Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
среднего профессионального образования по специальности 060502 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 2 марта 2011 г. N 1332)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ по специальности 060502 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по данной специальности, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования имеют образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
СПО - среднее профессиональное образование;
ФГОС СПО - федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования;
ОУ - образовательное учреждение;
ОПОП - основная профессиональная образовательная программа по специальности;
OK - общая компетенция;
ПК - профессиональная компетенция;
ПМ - профессиональный модуль;
МДК - междисциплинарный курс;
ЛОВЗЗ - лица с ограниченными возможностями здоровья по зрению;
ИПР - индивидуальная программа реабилитации;
ЛФК - лечебная физическая культура.
III. Характеристика подготовки по специальности
3.1. Нормативный срок освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая квалификация приводятся в таблице 1.
Таблица 1
Образовательная база приема |
Наименование квалификации базовой подготовки |
Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования |
на базе среднего (полного) общего образования |
Медицинская сестра по массажу/Медицинский брат по массажу |
2 года 10 месяцев |
IV. Характеристика профессиональной деятельности выпускников
4.1 Область профессиональной деятельности выпускников: оказание населению квалифицированных медицинских услуг, используя различные виды и техники массажа и лечебную физическую культуру в профилактических, лечебных и реабилитационных целях в разные возрастные периоды жизни.
4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
пациент и его окружение;
здоровое население различных возрастных групп;
аппараты и средства для проведения медицинского массажа и ЛФК;
первичные трудовые коллективы.
4.3. Медицинская сестра по массажу/Медицинский брат по массажу готовится к следующим основным видам профессиональной деятельности (по базовой подготовке):
4.3.1. Выполнение классического массажа.
4.3.2. Выполнение рефлекторных видов массажа.
4.3.3. Выполнение массажа в педиатрической практике.
4.3.4. Проведение ЛФК.
V. Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы
5.1. Медицинская сестра по массажу/Медицинский брат по массажу должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного, развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 13. Оказывать первую (доврачебную) помощь при неотложных состояниях.
ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, реализации индивидуальной программы реабилитации.
ОК 15. Применять законодательные нормативные акты, обеспечивающие права лиц с ограниченными возможностями здоровья.
5.2. Медицинская сестра по массажу/Медицинский брат по массажу должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
5.2.1. Выполнение классического массажа.
ПК 1.1. Выполнять классический гигиенический массаж и массаж отдельных анатомических областей в целях укрепления и сохранения здоровья и профилактики заболеваний.
ПК 1.2. Выполнять лечебный классический массаж по показаниям при определенной патологии.
ПК 1.3. Выполнять спортивный массаж.
5.2.2. Выполнение рефлекторных видов массажа.
ПК 2.1. Выполнять сегментарный массаж по показаниям при определенной патологии.
ПК 2.2. Выполнять соединительно-тканный массаж по показаниям при определенной патологии.
ПК 2.3. Выполнять точечный и традиционный китайский массаж по показаниям.
VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы
6.1. Основная профессиональная образовательная программа по специальности СПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:
общего гуманитарного и социально-экономического;
математического и общего естественнонаучного;
профессионального;
и разделов:
учебная практика;
производственная практика (по профилю специальности);
производственная практика (преддипломная);
промежуточная аттестация;
государственная (итоговая) аттестация (подготовка и проведение междисциплинарного экзамена).
6.2. Обязательная часть основной профессиональной образовательной программы по циклам должна составлять около 70 процентов от общего объема времени, отведенного на их освоение. Вариативная часть (около 30 процентов) дает возможность расширения и (или) углубления подготовки, определяемой содержанием обязательной части, получения дополнительных компетенций, умений и знаний, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда и возможностями продолжения образования. Дисциплины, междисциплинарные курсы и профессиональные модули вариативной части определяются образовательным учреждением.
Общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный циклы состоят из дисциплин.
Профессиональный цикл состоит из общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей в соответствии с основными видами деятельности. В состав профессионального модуля входит один или несколько междисциплинарных курсов. При освоении обучающимися профессиональных модулей проводятся учебная практика и (или) производственная практика (по профилю специальности).
