Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1.11. Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ в сфере социального обслуживания
Раздел подготовлен Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации
I. Формирование перечня государственных услуг
Разработка ведомственного перечня государственных услуг, оказываемых учреждениями социального обслуживания в соответствии с их типами и видами (далее - Перечень) должна осуществляться с учетом следующих нормативных правовых актов:
1. Федерального закона от 10 декабря 1995 N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
2. Федерального закона от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
3. Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
4. Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
5. Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
6. Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
7. Постановления Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов".
8. Постановления Минтруда Российской Федерации от 17 мая 2002 г. N 35 "Об утверждении Положения о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов и формы примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".
9. Постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 N 1151 "О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания".
10. Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 N 473 "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания".
11. Постановления Минтруда Российской Федерации от 24 апреля 2002 г. N 29 "Об утверждении Рекомендаций по обеспечению мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания"
12. Национального стандарта Российской Федерации "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг. ГОСТ Р 52143-2003", утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. N 327-ст.
13. "Национального стандарта Российской Федерации "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения. ГОСТ Р 52142-2003" утверждены постановлением Госстандарта Российской Федерации от 24 ноября 2003 г. N 326-ст.
14. Национального стандарта Российской Федерации "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения. ГОСТ Р 52496-2005", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря .2005 г. N 533-ст.
15. Национального стандарта Российской Федерации "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям. ГОСТ Р 52888-2007" утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 г. N 566-ст.
16. Национального стандарта Российской Федерации "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг гражданам пожилого возраста. ГОСТ Р 53347-2009" утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 27 мая 2009 г. N 177-ст.
17. Национального стандарта Российской Федерации "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг инвалидам. ГОСТ Р 53348-2009" утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 27 мая 2009 г. N 178-ст.
18. Национального стандарта Российской Федерации "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг женщинам. ГОСТ Р 53062-2008" утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 18 декабря 2008 г. N 439-ст.
19. Национального стандарта Российской Федерации "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг семье. ГОСТ Р 53063-2008" утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 18 декабря 2008 г. N 440-ст.
20. Национального стандарта Российской Федерации "Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. ГОСТ Р 52880-2007" " утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 N 558-ст.
21. Национального стандарта Российской Федерации "Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания. ГОСТ Р 52882-2007" утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 27 декабря 2007 г. N 560-ст).
22. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 ноября 2009 N 71 "Об утверждении СанПиН 2.1.2.2564-09" (вместе с "СанПиН 2.1.2.2564-09. Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемическому режиму их работы. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы").
23. Распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р "О социальных нормативах и нормах".
При разработке Перечня рекомендуется ориентироваться на рекомендованный отраслевой перечень государственных услуг (Приложение 4 к настоящим Комплексным рекомендациям). В случае если это необходимо, по решению органа государственной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя, рекомендованный отраслевой перечень государственных (муниципальных) услуг (далее - услуг) может быть изменен или расширен.
Услуги, перечисленные в рекомендованном отраслевом перечне услуг, являются комплексными услугами.
Они должны быть ориентированы на удовлетворение потребностей определенных категорий потребителей социальной услуги (далее - потребители), поскольку услуги оказываются с учетом интересов потребителя, состояния его здоровья, специфики трудной жизненной ситуации, в которой находится потребитель, содержания индивидуальной программы реабилитации (при наличии такой программы), кратковременности или долговременности потребности в этих услугах, материальных возможностях потребителя и других объективных факторов.
Единицы измерения объема услуги должны быть указаны в натуральном выражении (в соответствии с утвержденным ведомственным перечнем).
При формировании показателей, характеризующих процесс и результаты оказания каждой услуги необходимо руководствоваться следующими положениями.
Основными факторами, влияющими на качество социальных услуг, предоставляемых населению учреждениями, являются:
- наличие у специалистов учреждения квалификации, соответствующей установленным требованиям;
- техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);
- состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг потребителям;
- наличие собственной и внешней систем (служб) контроля за деятельностью учреждения.
При формировании показателей качества услуги используют следующие критерии:
а) полнота предоставления услуги в соответствии с установленными стандартами их оказания, а также своевременность предоставления услуг;
б) результативность (эффективность) предоставления услуги.
