Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 3 мая 2011 г. N 03-05-04-02/41
Вопрос: В соответствии с пунктом 2 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Предоставлено ли право представительным органам муниципальных образований определять сроки для представления в налоговые органы документов, дающих право на получение указанных налоговых льгот?
Пунктом 4 статьи 397 НК РФ установлено: налогоплательщики - физические лица с 1 января 2010 г. уплачивают земельный налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления; возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 НК РФ.
Предоставлено ли право представительным органам муниципальных образований определять порядок перерасчета суммы земельного налога?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу применения отдельных положений главы 31 "Земельный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 2 Кодекса законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно пункту 2 статьи 387 Кодекса при установлении земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
При этом считаем, что при определении порядка применения налоговых льгот может быть определен срок для представления в налоговые органы документов, подтверждающих право на получение налоговых льгот, установленных представительными органами муниципальных образований.
Данная позиция согласуется с положением пункта 6 статьи 391 Кодекса, согласно которому порядок и сроки представления налогоплательщиками в налоговый орган документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, предусмотренную пунктом 5 статьи 391 Кодекса, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Одновременно отмечаем, что с учетом положений статьи 397 Кодекса налогоплательщики вправе представить документы, подтверждающие их право на льготу, в течение трех лет, начиная с даты возникновения права на льготу, с последующим осуществлением зачета или возврата сумм излишне уплаченного налога в порядке, предусмотренном статьей 78 Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 статьи 397 Кодекса налогоплательщики - физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
На основании пункта 3 статьи 396 Кодекса сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, исчисляется налоговыми органами.
Таким образом, перерасчет неправильно исчисленных сумм земельного налога, уплаченных налогоплательщиками - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, осуществляется налоговыми органами.
Согласно пункту 1 статьи 397 Кодекса представительным органам муниципальных образований предоставлено право определять порядок и сроки уплаты земельного налога, право определять порядок перерасчета сумм земельного налога им не предоставлено.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Нормативными правовыми актами муниципалитетов (законами городов федерального значения) могут устанавливаться льготы по земельному налогу, основания и порядок их применения. Допускается определять и срок для подачи в налоговые органы документов, подтверждающих право на льготы.
Для некоторых физлиц налоговая база уменьшается на 10 тыс. руб. Порядок и сроки представления документов, подтверждающих такое право, устанавливаются нормативными правовыми актами муниципалитетов (законами городов федерального значения).
Документы, подтверждающие право на льготу, можно подать в течение 3 лет, начиная с даты его возникновения, с последующим зачетом или возвратом излишне уплаченного земельного налога.
Неправильно исчисленные суммы данного налога, уплаченные физлицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, пересчитываются налоговыми органами.
Муниципалитеты могут устанавливать порядок и сроки уплаты этого налога. Но они не наделены правом определять правила его перерасчета.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 3 мая 2011 г. N 03-05-04-02/41
Текст письма официально опубликован не был