Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу разъяснения порядка применения статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и в пределах своей компетенции сообщает.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 N 17-П официальное, имеющее силу закона (то есть обязательное для всех) разъяснение или толкование положений федерального закона может быть только актом законодательного органа, который должен приниматься и обнародоваться в порядке, установленным для федеральных законов. В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства.
В связи с изложенным, указанное письмо носит строго информационный характер.
Положениями статьи 34 Кодекса закреплена процедура предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
В пункте 1 указанной статьи закреплены основные требования, которым должна отвечать данная процедура. Указанные требования должны обеспечить реализацию принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
Согласно пункту 2 статьи 34 Кодекса граждане, которые заинтересованы в получении земельных участков, должны подать заявление в исполнительный орган государственной власти либо орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение истребуемым земельным участком. В заявлении должны быть указаны цель, для которой предполагается использовать земельный участок, его размеры, местоположение и испрашиваемое право (право собственности или аренды) на земельный участок.
После этого орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти в течение одного месяца выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующих территорий.
Заявитель на основании указанной схемы обеспечивает выполнение кадастровых работ и обращается для осуществления кадастрового учета участка и изготовления кадастрового паспорта.
В двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно.
С учетом изложенного, статья 34 Кодекса предусматривает заявительный порядок предоставления земельных участков, проведение торгов при этом не предусматривается.
В случае поступления двух и более заявок на один земельный участок такой участок должен быть предоставлен лицу, подавшему заявление ранее других (при условии выполнения требований законодательства: соответствие целей предполагаемого использования виду разрешенного использования, соответствие размера и местоположения градостроительным и иным требованиям и т.п.). Иным заявителям могут быть предложены альтернативные земельные участки либо разъяснено право на повторное обращение с заявлением о предоставлении иного земельного участка.
Заместитель директора |
М.В. Бочаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ЗК РФ предусматривает заявительный порядок предоставления гражданам государственных (муниципальных) земельных участков для целей, не связанных со строительством. Проведение торгов при этом не предусматривается.
Если на один земельный участок поступили две и более заявки, он должен быть предоставлен лицу, подавшему заявление ранее других.
Иным заявителям могут быть предложены альтернативные земельные участки. Также они вправе повторно обратиться за предоставлением другого земельного участка.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 22 мая 2009 г. N Д23-1523 "О порядке применения статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации"
Текст письма официально опубликован не был