Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению подготовки 270900 Градостроительство (квалификация (степень) "бакалавр")
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 42)
См. справку о федеральных государственных образовательных стандартах
I. Область применения
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 270900 Градостроительство образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии, выданной уполномоченным органом исполнительной власти.
II. Используемые сокращения
В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО |
- высшее профессиональное образование; |
ООП |
- основная образовательная программа; |
ОК |
- общекультурные компетенции; |
ПК |
- профессиональные компетенции; |
УЦ ООП |
- учебный цикл основной образовательной программы; |
ФГОС ВПО |
- федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. |
III. Характеристика направления подготовки
Нормативный срок, общая трудоемкость освоения ООП (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень) приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация (степень) выпускников
Наименование ООП |
Квалификация (степень) |
Нормативный срок освоения ООП (для очной формы обучения), включая каникулы, предоставляемые после прохождения итоговой государственной аттестации |
Трудоемкость (в зачетных единицах) |
|
Код в соответствии с принятой классификацией ООП |
Наименование |
|||
ООП бакалавриата |
62 |
бакалавр |
5 лет** |
300* |
______________________________
* Трудоемкость ООП по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
** В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от "30" декабря 2009 г. за N 1136 и требованиями международных профессиональных и общественных организаций, и прежде всего, ЮНЕСКО, Международного Союза Архитекторов (UIA), Совета Архитекторов Европы, в целях избежания неконкурентоспособности отечественного архитектурного образования на международной арене и недопущения снижения уровня подготовки градостроителей в России, для отечественного образования архитекторов и градостроителей сроки теоретического обучения в бакалавриате приняты пять лет, а трудоемкость программы - 300 зачетных единиц.
Сроки освоения ООП бакалавриата по очно-заочной (вечерней) и форме обучения, а также в случае сочетания различных форм обучения могут увеличиваться на один год относительно нормативного срока, указанного в таблице 1, на основании решения ученого совета высшего учебного заведения.
IV. Характеристика профессиональной деятельности бакалавров
4.1. Градостроительство - область профессиональной деятельности по пространственной и планировочной организации территории, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования и строительства.
Область профессиональной деятельности бакалавра включает:
градостроительное планирование;
градостроительное проектирование;
градостроительное управление развитием территории.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: градостроительная политика, планы и программы градостроительного развития, нормативно правовые акты, регулирующие строительную деятельность, пространственные решения для конкретной территории с учетом социальных, экономических, природных, инженерных факторов в виде проектов территориального планирования, генеральных планов поселений, градостроительного зонирования, планировки и застройки территории, градорегулирование или контроль за соблюдением правил землепользования и застройки, с использованием информационных систем градостроительной документации, управление реализаций проектов, планов и программ.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 270900 Градостроительство готовится к следующим видам профессиональной деятельности:
аналитической;
проектной;
строительной;
инженерной;
историко-теоретической;
коммуникативной;
управленческой.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения, саморегулируемыми профессиональными организациями, Градостроительным кодексом Российской Федерации.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 270900 Градостроительство должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
в области аналитической деятельности:
проведение прикладных исследований, обоснование и планирование пространственного развития территориальных систем;
в области проектной деятельности:
разработка творческих проектных решений в области территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории;
в области строительной деятельности:
разработка проектной документации для строительства капитальных объектов, благоустройства территорий, осуществление контроля за строительством;
в области инженерной деятельности:
координация работ по формированию инженерно-транспортной инфраструктуры, обеспечивающей комфорт проживания и условия для устойчивого развития урбанизированных территорий;
в области историко-теоретической деятельности:
обоснование проектных решений, обеспечивающих устойчивое развитие территорий, охрану и использование историко-культурного наследия;
в области коммуникативной деятельности:
информационное обеспечение и согласование (сопровождение) градостроительных планов, программ, проектов, управленческих решений, связь с общественностью и средствами массовой информации;
в области управленческой деятельности:
градорегулирование и управление градостроительным развитием территорий, правовое и юридическое обеспечение градостроительной деятельности.