Оценка качества услуг проводится с использованием следующих методов:
мониторинг соответствия качества фактически предоставляемых услуг стандартам качества государственных услуг;
социологические опросы потребителей о качестве предоставляемых услуг;
ведение журнала звонков, полученных от населения по "горячей линии", организованной органом исполнительной власти;
ведение учреждением книги обращений с заявлениями, жалобами и предложениями;
контрольные мероприятия по проверке соответствия качества фактически предоставляемых услуг стандартам качества государственных услуг (выездная проверка, камеральная проверка).
Справка: С учетом положений законодательства об опеке и попечительстве такие учреждения как психоневрологические дома интернаты, социально-реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями, детские дома-интернаты для детей с физическими недостатками, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей и иные учреждения, в которых содержаться недееспособные и не полностью дееспособные лица, кроме услуг, включенных в ведомственный перечень, оказывают услуги, не регулируемые в рамках Федерального закона N 83-ФЗ, а именно услуги, связанные с деятельностью по опеке и попечительству.
Согласно части 4 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации недееспособным или не полностью дееспособным гражданам, помещенным под надзор в организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов или попечителей возлагается на указанные организации.
В обязанности опекунов входит, в том числе, защита прав и интересов подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, а также охрана и распоряжение имуществом подопечных.
В этой связи для указанных стационарных учреждений рекомендуется предусмотреть такие услуги, как "Защита прав и интересов подопечных", предполагающие действия по защите личных неимущественных и имущественных прав.
В случае, если учреждение осуществляет в установленном порядке соответствующие полномочия органов опеки и попечительства, это должно быть отражено в реестре государственных или муниципальных услуг. Для таких услуг должны быть разработаны и утверждены регламенты предоставления услуг с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Данные услуги не должны включаться в перечень услуг, предоставляемых учреждениями, регулируемых Федеральным законом N 83-ФЗ
Показателями качества указанных услуг могут быть:
"Доля недееспособных или не полностью дееспособных в отношении которых приняты меры по защите недвижимого имущества, принадлежащего им на правах частной собственности";
"Доля совершеннолетних недееспособных и не полностью дееспособных, признанных судом в установленном порядке дееспособными";
"Количество недееспособных или не полностью дееспособных, самовольно ушедших из учреждения";
"Количество недееспособных или не полностью дееспособных, самовольно ушедших из учреждения, более 6 месяцев, находящихся в розыске";
"Доля родителей (законных представителей), удовлетворенных качеством предоставляемых услуг".
II. Анализ сети подведомственных учреждений, принятие решений о выборе типа государственного (муниципального) учреждения
Исходя из предметно-целевых установок Федерального закона N 83-ФЗ, положений ряда принятых во исполнение указанного закона нормативных правовых актов, а также опыта работы отдельных субъектов Российской Федерации рекомендуются следующие подходы к организации работы по изменению типа существующих учреждений социального обслуживания.
Учреждения, исполняющие государственные (муниципальные) функции (в рамках переданных полномочий) могут создаваться в форме казенных учреждений,.
К таким учреждениям следует отнести. например, учреждения, осуществляющие в установленном порядке полномочия органов опеки и попечительства.
В качестве дополнительных критериев определения типа государственного (муниципального) учреждения (оценки целесообразности принятия решения об изменении типа государственного (муниципального) учреждения) целесообразно использовать экономический потенциал и управленческий потенциал такого учреждения.
Экономический потенциал государственного (муниципального) учреждения рекомендуется определять на основании таких показателей как средняя доля внебюджетных средств в общем объеме финансового обеспечения государственного (муниципального) учреждения; средний рост балансовой стоимости основных фондов государственного (муниципального) учреждения; средний рост расходов бюджетных средств на единицу государственной (муниципальной) услуги; средний рост заработной платы работников государственного (муниципального) учреждения в среднем по учреждению. Все указанные показатели определяются за отчетный финансовый год и два предыдущих финансовых года.
Кроме того целесообразно определить достаточность обеспечения недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепляемым за бюджетным или автономным учреждением учредителем, степень износа основных фондов (нефинансовых активов); отношение среднемесячной заработной платы работников государственного (муниципального) учреждения к среднемесячной заработной плате работников по субъекту Российской Федерации (муниципальному образованию) в целом; наличие в текущем финансовом году просроченной кредиторской задолженности.