6.3. Обязательная часть общего гуманитарного и социально-экономического цикла ОПОП СПО должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Иностранный язык", "Физическая культура". Реализация дисциплины "Физическая культура" осуществляется с учетом ИПР ЛОВЗЗ.
Обязательная часть профессионального цикла ОПОП СПО базовой подготовки должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Структура основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования базовой подготовки
Таблица 2
Индекс |
Наименование циклов, разделов, модулей, требования к знаниям, умениям, практическому опыту |
Всего максимальной учебной нагрузки обучающегося |
В т.ч. часов обязательных учебных занятий |
Индекс и наименование дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК), разделов МДК |
Коды формируемых компетенций |
|
Обязательная часть циклов ОПОП |
3402 |
2268 |
|
|
ОГСЭ.00 |
Общий гуманитарный и социально-экономический цикл |
684 |
456 |
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; знать: основные категории и понятия философии; роль философии в жизни человека и общества; основы философского учения о бытии; сущность процесса познания; основы научной, философской и религиозной картин мира; об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий |
|
48 |
ОГСЭ.01. Основы философии |
||
уметь: ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; знать: основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (XX и XXI вв.); сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX - начале XXI в.; основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) ведущих государств и регионов мира; назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности; о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций; содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения |
|
48 |
ОГСЭ.02. История |
||
уметь: общаться на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас; знать: лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности |
|
180 |
ОГСЭ.03. Иностранный язык |
||
уметь: использовать физкультурно-оздоровительную деятельности для укрепления здоровья, реабилитации, адаптации и интеграции ЛОВЗЗ в общество, достижения жизненных и профессиональных целей; знать: о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; основы здорового образа жизни |
360 |
180 |
ОГСЭ.04. Физическая культура |
||
EH.00 |
Математический и общий естественнонаучный цикл |
|
44 |
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен: уметь: использовать информационные технологии, компьютерные и телекоммуникационные средства в профессиональной и повседневной деятельности; знать: основные понятия автоматизированной обработки информации; методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи информации; базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ в области профессиональной деятельности; состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной и повседневной деятельности; основные методы и приемы обеспечения информационной безопасности; работу печатающих устройств по системе Брайля; работу с устройством "Брайлевская строка", принципы работы с "говорящими" программами |
|
|
ЕН.01. Информатика |
||
П.00 |
Профессиональный цикл |
|
1768 |
|
|
ОП.00 |
Общепрофессиональные дисциплины |
|
808 |
|
|
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся по общепрофессиональным дисциплинам должен: уметь: применять знания о строении, топографии и функциях органов и систем человека в профессиональной деятельности медицинской сестры по массажу; знать: строение тела человека; строение, функции и топографию органов и систем органов; основные закономерности развития и жизнедеятельности организма на основе структурной организации клеток, тканей, органов; функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии с внешней средой; топографию органов и систем организма, костно-мышечные ориентиры; проекции сосудисто-нервных образований и внутренних органов на поверхность тела человека, зоны сегментарной иннервации, схемы путей артериального кровоснабжения, венозного и лимфатического оттоков |
|
|
ОП.01. Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии |
||
уметь: проводить санитарно-просветительную работу с пациентом и (или) его семьей; вести и пропагандировать здоровый образ жизни; осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении; осуществлять контроль над соблюдением санитарно-гигиенических требований к организации работы кабинета массажа и рабочего места массажиста; знать: современное состояние окружающей среды и глобальные экологические проблемы; факторы окружающей среды, влияющие на здоровье человека; формы и методы санитарного просвещения; основы валеологии и санологии; гигиенические принципы организации здорового образа жизни; методы и средства гигиенического воспитания населения; санитарно-гигиенические требования в лечебно-профилактических учреждениях |
|
|
ОП.02. Гигиена и экология человека |
||