V. Требования к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
обладанием высоким уровнем культуры, в том числе осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, уважительным и бережным отношением к историко-культурному наследию (ОК-1);
способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, понимать мировоззренческие и философские проблемы (ОК-2);
способностью к восприятию профессиональной критики, саморазвитию, готовностью к кооперации с коллегами, работе в творческом коллективе, знанием принципов и методов организации и управления малыми коллективами, знанием основ взаимодействия со специалистами смежных областей (ОК-3);
обладанием научным мировоззрением, в том числе владением навыками научного анализа, прогноза, стратегического и оперативного планирования (ОК-4);
готовностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе нравственных и правовых норм, проявлением уважения к людям, терпимостью к другим культурам и точкам зрения (ОК-5);
владением русским языком и одним из иностранных языков международного общения, на уровне, обеспечивающем устные и письменные межличностные и профессиональные коммуникации, умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности, к повышению уровня профессиональной компетенции (ОК-7);
владением знаниями о природных системах и искусственной среде, о системе жизнеобеспечения городов и поселений, необходимыми для формирования градостроительной политики (ОК-8);
обладанием навыками физического воспитания и заботы об укреплении здоровья (ОК-9).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в области аналитической деятельности:
знанием комплекса гуманитарных, естественнонаучных и прикладных дисциплин необходимых для формировании градостроительной политики и разработки программ градостроительного развития территории; обладанием навыками предпроектного градостроительного анализа, в том числе выявлением достоинств и недостатков, ограничений и рисков освоения территории и реконструкции застройки; умением планировать градостроительное развитие территории (ПК-1);
в области проектной деятельности:
знанием комплекса технических дисциплин и владением навыками территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, моделирования, макетирования (ПК-2);
в области строительной деятельности:
владением знаниями в области геологии, экологии, геодезии, картографии, необходимыми для взаимодействия со специалистами смежных областей, и принятия решения по размещению и строительству объектов капитального и дорожного строительства; владением навыками инженерно-строительного проектирования; умением решать вопросы инженерного обустройства, озеленения и ландшафтного строительства (ПК-3);
в области инженерной деятельности:
знанием принципов формирования транспортных и инженерных коммуникаций, проектирования инженерных разделов объектов капитального строительства; владением навыками проектирования движения пешеходов и транспорта, определения трассировки и размещения элементов инженерной инфраструктуры; знакомством с методами защиты человека от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-4);
в области историко-теоретической деятельности:
знанием истории и теории градостроительства, методов охраны и использования объектов историко-культурного наследия, реконструкции ценной застройки; владением навыками участия в градостроительных исследованиях, проведения визуально-ландшафтного анализа (ПК-5);
в области коммуникативной деятельности:
владением методами профессиональных коммуникаций, то есть умением обосновывать, разъяснения и продвигать проектный замысел; владением навыками работы в современной информационной среде градостроительной деятельности; готовностью использовать методы начертательной геометрии, планировочного и объемного моделирования, другие изобразительные средства визуализации профессиональных решений; обладанием знаниями основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ПК-6);
в области управленческой деятельности:
знаниями в области права, профессионального, делового, финансового законодательства, необходимыми для регулирования и управления градостроительной деятельностью в интересах населения, общества, застройщиков, пользователей; владением навыками формирования градостроительных программ, управления проектами в области градостроительства; готовностью участвовать в администрировании градостроительной деятельности, контролировать соблюдение регламентов, правил и нормативов (ПК-7).
VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата
6.1. ООП бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический;
естественнонаучный;
профессиональный;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и владений, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ООП |
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения |
Трудоемкость (зачетные единицы)* |
Примерный перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий |
Коды формируемых компетенций |
Б.1 |
Гуманитарный, социальный и экономический цикл |
38-42 |
|
|
Базовая часть |
18-21 |
|
|
|
В результате освоения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основы философии, закономерности развития общества, его нормы и ценности; этапы развития цивилизации, роль России в мировом историческом процессе; основы экономики и права; основы социологии и демографии; уметь: учитывать гуманитарные знания и социальные навыки в профессиональной деятельности, в том числе: вести дискуссию, публично представлять результаты работы; учитывать гуманитарные знания в профессиональной деятельности; пользоваться навыками стратегического и оперативного планирования; владеть: основами гуманитарных дисциплин, необходимых для формировании градостроительной политики и разработки программ градостроительного развития территории; одним из иностранных языков международного общения на уровне, обеспечивающем устные и письменные межличностные и профессиональные коммуникации. |
|
История Философия Экономика Право Социология Иностранный язык |
||
Вариативная часть (знания, умения, владения определяются ООП вуза) |
18-21 |
|
|
|
Б.2 |
Естественнонаучный цикл |
22-26 |
|
|
Базовая часть |
10-12 |
|
|
|
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать: основы экономической географии и теории расселения; основы экологии и охраны и использования ландшафта; основы геодезии и картографии; основы тепло-энерго снабжения зданий, комплексов, поселений; основы градостроительной климатологии; уметь: учитывать естественнонаучные знания в профессиональной деятельности, в том числе выявлять и оценивать ресурсы развития территории; прогнозировать экологические последствия развития территорий; оценивать эффективность организации систем жизнеобеспечения застройки; владеть: знаниями о природных системах и искусственной среде, необходимыми для формировании градостроительной политики; средствами компьютерного моделирования процессов освоения и использования территории, необходимыми для визуализации проектов; методами начертательной геометрии, необходимыми для трехмерного моделирования. |
|
Экономическая география Градостроительная экология Геодезия и картография Климатология и энергообеспечение поселений |
||
Вариативная часть (знания, умения, владения определяются ООП вуза) |
22-26 |
|
|
|
Б.3 |
Профессиональный цикл |
172-180 |
|
|
Базовая часть |
85-90 |
|
|
|
Модуль "Урбанистика" знать: основы градостроительного планирования (прогнозирование, программирование, проектирование); основы политики сбережения ресурсов и устойчивого развития; основы жилищной политики, формирования систем социального и культурно-бытового обслуживания населения; основы политики в области занятости населения; основы подземной урбанистики; основы требования к организации транспортного обслуживания и инженерной инфраструктуры; основные задачи охраны и использования памятников природы, истории и культуры; уметь: проводить предпроектный градостроительный анализ и осуществлять комплексную оценку территории; определять достоинства и недостатки, ограничения и риски программ освоения территории и реконструкции застройки; определение целевых ориентиров градостроительной программы; владеть: знаниями комплекса гуманитарных, естественнонаучных и прикладных дисциплин, необходимых для обоснования градостроительных программ; навыками предпроектного градостроительного анализа, необходимыми для выявления достоинств и недостатков, ограничений и рисков освоения территории и реконструкции застройки; приемами стратегического и оперативного планирования, необходимыми для формирования схем территориального планирования на уровне региона, города, градостроительного комплекса. |
12-14 |
Градостроительный анализ Градостроительная политика Территориальное планирование |
||
Модуль "Проектирование" знать: основы функционирования градостроительных систем с учетом социальных, экономических, природных и инженерных факторов; принципы и приемы градостроительного проектирования на уровне региона, города, градостроительного комплекса; основы объемного проектирования зданий и сооружений (архитектурного, художественного, дизайнерского); систему проектной документации для строительства, основные требования к ней; уметь: работать с градостроительной документацией: схемами, картами, планами, чертежами; выявлять проектные ограничения и определять условия проектирования выдвигать концептуальную идею и последовательно развивать ее в ходе разработки проектного решения; владеть: навыками разработки графических и текстовых документов территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории на уровне региона, города, градостроительного комплекса; навыками архитектурно-строительного проектирования зданий и сооружений, необходимыми для разработки архитектурных концепций. |