Управленческий потенциал государственного (муниципального) учреждения рекомендуется определять на основании таких показателей как способность административно-управленческого персонала эффективно осуществлять организационно-управленческую и финансово-хозяйственную деятельность, в том числе направленную на развитие соответствующего государственного (муниципального) учреждения, после изменения типа государственного (муниципального) учреждения; наличие плана (программы) учреждения по внедрению энергосберегающих технологий.
При достаточно высоком с точки зрения учредителя экономическом и управленческом потенциале учреждения, бюджетными или автономными учреждениями могут быть:
1. Государственные и муниципальные стационарные учреждения социального обслуживания:
- дома-интернаты для престарелых и инвалидов;
- психоневрологические интернаты;
- специальные дома-интернаты;
- специальные дома для одиноких престарелых:
- геронтологические центры;
- геронтопсихиатрические центры;
- дома-интернаты для ветеранов войны и труда;
- дома-интернаты милосердия для престарелых и инвалидов
- социально-оздоровительные центры;
- центры временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
- реабилитационные центры для инвалидов.
2. Государственные и муниципальные полустационарные учреждения социального обслуживания:
- центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
- центры дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов;
- центры социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов;
- специализированные центры социально-медицинского обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов.
3. Комплексные центры социального обслуживания населения и иные учреждения.
К данному типу учреждений могут быть отнесены и другие учреждения стационарного и нестационарного социального обслуживания.
В казенные учреждения, исходя из аналогии с позицией, изложенной в подпункте "в" пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ, целесообразно перевести:
- социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;
- территориальные центры социальной помощи семье и детям;
- социальные приюты для детей и подростков;
- центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;
- центры социальной адаптации несовершеннолетних и молодежи;
- территориальные центры социальной помощи семье и детям.
В названный тип учреждений также могут быть переведены дома ночного пребывания, центры социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий, кризисные центры помощи женщинам, центры срочного социального обслуживания, центры экстренной психологической помощи по телефону и иные государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания.
III. Определение учредителем перечней особо ценного движимого имущества и перечней недвижимого имущества
Определяется в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами и соответствующим разделом Комплексных рекомендаций .
IV. Определение объема нормативных затрат, связанных с оказанием услуг
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" полномочия по созданию, управлению и обеспечению деятельности учреждений социального обслуживания относятся к органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
При определении объема нормативных затрат, связанных с оказанием услуг государственными (муниципальными) учреждениями социального обслуживания рекомендуется производить расчет по каждой социальной услуге, входящей в состав государственной услуги, оказываемой соответствующей категории граждан, в зависимости от типа и вида учреждения её предоставляющей.
Для расчета нормативных затрат на оказание единицы государственной услуги рекомендуется использовать нормативный метод.
В расходы на оказание государственных услуг в области социального обслуживания включаются расходы на оказание социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых услуг, состав которых приведен в приложении 4 настоящих методических рекомендаций. Реабилитационные услуги нормируются в составе социально-медицинских, социально-бытовых, социально-психологических, социально-педагогических услуг.
Нормативы финансовых затрат могут устанавливаться в расчете на:
одно койко-место в день для учреждений социального обслуживания со стационарной формой обслуживания, оказывающих государственные услуги по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе; предоставлению приюта детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, безнадзорным несовершеннолетним детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, гражданам без определенного места жительства и определенных занятий, гражданам, пострадавшим от физического или психического насилия, стихийных бедствий, в результате вооруженных и межэтнических конфликтов, другим потребителям социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта; реабилитационные услуги, включающие помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, детям, находящимся в социально опасном положении;
одно место в день для учреждений (отделений) социального обслуживания (комплексных учреждений социального обслуживания) с полустационарной формой обслуживания, оказывающих реабилитационные услуги, включающие помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, детям, находящимся в социально опасном положении;
одного жителя в год для учреждений с нестационарной формой обслуживания - комплексных учреждений социального обслуживания, учреждений (отделений) социального обслуживания на дому, учреждений (отделений) срочного социального обслуживания, учреждений (отделений) срочной социально-консультационной помощи, оказывающих государственные услуги по социальному обслуживанию на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании, консультационной помощи, предоставляемой потребителям социальной службы, по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты, реабилитационные услуги, включающие помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.
Нормативные затраты на оказание государственных услуг в области социального обслуживания устанавливаются дифференцированно для городской и сельской местности в зависимости от вида учреждения социального обслуживания, формы социального обслуживания по каждой услуге, включенной в ведомственный перечень услуг.