уметь: эффективно работать в команде, организовать работу массажиста; общаться с пациентами и коллегами в процессе профессиональной деятельности; использовать вербальные и невербальные средства общения в психотерапевтических целях; проводить профилактику, раннее выявление и оказание эффективной помощи при стрессе; регулировать и разрешать конфликтные ситуации; использовать простейшие методики саморегуляции, поддерживать оптимальный психологический климат в лечебно-профилактическом учреждении; |
|
|
ОП.03. Психология |
||
знать: основные направления психологии, психологию личности и малых групп, психологию общения; задачи и методы психологии; основы психосоматики; особенности психических процессов у здорового и больного человека; психологические факторы в предупреждении возникновения и развития болезни; особенности общения с пациентами различных возрастных групп; психосоциальные особенности общения лиц с ограниченными возможностями здоровья; особенности делового общения; психологию профессионального общения; медицинскую этику |
|
|
|
|
|
уметь: использовать необходимые нормативно-правовые документы; защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством; анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездеятельности) с правовой точки зрения; знать: основные положения Конституции Российской Федерации; права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, действующие в сфере здравоохранения; основы трудового законодательства, правила внутреннего трудового распорядка; законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности; особенности регулирования труда лиц с ограниченными возможностями здоровья, льготы и дополнительные гарантии охраны труда, предоставляемые лицам с ограниченными возможностями здоровья; организационно-правовые формы юридических лиц; правовое положение субъектов предпринимательской деятельности; порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения; правила оплаты труда; роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения; понятие дисциплинарной и материальной ответственности работников; виды административных правонарушений и административной ответственности; нормы защиты нарушенных прав и судебный порядок разрешения споров |
|
|
ОП.04. Правовое обеспечение профессиональной деятельности |
||
уметь: обеспечивать инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала; выполнять требования инфекционного контроля в кабинете массажа; осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов; осуществлять мероприятия по предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, вирус иммунунодефицита человека (ВИЧ-инфекции); осуществлять сбор и утилизацию медицинских отходов; оказывать простые медицинские услуги в пределах своей компетенции; оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях; |
|
|
ОП. 05. Основы сестринского дела с инфекционной безопасностью |
||
знать: теоретические основы сестринского дела; правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений; систему инфекционного контроля; инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала медицинской организации; систему взаимодействия медицинской организации с учреждениями санитарно-эпидемиологического профиля; методы и средства дезинфекции, условия стерилизации медицинского инструментария; правила асептики и антисептики; мероприятия по предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции принципы обучения пациента и его семьи вопросам ухода и самоухода; алгоритмы выполнения простых медицинских услуг; основные принципы оказания первой медицинской помощи |
|
|
|
|
|
уметь: находить сведения о лекарственных препаратах в доступных базах данных; применять косметические и лекарственные (по согласованию с врачом) средства при проведении процедуры массажа; давать разъяснения пациенту по взаимодействию процедуры массажа и применяемых лекарственных средств; |
|
|
ОП.06. Основы фармакологии |
OK 13 |
|
знать: лекарственные формы, пути введения лекарственных средств, виды их действия и взаимодействия; показания и противопоказания к применению основных групп лекарственных препаратов; характер взаимодействия, осложнения применения лекарственных средств; особенности применения различных групп лекарственных средств при проведении массажа; косметические и лекарственные средства, применяемые при проведении процедуры массажа |
|
|
|
|
|
уметь: консультировать пациента и его семью по вопросам профилактики осложнений неврологических заболеваний, вопросам профилактики наркозависимости; определять симптомы основных заболеваний нервной системы с целью выявления противопоказаний к массажу на момент проведения процедуры; анализировать влияние проведенной процедуры массажа и ЛФК на состояние нервной системы пациента; знать: основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний нервной системы; формы и методы реабилитации при заболеваниях нервной системы; организация и правила проведения мероприятий по реабилитации пациентов с заболеваниями нервной системы; возможности применения массажа и ЛФК в профилактике и лечении заболеваний нервной системы; динамические изменения в состоянии здоровья пациента во время процедуры и после процедуры массажа и ЛФК |
|
|
ОП.07. Основы неврологии |