20-22 |
Градостроительное проектирование Архитектурно-строительное проектирование |
||
Модуль "Строительство" знать: основы ландшафтного анализа, принципы освоения территории и приемы ландшафтного строительства; основы строительного производства; архитектурно-строительные конструкции и технологии возведения зданий, сооружений, дорог; уметь: оценивать последствия строительной деятельности для природного ландшафта; выбирать конструкции, материалы и строительные технологии для объектов капитального строительства, дорожного строительства и благоустройства территории; формировать задание для проектирования строительных конструкций; основы безопасности жизнедеятельности; владеть: знаниями в области геологии и свойств ландшафта, необходимыми для принятия решения: - по размещению и строительству объектов капитального строительства; - дорожного строительства; - инженерного оборудования и благоустройства территории; навыками вертикальной планировки, инженерного оборудования и благоустройства территории, необходимыми для разработки генеральных планов участков строительства; навыками инженерно-строительного проектирования и конструирования зданий. |
9-14 |
Инженерная подготовка и благоустройство территорий Архитектурно-строительные конструкции Основы строительного производства Безопасность жизнедеятельности |
||
Модуль "Инженерные коммуникации и транспорт" знать: принципы и приемы организации транспорта и пешеходного движения урбанизированных территорий; основные системы инженерного обеспечения зданий и сооружений, инженерных сетей и коммуникаций территории в том числе водоснабжение, водоотведение, тепло-, газо-, электроснабжение, вертикальный транспорт, средства связи, а также устройства безопасности и систем пожаротушения; основные системы коммунального хозяйства и эксплуатации городской инфраструктуры, способы хранения и утилизации бытовых отходов; основы организации транспортных сетей; уметь: разрабатывать схемы организации транспорта и инженерной инфраструктуры территории; определять требования технических регламентов при планировании территорий; проектировании объектов капитального и дорожного строительства, озеленения и благоустройства территории; определять требования к инженерным системам здания с учетом микроклимата, световой и звуковой среды, инсоляции и других параметров искусственной (построенной) среды; владеть: знаниями о движения пешеходов и транспорта, трассировке и необходимыми для проектирования улично-дорожной сети; навыками планировки линейных объектов и элементов инженерной инфраструктуры территории; методами обеспечения современного комфорта и инженерного оснащения зданий; методами и приемами повышения эффективности энергосистем и энергосбережения застройки. |
6-10 |
Транспорт Инженерные сети Архитектурная физика |
||
Модуль "История и теория градостроительства" знать: историю архитектуры и градостроительства в контексте развития мировой культуры; современную практику и проблемы развития архитектуры, градостроительства, городского хозяйства; принципы охраны и использования объектов историко-культурного и природного наследия; уметь: анализировать и критически оценивать опыт решения градостроительных задач, участвовать в градостроительных исследованиях; владеть: навыками визуально-ландшафтного анализа; методами оценки градостроительных проектов; приемами градостроительной реконструкции зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, и ценной застройки. |
10-14 |
История пространственных искусств Теория градостроительства Ландшафтно-визуальный анализ |
||
Модуль "Информационная среда и социальные коммуникации" знать: основы информационного обеспечения градостроительной деятельности; принципы и приемы социальных коммуникаций (обсуждений, презентаций, выступлений); методы наглядного изображения и моделирования градостроительных решений; уметь: использовать современные территориальные информационные средства (компьютерные прикладные программы) для градостроительной практики; проводить социологические и натурные обследования в рамках предпроектных исследований; использовать различные средства развития и выражения архитектурного замысла (графические, макетные, компьютерные, вербальные, видео); владеть: навыками и технологиями компьютерного проектирования и визуализации проектов; методами социальных коммуникаций (презентаций), в том числе навыками обоснования, разъяснения и продвижения проектного замысла; навыками взаимодействия с информационными системами обеспечения градостроительной деятельности. |
13-17 |
Территориальные информационные системы Мультимедийные технологии и компьютерные средства проектирования |