В случае наличия утвержденных натуральных нормативов, характеризующих процесс оказания государственных (муниципальных) социальных услуг, в том числе нормативов питания, оснащения мягким инвентарем, медикаментами, норм потребления расходных материалов, нормативов затрат рабочего времени, типовых штатных расписаний, объемов снижения потребления энергетических ресурсов в соответствии с требованиями энергетической эффективности или иных натуральных параметров оказания социальной услуги указанные натуральные нормативы используются при определении нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) социальных услуг.
В целях обеспечения реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ, необходимо разработать и утвердить порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг в сфере социального обслуживания населения. При разработке порядка следует учитывать ранее разработанные и утвержденные:
социальные нормы и нормативы обеспеченности населения социальными услугами в учреждениях государственного сектора социального обслуживания;
социальные нормативы и натуральные нормы обеспечения деятельности учреждений государственного сектора социального обслуживания;
нормативы и тарифы на гарантированные государством социальные услуги.
Расчеты нормативных затрат рекомендуется уточнять по мере необходимости, но не чаще одного раза в год.
V. Формирование и финансовое обеспечение государственных заданий
Государственное задание учреждений устанавливается с учетом:
- прогнозируемой потребности в соответствующей государственной услуге, оцениваемой на основании динамики количества потребителей государственных услуг, уровня удовлетворенности существующим объемом и качеством государственных услуг;
- возможностей государственных учреждений по оказанию государственных услуг (выполнению работ);
- показателей фактического выполнения государственными учреждениями государственного задания в отчетном и текущем финансовых годах;
- объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до главных распорядителей бюджетных средств.
При установлении государственного задания на оказание нескольких государственных услуг (выполнение нескольких работ), государственное задание формируется из нескольких разделов, каждый из которых должен содержать требования к оказанию одной государственной услуги (выполнению одной работы) либо группы однотипных государственных услуг (однотипных работ).
При установлении государственного задания одновременно на оказание государственной услуги (услуг) и на выполнение работы (работ) государственное задание формируется из двух частей, каждая из которых должна содержать отдельно требования к оказанию государственной услуги (услуг) и к выполнению работы (работ).
В государственное задание не должны включаться платные услуги.
При этом необходимо отметить следующие особенности предоставления социальных услуг населению.
Предоставление гражданам социальных услуг стационарными учреждениями социального обслуживания населения регламентируется Федеральными законами:
- "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 02.08.1995 г. N 122-ФЗ
- "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10.12.1995 г. N 195-ФЗ.
Согласно п. 3 статьи 15 195-ФЗ устанавливается, что "платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации". Кроме того в статье 24 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" от 02.08.1995 г. N 122-ФЗ установлено что: "Порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации". Таким образом, размер платы за оказание стационарных услуг устанавливается на региональном уровне. Как правило, плата устанавливается региональными НПА на уровне не более 75% от начисленной пенсии.
Для разграничения источников финансирования затрат учреждений необходимо выделить платную составляющую из состава затрат учреждений. В случае со стационарными социальными услугами это сделать сложно, т.к. никакой дифференциации в обслуживании пенсионеров и инвалидов в зависимости от размера пенсии не существует. Кроме того существуют государственные гарантии по предоставлению стационарного обслуживания, которые представлены в Федеральных законах N 195-ФЗ и N 122-ФЗ. Эти гарантии распространяются на весь процесс предоставления услуги. В абзаце 2 статьи 20 закона 122-ФЗ сказано: "Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для граждан пожилого возраста и инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга". Таким образом, дается обобщенное описание социальных гарантий предоставляемых гражданам услуг.
Вместе с тем, в целях отделения части услуг, которые предоставляется за плату от потребителя, рекомендуется выделить платную составляющую указанных услуг.
В качестве альтернативы исторически сложившимся на региональном уровне отчислениям от пенсии в размере 75% можно предложить формирование норматива затрат на содержание одного престарелого или инвалида в соответствующих учреждениях. Тогда вне зависимости от размера пенсии уплачивается строго определенная сумма за содержание. В этом случае структура формирования расходов на содержание одного человека в учреждении будет более прозрачной и позволит понять, что входит в состав оказываемой услуги
Для этого в регионе должны быть разработаны ГОСТЫ, отражающие состав гарантированной услуги по стационарному социальному обслуживанию, предоставляемой за счет средств бюджета (субсидии). Пример такого ГОСТа приведен в Приложении. Однако на текущий момент выполнение подобных ГОСТов обеспечивается как средствами бюджета, так и средствами, полученными от потребителей услуг (в рамках 75% их пенсий).
