Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 51
к Протоколу пятьдесят четвертого
заседания Совета по
железнодорожному транспорту
государств - участников Содружества
(18-19 мая 2011 г., Хельсинки)
Информация
о проведенной в 2010 году работе по выполнению решения Совета глав правительств СНГ о Концепции установления согласованной Тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств от 18 октября 1996 года
Выдержка
Тарифная политика на железнодорожном транспорте государств - участников СНГ разрабатывается в соответствии с Концепцией установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 года. Концепция определяет принципы формирования согласованной Тарифной политики железнодорожных администраций государств - участников СНГ на перевозку грузов в межгосударственном и международном сообщениях. С целью принятия Тарифной политики один раз в год проводится Тарифная Конференция.
Ставки Тарифной политики, применяемые железнодорожными администрациями, имеют единую согласованную тарифную базу и уровень ставок является максимальным. Вместе с тем каждая администрация имеет возможность снижения и увеличения объявленного предельного тарифа, предоставления исключительных тарифных условий перевозок грузоотправителям для обеспечения конкурентоспособности железнодорожных перевозок,
Железнодорожные администрации проводят работу по совершенствованию Тарифной политики, направленной на привлечение дополнительных объемов перевозок на железнодорожный транспорт. В этих целях устанавливаются конкурентоспособные сквозные ставки на перевозки грузов, разрабатываются и реализуются программы по снижению себестоимости перевозок, использование средств республиканских бюджетов для поддержки пассажирских перевозок, поставок подвижного состава, развития приграничной инфраструктуры, строительства объектов производственного назначения.
Азербайджанская Республика
Тарифная политика Закрытого Акционерного общества "Азербайджанские железные дороги" (далее ЗАО "АЖД") разрабатывается в соответствии с основными принципами формирования и применения согласованной тарифной политики на перевозку грузов в международном сообщении, определенных Концепцией установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 года.
Проводимая на ЗАО "АЖД" гибкая Тарифная политика служит созданию применяемых условий и увеличению объема транзитных и экспортно-импортных грузов на железной дороге по сравнению с другими видами транспорта и альтернативными транспортными коридорами.
При этом особое внимание уделяется соответствию тарифных решений, развитию конкуренции при перевозке транзитных грузов на железнодорожном транспорте, созданию особых условий для перевозки грузов по территории Азербайджана.
Учитывая, что Азербайджан является транзитным государством на стыке Европы и Азии, в ЗАО "АЖД" постоянно совершенствуется формирование льготных транзитных тарифов.
Для привлечения дополнительных транзитных грузов к перевозке по территории Азербайджана, ЗАО "АЖД" применяет льготные тарифы на грузы, перевозимые по международному транспортному коридору (ТРАСЕКА) Европа - Кавказ - Азия. Большая часть перевозок дороги осуществляется по этому маршруту.
Тарифная политика ЗАО "АЖД" предусматривает дифференциацию тарифов по видам сообщений, по видам отправок, по родам грузов и другим категориям перевозок с введением коэффициентов к базовым тарифам, с учетом платежеспособности спроса на перевозки.
В целях создания благоприятных условий для перевозок ЗАО "АЖД" использует предусмотренную Тарифным Соглашением возможность согласования сквозных ставок на перевозки грузов с участием железных дорог нескольких государств - участников СНГ.
Многие вопросы согласованной Тарифной политики реализуются в рамках двух и многосторонних договоренностей железнодорожных администраций - участников Тарифного Соглашения.
ЗАО "АЖД" полностью обеспечивает потребности Республики в грузовых и пассажирских перевозках.
В ЗАО "АЖД" создана Тарифная Комиссия, основной обязанностью которой является увеличение объемов перевозки грузов и применение целенаправленных льгот и тарифов.
Республика Армения
В 2010 году ЗАО "ЮКЖД" выполнило свои основные бюджетные показатели, удовлетворило спрос государства и населения в перевозках железнодорожным транспортом.
Компанией проводилась и в настоящий момент ведется комплексная и последовательная работа по сохранению и увеличению объемов грузоперевозок.
В 2010 году общий рост объема грузоперевозок составил 4,1%. Одной из основных причин, способствующей увеличению объемов грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, является сбалансированная Тарифная политика проводимая ЗАО "ЮКЖД".
Тарифная политика ЗАО "ЮКЖД" основана на принципах тарифной политики железных дорог государств - участников Содружества Независимых Государств, действующей в рамках Тарифного Соглашения железнодорожных администраций государств - участников Содружества Независимых Государств от 17 февраля 1993 года. Положения Тарифной политики СНГ применяются в экспортных и импортных перевозках.
Используя право снижения уровня тарифов, предусмотренное Тарифным Соглашением, в целях обеспечения конкурентоспособности железнодорожных перевозок и увеличения грузооборота в 2010 году, при расчете провозной платы в международном сообщении применялись понижающие коэффициенты:
экспортные перевозки: в 1 квартале - 0,77; в 2-м квартале - 0,77; в 3-м квартале - 0,81; в 4-м квартале - 0,81.