||
уметь: консультировать пациента и его семью по вопросам профилактики осложнений хирургических заболеваний и травм; определять симптомы острых хирургических заболеваний и травм с целью выявления противопоказаний к массажу и ЛФК на момент проведения процедуры; снять и наложить иммобилизирующую повязку на травмируемую область до и после процедуры массажа; анализировать влияние проведенной процедуры массажа и ЛФК на состояние здоровья пациента с хирургическими заболеваниями и травмами; знать: основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики хирургических заболеваний и травм; возможности применения массажа в профилактике и лечении хирургических заболеваний и травм; формы и методы реабилитации при хирургических заболеваниях и травмах; организацию и правила проведения мероприятий по реабилитации пациентов с хирургическими заболеваниями и травмами; динамические изменения в состоянии здоровья пациента с хирургическими заболеваниями во время процедуры и после процедуры массажа; основы десмургии; показания к массажу при хирургической патологии; динамические изменения в состоянии здоровья пациента с хирургическими заболеваниями и травмами во время процедуры и после процедуры массажа; основные симптомы острой хирургической патологии, требующей немедленного вмешательства врача-специалиста |
|
|
ОП.08. Основы хирургии с травматологией |
||
уметь: консультировать пациента и его семью по вопросам профилактики осложнений заболеваний внутренних органов; определять симптомы основных заболеваний внутренних органов с целью выявления противопоказаний к массажу на момент проведения процедуры; анализировать влияние проведенной процедуры массажа и ЛФК на состояние здоровья пациента; знать: основные причины, клинические проявления, методы диагностики, осложнения, принципы лечения и профилактики заболеваний внутренних органов; формы и методы реабилитации при заболеваниях внутренних органов; организацию и правила проведения мероприятий по реабилитации пациентов с заболеваниями внутренних органов; возможности применения массажа и ЛФК в профилактике и лечении заболеваний внутренних органов; динамические изменения в состоянии здоровья пациента во время процедуры и после процедуры массажа и ЛФК; основные симптомы заболеваний внутренних органов, являющихся противопоказанием для проведения процедуры массажа и ЛФК; динамические изменения в состоянии здоровья пациента во время и после процедуры массажа и ЛФК |
|
|
ОП.09. Основы терапии |
||
уметь: консультировать по вопросам правового взаимодействия гражданина с системой здравоохранения; находить и использовать экономическую информацию, необходимую для ориентации в своей профессиональной деятельности; анализировать показатели общественного здоровья населения; вести медицинскую документацию; организовать работу массажиста; знать: факторы, определяющие здоровье населения; показатели общественного здоровья населения, методику их анализа; первичные учетные и статистические документы, основные виды медицинской документации; правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения; основные показатели, используемые для оценки деятельности лечебно-профилактического учреждения; систему организации оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению; основы диспансеризации; социальную значимость заболеваний; законодательные акты по охране здоровья населения и медицинскому страхованию; принципы организации экономики, планирования и финансирования здравоохранения и отделения массажа; принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях |
|
|
ОП.10. Общественное здоровье и здравоохранение |
||
уметь: организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; применять первичные средства пожаротушения; оказывать первую помощь пострадавшим знать: принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России; основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и в быту, принципы снижения вероятности их реализации; правила по охране труда и пожарной безопасности, правила безопасного поведения при пожарах; порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим |
|
- |
ОП.11. Безопасность жизнедеятельности |
||
ПМ.00 |
Профессиональные модули |
|
960 |
|
|
ПМ.01 |
Выполнение классического массажа В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: проведения процедуры и курса классического гигиенического массажа; проведения процедуры и курса классического лечебного массажа (общего и отдельных анатомических зон); процедуры и курса спортивного массажа; уметь: подготовить рабочее место массажиста к работе; осуществлять контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к организации работы кабинета массажа и рабочего места массажиста; обеспечивать инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, выполнять требования инфекционного контроля в кабинете массажа; осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении; подготовить пациента к процедуре классического и спортивного массажа; проводить обследование пациента с целью выявления противопоказаний к классическому и спортивному массажу