Учитывая что, Федеральным законом от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" не установлена норма о возможности включения платных услуг в государственное (муниципальное) задание, то рекомендуется выделить их из этого Приложения, то есть необходимо вывести из государственного задания платные услуги из перечня государственных услуг, оказываемых бесплатно в рамках государственного (муниципального) задания.
VI. Формирование перечня платных услуг и тарифов на услуги
Возможность предоставления учреждениями социального обслуживания платных услуг определена нормами статьи 15 и статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", в силу которых социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату. Учреждения социального обслуживания имеют право осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. Оказание платных услуг возможно лишь сверх утвержденного государственного задания
При формировании перечня дополнительных платных услуг и размера платы на дополнительные платные услуги в сфере социального обслуживания необходимо руководствоваться следующими положениями.
Дополнительная платная социальная услуга - социальная услуга, оказываемая сверх установленных перечнем гарантированных государством социальных услуг и предоставляемая гражданам - потребителям социальной службы на условиях полной оплаты в соответствии с установленным тарифом.
Рекомендуется устанавливать приказом органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, порядок определения платы за указанные услуги, который может содержать положение о том, что требования к оказанию платных услуг определяются по соглашению сторон на основании заключаемого договора на их оказание.
Учреждение самостоятельно определяет возможность и объем оказания дополнительных платных услуг (работ) по основным видам деятельности, исходя из наличия материальных и трудовых ресурсов, спроса на соответствующие услуги (работы) и иных факторов, формирует перечень оказываемых им дополнительных платных услуг (работ) по основным видам деятельности. Порядок определения платы за дополнительные платные услуги устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Не допускается оказание дополнительных платных услуг, не отнесенных к основным видам деятельности учреждения, определенным учредительными документами и не служащих достижению целей, ради которых оно создано (услуги по ксерокопированию, оказание транспортных услуг, за исключением услуг "Социального такси", сдача имущества в аренду и другие).
В случаях, если федеральным законом предусматривается оказание учреждением платной услуги в пределах государственного задания, в том числе для льготных категорий потребителей, такая платная услуга включается в перечень государственных услуг, по которым формируется государственное задание.
Учреждение, оказывающее платные услуги, обязано своевременно и в доступном месте предоставлять гражданам и юридическим лицам необходимую и достоверную информацию о перечне платных услуг и их стоимости.
Для учреждений, оказывающих услуги одного вида, может быть установлен повышающий или понижающий коэффициент, учитывающий объективные различия (место нахождения, укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация; наличие и состояние специального и табельного технического оснащения учреждений (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.) в размерах нормативов затрат на оказание одной и той же платной услуги. При использовании корректирующих коэффициентов цена единицы платной услуги для конкретного учреждения определяется путем умножения среднего значения на корректирующий коэффициент. При этом цена, умноженная на соответствующий корректирующий коэффициент, не должна превышать предельную цену, установленную для данной платной услуги.
При определении платы должен быть использован метод экономически обоснованных расходов. Размер платы за услуги должен обеспечивать возмещение обоснованных и документально подтвержденных расходов на дополнительные социальные услуги за истекший период текущего. Размер платы за дополнительные платные услуги (работы) определяется на основании:
- установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации цен (тарифов) на соответствующие платные услуги (работы) по основным видам деятельности учреждения;
- размера расчетных и расчетно-нормативных затрат на оказание учреждением платных услуг (работ) по основным видам деятельности, а также на содержание имущества учреждения с учетом:
анализа фактических затрат учреждения на оказание платных услуг (работ) по основным видам деятельности в предшествующие периоды;
прогнозной информации о динамике изменения уровня цен (тарифов), входящих в состав затрат учреждения на оказание платных услуг (производство работ) по основным видам деятельности, включая регулируемые государством цены (тарифы) на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;
анализа существующих и прогнозируемых объема рыночных предложений на аналогичные услуги (работы) и уровня цен (тарифов) на них;
анализа существующего и прогнозируемого объема спроса на аналогичные услуги (работы).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.