||
Модуль "Управление, право и этика" знать: основы управления в градостроительстве, в том числе государственное управление строительной отрасли, основы градорегулирования, процедуры согласований градостроительных решений; требования профессиональной этики, кодекс поведения применительно к градостроительной практике; основные требования к оформлению проектной документации для строительства; уметь: собирать и анализировать исходную информацию, влияющую на функционирование и развитие градостроительных объектов; проводить оценку стоимости строительства и освоения территории; понимать и применять нормативно-правовые документы в своей деятельности; владеть: знаниями в области права, профессионального, делового, финансового законодательства, необходимыми для регулирования и управления градостроительной деятельностью в интересах населения, общества, застройщиков, пользователей; навыками управления проектами в области строительства, в том числе навыками экономической оценки и контроля стоимости строительных объектов; навыками проведения публичных слушаний по градостроительным проектам. |
3-5 |
Управление проектом в градостроительстве Градостроительное законодательство, право, этика |
||
Вариативная часть (знания, умения, владения определяются ООП вуза) |
|
|
|
|
Б.4 |
Физическая культура |
2 |
|
|
Б.5 |
Учебная и производственная практики (практические умения и владения определяются ООП вуза) |
45** |
|
|
Б.6 |
Итоговая государственная аттестация |
15 |
|
|
|
Общая трудоемкость основной образовательной программы |
300 |
|
|
______________________________
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
** Согласно требований Международного союза архитекторов, Совета Архитекторов Европы, ЮНЕСКО для лицензирования на квалификацию градостроителя требуется не мене двух лет проектной практики, в том числе - в рамках учебного процесса - не менее одного года (минимум 45 зачетных единиц).
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавра, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Профиль ООП определяется высшим учебным заведением в соответствии с примерной ООП ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке бакалаврских программ должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью к контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка.
В учебной программе каждого модуля (дисциплины) должна быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Курсовые проекты/работы рассматриваются как вид учебной работы по модулю профессионального цикла "Проектирование" и выполняются в пределах часов, отводимых на освоение этого модуля.
Курсовые работы, расчетно-графические работы, графоаналитические работы, рефераты и лабораторные практикумы рассматриваются как вид учебной работы по другим модулям профессионального цикла ("Урбанистика", "Строительство", "Инженерные коммуникации и транспорт", "История и теория градостроительства", "Информационная среда и социальные коммуникации", "Управление, право и этика"), а так же по "Естественнонаучному циклу" и по "Гуманитарному, социальному и экономическому циклу" и выполняются в пределах часов, отводимых на освоение указанных циклов и модулей.
При реализации ООП подготовки бакалавров градостроительства соотношение "преподаватель-обучающийся" должно составлять 1:4.
Учебный процесс по модулям профессионального цикла "Урбанистика" и "Проектирование" планируется из расчета три преподавателя на академическую группу.
Учебный процесс по модулю профессионального цикла "Информационная среда и социальные коммуникации" планируется из расчета два преподавателя на академическую группу.
Учебный процесс по модулю профессионального цикла "Информационная среда и социальные коммуникации" планируется из расчета два преподавателя на академическую группу.
7.5. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет 36 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникул в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникул обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы при очной форме обучения реализуется, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. ООП бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы, практические занятия, курсовые проекты, курсовые работы, расчетно-графические работы, графоаналитические работы, рефераты по следующим модулям базовой части, формирующим у обучающихся умения и навыки в области:
градостроительного планирования;
градостроительного проектирования;
градостроительного управления развитием территории, а также в дисциплинах вариативной части, предусматривающих формирование у обучающихся соответствующих умений и навыков.
Количество, виды, содержание и состав курсовых проектов и курсовых работ в модуле Профессионального цикла "Проектирование" определяются вузом.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел ООП бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики. Аттестация по итогам практики фиксируется в форме зачета.
