Департамент государственного регулирования в экономике рассмотрел обращение о разъяснении вопросов, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), и сообщает.
Минэкономразвития России не уполномочено осуществлять проверку документов на предмет соблюдения требований законодательства о размещении заказов. Вместе с тем, Департамент исходя из материалов, изложенных в запросе, выражает свое мнение.
1. В соответствии с частью 4 статьи 10 Закона размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, которые соответственно производятся, выполняются, оказываются не по конкретным заявкам заказчика, уполномоченного органа, для которых есть функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, осуществляется путем проведения аукциона. Перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляются путем проведения аукциона, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанные перечни, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 236-р установлен перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона. В случае, если товары, работы, услуги включены в указанный перечень, размещение заказов на поставки таких товаров, выполнение таких работ, оказание таких услуг для государственных или муниципальных нужд путем проведения конкурса не допускается.
Учитывая, что в указанный Перечень включены лекарственные средства, размещение заказа на поставку лекарственных средств необходимо осуществлять путем проведения аукциона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ принятие должностным лицом государственного или муниципального заказчика, должностным лицом уполномоченного органа решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов, а также принятие решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей.
2. В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 21 и пунктом 2 части 4 статьи 22 Закона в извещении о проведении конкурса и в конкурсной документации должны быть указаны сведения о количественных характеристиках поставляемого товара.
Таким образом, если извещение и конкурсная документация о проведении открытого конкурса не содержит сведения о количестве поставляемых товаров, то это является нарушением Закона.
3-4. Статьи 22 и 34 Закона содержат положения, запрещающие указывать в конкурсной документации (документации об аукционе) знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, его производителю, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа. Кроме того, в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Исходя из норм Закона о недопущении ограничения конкуренции Минэкономразвития России, Минздравсоцразвития России и ФАС России подготовлено совместное письмо от 31 октября 2007 г. N 16811-АП/Д04/8035-ВС/ИА/20555 "О применении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения", в котором даны подробные разъяснения по формирования лотов на поставку лекарственных средств по программе дополнительного лекарственного обеспечения.
Согласно разъяснениям размещение заказов на поставку лекарственных средств осуществляется по международным непатентованным наименованиям. При этом в соответствии с указанным письмом, различные торговые наименования инсулинов, а также циклоспорина несовместимы между собой и не взаимозаменяемы, исходя из этого размещение заказа на поставку циклоспорина и инсулинов может производиться с указанием торговых наименований без сопровождения их словами "или эквивалент", в соответствии с частью 3 статьи 34 Закона.
В письме также было рекомендовано при формировании лотов на поставку лекарственных средств по программе дополнительного лекарственного обеспечения исходить из следующего:
- заказчику следует избегать укрупнения лотов, в связи с тем, что любое объединение различных лекарственных средств в один лот, потенциально ведет к снижению количества участников торгов;
- не следует объединять в один лот лекарственные средства, входящие в различные группы, в соответствии с Перечнем лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 18 сентября 2006 г. N 665 (далее - Перечень);
- не следует объединять лекарственное средство в один лот с другим лекарственным средством, в случае если по его международному непатентованному наименованию зарегистрировано только одно торговое наименование.
- не следует объединять в один лот наркотические или психотропные средства с иным лекарственным средством. Наркотические или психотропные средства допускается объединять в один лот соответственно с наркотическими и/или психотропными средствами, относящимися к одной группе согласно вышеупомянутому Перечню;
- в случае размещения заказа на поставку лекарственного средства, которое согласно Перечню относится к группе XXX "Средства, применяемые по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения", либо к группам "Прочие _" по каждому МНН формируется отдельный лот;
- в случае размещения заказа по торговому наименованию (допускается для инсулинов и циклоспоринов), по каждому торговому наименованию следует формировать отдельный лот.
Таким образом, по мнению Департамента, иное объединение в один лот лекарственных препаратов, в том числе объединение лекарственных препаратов с наркотическими средствами ограничивает конкуренцию при размещении заказов.
5. Согласно подпункту "в" пункта 1 части 3 статьи 25 и подпункту "в" пункта 1 части 2 статьи 35 Закона заявка на участие в конкурсе (заявка на участие в аукционе) должна содержать документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени участника размещения заказа.
В соответствии с частью 1 статьи 27 и частью 1 статьи 36 Закона конкурсная комиссия (аукционная комиссия) рассматривают заявки на участие в конкурсе (аукционе) на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией (документацией об аукционе).
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Закона определено, что при рассмотрении заявок на участие в конкурсе (заявок на участие в аукционе) участник размещения заказа не допускается конкурсной (аукционной) комиссией к участию в конкурсе (аукционе) в случае непредоставления документов, определенных частью 3 статьи 25, частью 2 статьи 35 Закона.
Таким образом, конкурсная комиссия или аукционная комиссия обязана отклонить заявку на участие в конкурсе (заявку на участие в аукционе), в которой не представлен документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени участника размещения заказа, если требование о представлении такого документа установлено в конкурсной документации (документации об аукционе).
Таким образом, на основании фактов, представленных в письме ФАС России от 4 июня 2008 г. N АК/13490, Департамент считает, что заявка ООО не должна была быть допущена к участию в конкурсе.
Заместитель директора |
А.Т. Катамадзе |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 17 июня 2008 г. N Д05-2412 "О разъяснении вопросов, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ"
Текст письма официально опубликован не был