на момент проведения процедуры; идентифицировать участки напряжения мышечной ткани, зоны гиперестезии, болезненности; выбирать дозировку массажного воздействия в соответствии с назначением врача и особенностями физиологического состояния пациента на момент проведения процедуры; планировать количество, порядок обработки массируемых зон, интенсивность воздействия и время проведения одной процедуры; проводить по назначению врача процедуру классического и спортивного массажа согласно выбранной методике; осуществлять контроль над состоянием пациента во время проведения процедуры, учитывать адекватность ответной реакции пациента на проведенное воздействие; сравнивать состояние пациента до и после процедуры массажа, при необходимости корректировать методы массажного воздействия; обеспечивать соблюдение правил сочетания классического и спортивного массажа с лечебной физкультурой, физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией; сочетать классический массаж с аппаратными методиками массажа; применять классический массаж в косметических целях; вести медицинскую документацию, заносить данные о пациенте в журнал учета; знать: систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала медицинской организации; требования к температурному режиму, освещенности, вентиляции во время сеанса массажа, требования к рабочей одежде и обуви массажиста; стандарт оснащения массажного кабинета; санитарно-гигиенические требования к обработке рук массажиста; медицинскую этику; психологию профессионального общения; исходные положения пациента и массажиста при проведении разных типов классического массажа; показания и противопоказания к процедуре классического и спортивного массажа здоровому человеку и пациенту при определенной патологии; основные характеристики и изменения в покровных тканях массируемых областей при проведении классического массажа; последовательность, правила и техника пальпации массируемых областей; способы выявления изменений в рельефе массируемой области при определенной патологии; дозировку массажа: силу, интенсивность приемов, длительность сеанса в зависимости от цели массажа и состояния пациента; методические указания к проведению процедуры и курса классического массажа; правила сочетания разных типов классического массажа с лечебной физкультурой, физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией; правила проведения аппаратного массажа; основные виды медицинской документации; правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения и медицинской сестры по массажу |
|
|
МДК 01.01. Классический массаж
МДК 01.02. Спортивный массаж |
|
ПМ.02 |
Выполнение рефлекторных видов массажа В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: |
|
|
МДК 02.01. Рефлекторные виды массажа |
|
выполнения процедуры и курса рефлекторно-сегментарного массажа; выполнения процедуры и курса соединительнотканного массажа; выполнения процедуры и курса точечного массажа; выполнения процедуры и курса традиционного китайского массажа уметь: подготавливать рабочее место массажиста к работе; осуществлять контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к организации работы кабинета массажа и рабочего места массажиста; обеспечивать инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, выполнять требования инфекционного контроля в кабинете массажа; осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении; подготовить пациента к процедуре рефлекторного массажа; проводить обследование пациента, с целью выявления противопоказаний к рефлекторным видам массажа на момент проведения процедуры; обнаруживать имеющиеся рефлекторные изменения в покровных тканях; определять сегментарный уровень выявленных изменений; выбирать технику массажного воздействия на соединительную ткань в соответствии с назначением врача и имеющимися рефлекторными изменениями у пациента планировать количество, порядок обработки массируемых зон, интенсивность воздействия и время проведения одной процедуры; производить последовательное и послойное воздействие на зоны рефлекторных изменений; определять области воздействия, меридианы и биологически активные точки (БАТ) воздействия и последовательность их обработки; осуществлять контроль за состоянием пациента во время проведения процедуры, учитывать адекватность ответной реакции пациента на проведенное воздействие; проводить профилактику смещения рефлексов, возможных на данном сегментарном уровне; предупреждать развитие побочных реакций организма на данный вид воздействия; сравнивать состояние пациента до и после процедуры сегментарного массажа; совместно с врачом определять тактику проведения последующих процедур сегментарного массажа; при необходимости корректировать методы массажного воздействия; обеспечивать соблюдение правил сочетания рефлекторных видов массажа с лечебной физкультурой, физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией; вести медицинскую документацию, заносить данные о пациенте в журнал учета; знать: систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала медицинской организации; требования к температурному