Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 14 июня 2011 г. N 03-02-07/1-190
Вопрос: Просим дать письменные разъяснения по изложенному ниже вопросу применения электронной подписи (далее - ЭП).
1. Является ли подписание только ЭП нижеперечисленных документов необходимым достаточным условием для признания таких документов соответствующих требованиям документального оформления расходов, содержащихся в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации:
- первичных документов, составленных по формам, содержащимся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации;
- первичных документов, форма которых не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, содержащих обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ, и утвержденных локальными нормативными актами Общества;
- гражданско-правовых договоров?
2. В рамках проведения мероприятий налогового контроля в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ, при применении Обществом электронного документооборота должно ли Общество представлять документы, распечатанные на бумажных носителях, с отметкой о том, что документы подписаны электронной подписью, или вправе передать их в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо от 25 мая 2011 г. N СВСР/2011-01 по вопросу применения электронной подписи и сообщает следующее.
В соответствии со статьей 255 Налогового кодекса Российской Федерации под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Согласно пунктам 1, 2 и 7 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные пунктом 2 статьи 9 вышеуказанного Федерального закона.
Первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
Отношения в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий, регулирует Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Согласно статье 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе.
Таким образом, документ, оформленный в электронном виде и подписанный квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью), может являться документом, подтверждающим расходы, осуществленные налогоплательщиком, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается требование о составлении такого документа на бумажном носителе.
В соответствии со статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи установлен приказом ФНС России от 17 февраля 2011 г. N ММВ-7-2/168@ "Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (зарегистрирован в Минюсте России 28 марта 2011 г. N 20303).
Если истребуемый у налогоплательщика документ составлен в электронном виде не по установленным форматам, представление документа производится на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью).
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно разъяснениям документ, подписанный квалифицированной электронной подписью (ЭЦП), может подтверждать расходы, учитываемые при налогообложении прибыли. Это не касается случаев, когда установлено требование о составлении такого документа на бумажном носителе.
Налогоплательщик вправе направить электронные документы в налоговый орган по телекоммуникационным каналам связи.
Если истребуемый у налогоплательщика электронный документ составлен не по установленным форматам, то он представляется на бумажном носителе в виде заверенной копии с отметкой о подписании квалифицированной электронной подписью (ЭЦП).
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 14 июня 2011 г. N 03-02-07/1-190
Текст письма опубликован в журнале "Московский бухгалтер", август 2011 г., N 8