошлин, налогов в таких случаях осуществляется применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей. Соответственно, к заявлению о возврате таможенных пошлин, налогов должны прилагаться документы, перечень которых установлен частью 2 статьи 147 Федерального закона, в том числе документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания, с учетом следующего.
1. В соответствии с пунктом 27 Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 257 (далее - Инструкция N 257), в графе "С" основного листа ДТ под соответствующими номерами проставляются отметки (записи) таможенного органа о выпуске (отказе в выпуске) товаров, проведении таможенного контроля.
При отказе в выпуске товаров под номером 2 графы "С" основного листа ДТ указывается дата отказа в выпуске цифровыми символами (ХХХХХХ - день, месяц, две последние цифры года) с проставлением соответствующего штампа в виде оттиска "Отказано в выпуске", подписи должностного лица и оттиска личной номерной печати.
Таким образом, если уплата таможенных пошлин, налогов осуществлена до принятия таможенным органом решения об отказе в выпуске товаров, документом, подтверждающим факт излишней уплаты, будет являться ДТ с вышеуказанными отметками (записями) таможенного органа об отказе в выпуске.
2. Согласно пункту 1 статьи 192 ТК ТС по письменному обращению декларанта зарегистрированная таможенная декларация на иностранные товары может быть отозвана им до принятия таможенным органом решения о выпуске товаров. Отзыв таможенной декларации допускается с письменного разрешения таможенного органа, если до получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил декларанта о месте и времени проведения таможенного досмотра товаров, заявленных в таможенной декларации, и (или) не установил нарушений таможенного законодательства Таможенного союза, влекущих административную или уголовную ответственность (пункт 3 статьи 192 ТК ТС).
По письменному обращению декларанта таможенная декларация на товары Таможенного союза может быть отозвана до фактического убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза, в том числе после принятия решения о выпуске товаров (пункт 2 статьи 192 ТК ТС).
В случае, если отзыв ДТ разрешен до выпуска (условного выпуска) товаров, под номером 3 графы "С" основного листа ДТ производится запись: "ДТ отозвана", заверяемая подписью должностного лица и оттиском личной номерной печати (подпункт 3 пункта 27 Инструкции N 257).
Таким образом, если уплата таможенных пошлин, налогов осуществлена до отзыва декларации на иностранные товары, документом, подтверждающим факт излишней уплаты, будет являться ДТ с вышеуказанными отметками (записями) таможенного органа об отзыве ДТ.
В случае отзыва ДТ после выпуска товаров Таможенного союза в качестве документа, подтверждающего факт излишней уплаты, таможенные органы принимают письменное обращение декларанта с резолюцией уполномоченного должностного лица таможенного органа, принявшего решение об отзыве ДТ.
При этом обращаем внимание, что в указанных случаях отказа в выпуске товаров или отзыва декларации на товары возврат таможенных сборов за таможенные операции в силу части 3 статьи 129 Федерального закона не производится.
3. При осуществлении возврата таможенных пошлин, налогов в связи с восстановлением режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций, а также возврата (полностью или частично) предварительной специальной пошлины, предварительной антидемпинговой пошлины и предварительной компенсационной пошлины в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров, в качестве документа, подтверждающего факт излишней уплаты, таможенные органы принимают КДТ, оформленную в соответствии с Инструкцией.
Первый заместитель руководителя Службы |
В.М. Малинин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Плательщик таможенных пошлин (налогов) может подать заявление в таможенный орган о возврате (зачете) излишне перечисленных сумм. При отсутствии в нем необходимых сведений оно возвращается заявителю в течение 5 рабочих дней. При этом письменно объясняется, какие информацию и документы надо представить. Также разъясняется право подать заявление повторно в пределах установленных сроков.
Факт излишней уплаты может быть подтвержден как декларацией на товары (ДТ), так и корректировкой декларации на товары (КДТ).
При предъявлении в таможенный орган исполнительного листа возврат осуществляется без подачи плательщиком указанного заявления. Если судебным актом решение таможенного органа об уплате (взыскании) признано незаконным, при этом обязанность по возврату денег на орган не возложена, последний вносит изменения в ДТ. Заинтересованное лицо уведомляется о выявлении факта излишней уплаты.
Если таможенные платежи перечислены до принятия таможенным органом решения об отказе в выпуске товаров, факт переплаты подтверждается ДТ с отметками (записями) об отказе в выпуске.
Если платежи внесены до отзыва декларации на иностранные товары, подтверждающим документом является ДТ с отметками (записями) об ее отзыве. При отзыве ДТ после выпуска товаров ТС в качестве доказательства принимается письменное обращение декларанта с резолюцией уполномоченного должностного лица, принявшего решение об отзыве ДТ. При отказе в выпуске товаров или отзыве ДТ таможенные сборы не возвращаются.
При возврате таможенных платежей в связи с восстановлением режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций, а также возврате (полностью или частично) предварительной специальной, антидемпинговой и компенсационной пошлины доказательством переплаты является КДТ.
Письмо Федеральной таможенной службы от 29 апреля 2011 г. N 01-11/19942 "О возврате таможенных платежей"
Текст письма опубликован в деловом журнале "РЖД.Партнер.Документы", 2011 г., N 10, в газете "Таможенный вестник", июнь 2011 г., N 11, в Бюллетене "Таможенные ведомости", 2011 г., N 9