Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 июля 2011 г. N 03-03-06/1/397
Вопрос: Наше предприятие с 1997 года осуществляет оптовую торговлю сварочными флюсами, импортируемыми из Украины (Используем ОСНО). Контрагентами являются крупные предприятия металлургической, горной промышленности, машиностроения, судостроения и мостостроения.
За годы деятельности на складе предприятия скопились товарные остатки нереализованных флюсов, произведенных (закупленных) еще в 90-х годах. Срок хранения сварочных флюсов составляет 2 года. Реализация их невозможна из-за истечения срока годности (хранения), потери сварочно-технологических свойств, товарного вида и пр., что подтверждено заключением комиссии предприятия по итогам проверки.
Условиями договоров поставки товаров с украинскими поставщиками не предусмотрена обязанность выкупа продавцом товаров (флюсов), не проданных до истечения срока годности.
Хранение неликвидных (с просроченным сроком хранения) товаров нецелесообразно и экономически невыгодно. Поэтому руководителем предприятия принято решение о списании просроченного товара с баланса предприятия и их утилизации (предполагается вывезти на свалку). В связи с этим у нас возникли следующие вопросы:
1. Исходя из того, что товар приобретался предприятием с целью его дальнейшей реализации, т.е. для операций, связанных с извлечением прибыли, то и расходы на вынужденную утилизацию и стоимость утилизируемых товаров должны быть отнесены на расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Каким образом нам учесть эти расходы:
A. В составе прочих расходов в качестве потерь от брака (пп. 47 п. 1 ст. 264 НК РФ)?
Б. В составе прочих расходов в качестве потерь от недостачи и порчи при хранении и транспортировке материально-производственных запасов в пределах установленных норм естественной убыли (пп. 2 п. 7 ст. 254 НК РФ)?
B. В составе других расходов, связанных с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ)?
Можем ли мы в соответствии с п. 4 ст. 252 НК РФ самостоятельно выбрать пункт отнесения этих затрат, предварительно отразив это в приказе по учетной политике предприятия?
2. Какими первичными документами нужно подтверждать факт уничтожения просроченных флюсов? В Приказе по учетной политике мы определили, что необходимы: документально оформленные результаты инвентаризации; приказ руководителя об уничтожении просроченного товара и списании с баланса; документы, подтверждающие факт вывоза данных товаров на свалку (договоры и акты транспортной компании, талоны на свалку, внутренний акт предприятия на списание неликвидных остатков товара). Достаточно ли этих документов для принятия расходов для целей исчисления налога на прибыль?
3. Должны ли мы восстанавливать ранее принятый к возмещению НДС (уплаченный таможне при прохождении процедуры таможенного контроля) по импортным товарам при списании нереализованных остатков просроченных и не пригодных для реализации товаров? НК РФ не предусматривает иных действий. Перечень случаев, когда организация обязана восстановить ранее принятую к вычету сумму НДС, приведен в п. 3 ст. 170 НК РФ и является исчерпывающим. В нем не упоминается списание товаров по причине истечения срока годности. Таким образом, обязанность восстанавливать "входной" НДС со стоимости списанных просроченных товаров, изъятых из оборота, в налоговом законодательстве не установлена. Правильна ли наша точка зрения в данном вопросе?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу списания суммы неликвидного (просроченного) товара в расходы для целей налогообложения и сообщает следующее.
Статьей 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) определено, что объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций в свою очередь признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ.
В соответствии со статьей 249 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, и выручка от реализации имущественных прав.
Расходами, уменьшающими налоговую базу для целей исчисления налога на прибыль, признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные расходы при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (пункт 1 статьи 252 НК РФ).
Таким образом, в случае утилизации (списания) неликвидных (просроченных) товаров затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности и, следовательно, не подлежат учету в составе расходов для целей налогообложения прибыли.
Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, подлежат вычетам в случае использования этих товаров для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость.
На основании норм статей 39 и 146 НК РФ выбытие товаров по причинам, не связанным с реализацией или безвозмездной передачей, например, списание морально устаревших товаров, объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость не является.
Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость, ранее правомерно принятые к вычету по указанным товарам, по мнению Департамента, необходимо восстановить для уплаты в бюджет.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в Федеральном законе. При утверждении учетной политики наряду с другими решениями, необходимыми для организации бухгалтерского учета, утверждаются формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В случае утилизации (списания) неликвидных (просроченных) товаров затраты на их приобретение и дальнейшую ликвидацию не могут рассматриваться в рамках извлечения доходов от предпринимательской деятельности. Следовательно, они не учитываются в составе расходов для целей налогообложения прибыли.
Суммы НДС, предъявленные плательщику при приобретении товаров, подлежат вычетам, если продукция используется для осуществления операций, признаваемых объектами обложения этим налогом.
Выбытие товаров по причинам, не связанным с реализацией или безвозмездной передачей, объектом обложения НДС не является.
Таким образом, суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по указанным товарам необходимо восстановить для уплаты в бюджет.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 июля 2011 г. N 03-03-06/1/397
Текст письма официально опубликован не был