Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее - Департамент недвижимости) рассмотрел обращение по вопросу раздела системы учета объектов недвижимости и передачи полномочий по нормативно-правовому регулированию в сфере технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства в ведение Минрегиона России и сообщает.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России осуществляет нормативно-правовое регулирование в сфере государственного кадастра недвижимости, проведения государственного кадастрового учета и кадастровой деятельности, государственной регистрации прав на недвижимое имущество.
Соответствующие правоотношения в указанных сферах регулируются Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Статьей 43 Закона о кадастре определено, что до 1 января 2013 года устанавливается переходный период применения Закона о кадастре к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее - переходный период).
В переходный период положения Закона о кадастре не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и государственный учет таких объектов недвижимости осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу Закона о кадастре нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда.
Кроме того, до 1 января 2013 года кадастровая деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства не осуществляется и подготовка документов, необходимых для осуществления государственного учета данных объектов недвижимости в ранее установленном порядке осуществления такого учета, проводится в соответствии с правилами, установленными на день вступления в силу Закона о кадастре нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 2 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2000 г. N 921 (далее - Постановление), основными задачами государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются:
- обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности;
- формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах капитального строительства и их территориальном распределении;
- обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе;
- информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости;
- сбор и предоставление сведений об объектах капитального строительства для проведения государственного статистического учета.
При этом согласно части 5 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) проведение технического учета жилищного фонда (в том числе его техническая инвентаризация и техническая паспортизация) осуществляется также в рамках государственного учета жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 1 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301, основной задачей государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации является получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.
Учитывая изложенное, исходя из действующих нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного технического учета и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства, система государственного технического учета является многофункциональной и обеспечивает с одной стороны гражданский оборот недвижимости (через техническую инвентаризацию и государственный технический учет), а с другой стороны - реализацию задач, которые, в частности, стоят перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере жилищных отношений.
Между тем с даты окончания переходного периода (1 января 2013 года) государственный технический учет и техническая инвентаризация объектов капитального строительства, обеспечивающие гражданский оборот недвижимости, будут заменены государственным кадастровым учетом зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства и кадастровой деятельностью в отношении указанных объектов соответственно.
С указанной даты государственный кадастр недвижимости будет официальным источником сведений о зданиях, сооружениях, помещениях, объектах незавершенного строительства.
В этой связи информационной основой для государственного учета жилищного фонда должны быть сведения государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах недвижимости.
Таким образом, действующим законодательством (в частности, Законом о кадастре и Кодексом) уже предусмотрено разделение системы государственного технического учета на систему, обеспечивающую гражданский оборот недвижимости, и систему, обеспечивающую государственный учет жилищного фонда. Однако для исключения дублирования сведений в указанных информационных системах, устранения несоответствий в подзаконных нормативных правовых актах потребуется внесение изменений в нормативные правовые акты, регулирующие осуществление государственного технического учета и технической инвентаризации, в том числе в части определения полномочий федеральных органов исполнительной власти.
Так, согласно пункту 1 Положения о Министерстве регионального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2005 г. N 40, Минрегион России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.
При этом пунктом 2 Постановления определено, что Минэкономразвития России на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществляет разработку основ федеральной политики и правовое регулирование государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Учитывая вышеизложенное, по мнению Департамента недвижимости, к компетенции Минрегиона России с 1 января 2013 года могут быть отнесены вопросы нормативно-правового регулирования осуществления государственного учета жилищного фонда.
Директор |
А.И. Ивакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 4 марта 2010 г. N Д23-721 "О государственном учете недвижимости"
Текст письма официально опубликован не был