режиму, освещенности, вентиляции во время сеанса массажа, требования к рабочей одежде и обуви массажиста; стандарт оснащения массажного кабинета; санитарно-гигиенические требования к обработке рук массажиста; медицинскую этику; психологию профессионального общения; исходные положения пациента и массажиста при проведении рефлекторных видов массажа; показания и противопоказания к процедуре рефлекторно-сегментарного, соединительнотканного, традиционного китайского и точечного массажа при определенной патологии; методику выявления рефлекторных изменений, соединительнотканных зон; классификацию и международную номенклатуру биологически активных точек; механизм действия точечного и традиционного китайского массажа на организм; правила выбора и последовательность обработки анатомических областей, меридианов и БАТ; технику обработки мягких тканей анатомических областей, меридианов, биологически активных точек; сегментарную иннервацию; типы взаимодействия рефлексов; связь и взаимодействие внутренних органов друг с другом и покровными тканями; механизм действия сегментарного, соединительнотканного массажа на организм; технику и последовательность выполнения приемов сегментарного, соединительнотканного, традиционного китайского и точечного массажа; интенсивность и продолжительность послойного воздействия на выявленные рефлекторные и соединительнотканные изменения; виды и техники соединительнотканного и рефлекторно-сегментарного массажа и их сочетание; интенсивность и время воздействия на выбранные области, меридианы и точки; правила последовательности обработки массируемых областей в сегментарном массаже; методические указания к проведению процедуры и курса соединительнотканного, рефлекторно-сегментарного, традиционного китайского и точечного массажа; последовательность выполнения приемов сегментарного массажа; рефлекторные ответные реакции на массажное воздействие; варианты индивидуальной реактивности больного; смещение рефлексов и способы их устранения; степень выраженности рефлекторных изменений после процедуры массажа; показания к окончанию курса сегментарного массажа; возможные отдаленные реакции на сегментарный массаж; основные изменения в самочувствии пациента до и после процедуры традиционного китайского и точечного массажа; частные и общие ответные реакции организма на массажное воздействие; правила сочетания рефлекторных видов массажа с лечебной физкультурой, физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией; правила оказания неотложной доврачебной помощи при парадоксальной реакции на сегментарный массаж; основные виды медицинской документации; правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения и медицинской сестры по массажу |
|
|
МДК 02.02. Традиционный китайский и точечный массаж |
|
|
ПМ.03 |
Выполнение массажа в педиатрической практике В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: выполнения процедуры и курса детского гигиенического массажа; выполнение процедуры и курса детского лечебного массажа уметь: подготовить рабочее место массажиста к работе с ребенком; осуществлять контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к организации работы кабинета массажа и рабочего места массажиста; обеспечивать инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, выполнять требования инфекционного контроля в кабинете массажа; осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении; подготовить пациента к процедуре; выявлять противопоказания к массажу ребенку на момент проведения процедуры; создавать доброжелательную, доверительную обстановку, исключать негативную реакцию ребенка на массаж; выявлять нарушения в положении и двигательных реакциях ребенка, изменения в рельефе массируемых областей; оценивать состояние мышечного тонуса у ребенка на момент проведения процедуры; составлять индивидуальный план массажа с учетом выявленных изменений и общего состояния ребенка; определять дозировку массажного воздействия в соответствии с рекомендациями врача и результатами объективного обследования; подбирать и применять по показаниям детские массажные масла; выполнять процедуру массажа ребенку; осуществлять контроль за состоянием пациента во время проведения процедуры, проводить сравнительную оценку общего состояния ребенка до и после процедуры массажа; совместно с врачом определять тактику проведения последующих массажных процедур; сочетать массаж с комплексом необходимых пассивных и активных упражнений лечебной гимнастики; рекомендовать родителям ребенка комплекс упражнений ЛФК при определенной патологии и в зависимости от возраста ребенка; вести медицинскую документацию, заносить данные о пациенте в журнал учета; знать: систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала медицинской организации; требования к температурному режиму, освещенности, вентиляции во время сеанса детского массажа; требования к рабочей одежде и обуви массажиста; стандарт оснащения массажного кабинета; санитарно-гигиенические требования к обработке рук массажиста; медицинскую этику; психологию профессионального общения; особенности общения