Практики проводятся в сторонних организациях (отечественных или зарубежных предприятиях, научно-исследовательских институтах, фирмах) или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной теории и практики в области архитектурно-градостроительной деятельности;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении проектно-исследовательских разработок по актуальным теоретическим и практическим проблемам архитектуры и других сфер средового проектирования;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации по исследуемой проблеме;
составлять отчеты по разрабатываемой проектно-исследовательской теме или ее разделу;
выступать с докладами на конференциях;
участвовать в выставках, общественных обсуждениях.
7.16. Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной, научно-методической и (или) практической профессиональной деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной ООП, должна быть не менее 50 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее пять процентов преподавателей.
К преподавателям с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются лица, имеющие государственные почетные звания, лауреаты международных и всероссийских конкурсов, лауреаты государственных премий в соответствующей профессиональной сфере, действительные и почетные члены, члены-корреспонденты и советники Российской академии архитектуры и строительных наук, а также члены саморегулируемых организаций соответствующего профиля, Союза архитекторов России, Союза дизайнеров России.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 50 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставок), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений. При реализации ООП подготовки бакалавра градостроительства соотношение "преподаватель - обучающийся" должно составлять 1:4, с учетом того, что специальности архитектура и дизайн отнесены к группе творческих специальностей.
До 10 процентов от общего числа должностей для преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание может быть замещено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более пяти последних лет.
7.17. ООП должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) ООП. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (курсов, модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями учебной и учебно-методической литературы.
При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25 процентов обучающихся.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и (или) электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние пять лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 обучающихся или доступом к соответствующим электронным базам.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП по направлению подготовки утверждает размер средств на реализацию соответствующих ООП.
Финансирование реализации ООП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования высшего учебного заведения***.
7.19. Высшее учебное заведение, реализующее ООП бакалавриата, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом высшего учебного заведения и соответствующей действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам.
Минимально необходимый для реализации бакалаврской программы перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
общую площадь в расчете на одного обучающегося не менее восьми квадратных метров;
при использовании электронных изданий вуз должен обеспечить каждого обучающегося во время самостоятельной подготовки возможностью выхода в сеть Интернет (в компьютерных классах, в учебных рекреациях, в читальных залах, в проектных кабинетах и студиях);
доступность для обучающихся, имеющих ноутбуки, к сети Интернет должна быть 100 процентов.
Высшее учебное заведение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного проектно-программного обеспечения.
VIII. Оценка качества освоения основных образовательных программ
8.1. Высшее учебное заведение обязано обеспечивать гарантию качества подготовки, в том числе путем:
разработки стратегии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей;
мониторинга, периодического рецензирования образовательных программ;
разработки объективных процедур оценки уровня знаний и умений обучающихся, компетенций выпускников;
обеспечения компетентности преподавательского состава;
регулярного проведения самообследования по согласованным критериям для оценки деятельности (стратегии) и сопоставления с другими образовательными учреждениями с привлечением представителей работодателей;
информирования общественности о результатах своей деятельности, планах, инновациях.
8.2. Оценка качества освоения ООП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников.
8.3. Конкретные формы и процедуры текущего контроля и промежуточной аттестации контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.
8.4. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы и клаузуры, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом.
Высшим учебным заведением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего кроме преподавателей конкретной дисциплины в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, архитекторы-практики, преподаватели, читающие смежные дисциплины.
8.5. Обучающимся, должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества учебного процесса в целом, а также работы отдельных преподавателей.
8.6. Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (бакалаврской работы). Государственный экзамен вводится по усмотрению вуза.
Требования к содержанию, объему и структуре бакалаврской работы, а также требования к государственному экзамену (при наличии) определяются высшим учебным заведением.
______________________________
* Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
** Статья 30 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 "Вопросы прохождения военной службы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534).
*** Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-I (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280).
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. N 42 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.