с ребенком и родителями ребенка; особенности исходного положения ребенка и массажиста во время процедуры детского массажа; показания и противопоказания к массажу здоровому ребенку и ребенку при определенной патологии на момент проведения процедуры; основные характеристики физического и нервно-психического развития ребенка в соответствии с различными возрастными периодами; способы выявления изменений в тканях ребенка при различных заболеваниях; механизм действия лечебного массажа на организм ребенка в соответствии с его возрастом; правила изменения тактики массажа ребенку в зависимости от периода заболевания; правила применения детских массажных масел; основные характеристики и изменения в покровных тканях массируемых областей до и после процедуры массажа; частные и общие ответные реакции организма ребенка на массажное воздействие; сочетание массажа с комплексом лечебной гимнастики; основные виды медицинской документации; правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения и медицинской сестры по массажу |
|
|
МДК 03.01. Теория и практика массажа в педиатрической практике |
|
ПМ.04 |
Проведение лечебной физической культуры В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен: иметь практический опыт: проведения занятия по лечебной физической культуре в комплексе лечебных и оздоровительных мероприятий; проведения лечебной гимнастики в сочетании с процедурой массажа уметь: подготовить зал ЛФК к проведению групповых и индивидуальных занятий лечебной гимнастикой; осуществлять контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к организации работы кабинета массажа, зала ЛФК и рабочего места массажиста; обеспечивать инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, выполнять требования инфекционного контроля в кабинете массажа и зале ЛФК; осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении; объяснить пациенту роль физических упражнений в реабилитации, лечении, профилактике заболеваний; выявить противопоказания к проведению лечебной гимнастики на момент процедуры; провести комплекс лечебной гимнастики с учетом двигательных режимов; осуществлять контроль за состоянием пациента во время проведения процедуры учитывать адекватность ответной реализации организма на проведение занятия; сочетать комплекс пассивных и активных упражнений лечебной гимнастики с процедурой массажа, обеспечивать соблюдение правил сочетания ЛФК с различными видами массажа, физиотерапевтическими процедурами, вытяжением, мануальной терапией; проводить сравнительную оценку общего состояния пациента до и после занятия ЛФК или процедуры массажа с применением лечебной гимнастики; рекомендовать пациенту комплекс упражнений ЛФК при определенной патологии и в зависимости от физиологического состояния и возраста пациента; вести медицинскую документацию, занести данные о пациенте в рабочий журнал учета знать: систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала медицинской организации; требования к температурному режиму, освещенности, вентиляции кабинета ЛФК; требования к рабочей одежде и сменной обуви при проведении лечебной гимнастики; оборудование кабинета ЛФК соответственно требованиям охраны труда; общие требования к подготовке рабочего места и процедуре лечебной гимнастики; виды, формы и методы лечебной гимнастики; влияние лечебной гимнастики на организм человека; типы двигательных режимов, физическая активность пациента при различных двигательных режимах; особенности дозирования ЛФК в зависимости от физиологического состояния, заболевания и от возраста пациента; частные и общие ответные реакции организма на проведение лечебной гимнастики; взаимосвязь лечебной гимнастики и массажа, их комплексное применение; медицинскую этику; психологию профессионального общения; основные виды медицинской документации; правила ведения учетно-отчетной документации при проведении ЛФК |
|
|
МДК 04.01 Лечебная физическая культура |
|
|
Вариативная часть циклов ОПОП (определяется образовательным учреждением) |
1458 |
972 |
|
|
|
Всего часов обучения по циклам ОПОП |
4860 |
3240 |
|
|
УП.00 |
Учебная практика |
21 нед. |
756 |
|
|
ПП.00 |
Производственная практика (по профилю специальности) |
|
|
|
|
ПДП.00 |
Производственная практика (преддипломная) |
6 нед. |
|
|
|
ПА.00 |
Промежуточная аттестация |
5 нед |
|
|
|
ГИА.00 |
Государственная (итоговая) аттестация |
3 нед |
|
|
|
ГИА.01 |
Подготовка к междисциплинарному экзамену по специальности |
1 нед |
|
|
|
ГИА.02 |
Итоговый междисциплинарный экзамен |
2 нед |
|
|
|
Таблица 3
Нормативный срок освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 147 недель, в том числе:
Обучение по учебным циклам |
90 нед. |
Учебная практика |
21 нед. |
Производственная практика (по профилю специальности) | |
Производственная практика (преддипломная) |
6 нед. |
Промежуточная аттестация |
5 нед. |
Государственная (итоговая) аттестация |
3 нед. |
Каникулярное время |
22 нед. |
Итого |
147 нед. |
VII. Требования к условиям реализации основной профессиональной образовательной программы
7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда.
Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями.
При формировании ОПОП образовательное учреждение:
имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения, либо на увеличение объема учебной практики и времени, отведенного на промежуточную аттестацию;
имеет право ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом;
обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям;
обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей;
обязано обеспечивать обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы;
обязано формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного и реабилитационного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
должно предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения;
в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой;
обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса.
7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы.
7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю.
7.5. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 8-11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.6. Выполнение курсового проекта (работы) рассматривается как вид учебной работы по дисциплине (дисциплинам) профессионального цикла и (или) профессиональному модулю профессионального цикла и реализуется в пределах времени, отведенного на ее (их) изучение.
7.7. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях).
7.8. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением.
7.9. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная.
Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики.
Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей.
Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики.
Производственная практика должна проводиться в организациях, направление деятельности которых соответствует профилю подготовки обучающихся.
Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом (или на основании) результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
7.10. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
7.11. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП.
Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным (плоскопечатным или по системе Брайля) и/или электронным (в том числе озвученным) изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным (плоскопечатным или по системе Брайля) и/или электронным (в том числе озвученным) изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий).
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет.
Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждых 100 обучающихся.
Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящего не менее чем из 3 наименований отечественных журналов.
Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.
7.12. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП утверждает общий бюджет реализации соответствующих образовательных программ.
Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения*.
7.13. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения, а также способствующей социальной реабилитации и интеграции ЛОВЗЗ. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным нормам. Реализация ОПОП должна обеспечивать:
выполнение обучающимся лабораторных работ и практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров;
освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях (предприятиях) в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности.
При использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин.
Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения.
Перечень кабинетов, лабораторий и других помещений
Кабинеты:
истории и основ философии;
иностранного языка;
информационных технологий;
анатомии и физиологии человека с курсом топографической анатомии;
психологии;
гигиены и экологии человека;
права и общественного здоровья и здравоохранения;
основ сестринского дела с инфекционной безопасностью;
основ хирургии с травматологией;
основ неврологии;
основ терапии;
основ фармакологии;
безопасности жизнедеятельности;
массажа.
Лаборатория:
Анатомии и физиологии
Спортивный комплекс:
- спортивный зал;
- тренажерный комплекс;
- открытый стадион широкого профиля
- зал лечебной физической культуры.
Залы:
- библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
- актовый зал.
VIII. Требования к оцениванию качества освоения основной профессиональной образовательной программы
8.1. Оценка качества освоения основных профессиональных образовательных программ должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения.
8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а для государственной (итоговой) аттестации - разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением после предварительного положительного заключения работодателей.
Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам профессионального цикла к условиям их будущей профессиональной деятельности - для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях:
оценка уровня освоения дисциплин;
оценка компетенций обучающихся.
8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимися компетенций при изучении теоретического материала и прохождения практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе, выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики.
8.6. Государственная (итоговая) аттестация проводится в виде итогового междисциплинарного экзамена по специальности.
______________________________
* Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002 N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 2 марта 2011 г. N 1332 "Об утверждении и введении в действие федерального... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.