импортные перевозки: в 1 квартале - 0,84; в 2-м квартале - 0,84; в 3-м квартале - 0,90; в 4-м квартале - 0,92.
Проводимые мероприятия позволили увеличить объем перевозок в международном сообщении по сравнению с прошлым годом на 4,3%.
Одним из важнейших направлений компании по установлению конкурентоспособных тарифов на перевозки грузов является работа с другими железнодорожными администрациями. По Соглашению между ЗАО "ЮКЖД" и ООО "Грузинская железная дорога" регулярно курсируют ускоренные контейнерные поезда по маршруту Кармир Блур - Поти - Кармир Блур, Ереван - Поти - Ереван, среднее время в пути составляет 38 часов. Расчет провозной платы за перевозку в составе ускоренных контейнерных поездов осуществляется по сквозной тарифной ставке. За период курсирования ускоренных поездов объем контейнерных перевозок в международном сообщении в 2010 году увеличился на 54,7% к уровню 2009 года.
Республика Беларусь
За 2010 год грузооборот составил 108,1 % к уровню прошлого года, в том числе транзит - 112,6%, импорт - 120,3%, экспорт - 102,0%.
Одним из важнейших направлений является работа с другими железнодорожными администрациями по установлению конкурентоспособных тарифов на перевозки грузов на приоритетных направлениях.
В 2010 году Белорусской железной дорогой были снижены тарифы на перевозки метанола на 74%, алюминия на 62%, газов сжиженных со станции Каргала на 70%, на возврат собственных порожних вагонов из-под выгрузки черных металлов назначением на станцию Новолипецк на 50%, мелассы (патока свекловичная) на 38%. Также проводилась целенаправленная работа с Литовскими железными дорогами по снижению транзитных тарифов на калининградском направлении по территории Литвы. Также на литовском и калининградском направлениях Белорусской железной дорогой были снижены тарифы на транзитные перевозки:
- руды и концентратов железных по маршруту Закопытье - Гудогай - на 60%;
- скоропортящихся грузов в рефрижераторном подвижном составе по маршрутам Гудогай - Словечно/Тереховка/Терюха, Беняконе - Горынь - на 30%.
- аммиака безводного по маршруту Закопытье - Гудогай - на 65%.
В рамках реализации решений протокола совещания министров транспорта Республики Беларусь, Литовской Республики и Российской Федерации от 30.06.2010 года и создания конкурентоспособных тарифных условий для привлечения дополнительных грузопотоков были снижены тарифы на транзитные перевозки через станцию Балтийск-Эксп. следующих грузов:
- феррохрома по маршруту Езерище - Гудогай - на 55%;
- дихромата натрия по маршруту Осиновка - Гудогай - на 47%;
- опилок и древесных отходов по маршруту Осиновка - Гудогай - на 35%.
В целях повышения привлекательности белорусского направления для транзита грузов Белорусская железная дорога с 1 октября по 31 декабря 2010 года произвела снижение тарифов для соответствующих грузов на 20-50%.
Так, на 50% были снижены тарифы на транзитные перевозки альдегидов, кетонов и ангидридов; аминов, амидов и их производных.
На 35% была снижена стоимость транзитных перевозок ряда наименований машин, механизмов, оборудования и их частей; проката цветных металлов; стекла технического и строительного; черепицы и шифера.
Скидка 30% была предоставлена на транзитные перевозки зерна кукурузы; изделий из цветных металлов производственного назначения.
Скидка 20% была установлена на транзит материалов, тепло- и звукоизоляционных изделий; оснований и содопродуктов; продукции крахмало-паточной промышленности.
Для большинства важнейших транзитных грузов на калининградском направлении уровень тарифов (стоимость 1 тонно-км) по территории Беларуси ниже, чем внутригосударственный тариф железных дорог России.
В целях дальнейшего расширения трансконтинентальных связей стран Скандинавского полуострова и стран бассейна Черного моря в рамках 9-го трансъевропейского транспортного коридора по маршруту Одесса/ Ильичевск - Минск (Колядичи) - Клайпеда с февраля 2003 года курсирует поезд комбинированного транспорта "Викинг". Объем перевозок поездом "Викинг" за 2010 год составил 44865 контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте, или 100,7% к уровню 2009 года.
В целях поддержания конкурентоспособных условий перевозки грузов поездом комбинированного транспорта "Викинг" и поезда Zybr Белорусской железной дорогой были установлены на 2010 год на перевозки контрейлеров, контейнеров тарифные ставки на уровне 2009 года.
В 2010 году продолжалась работа по увеличению объемов перевозок грузов и созданию новых маршрутных контейнерных поездов. В июне 2010 года начал курсировать из Германии (Дуйсбург) в Москву через Брест и обратно контейнерный поезд "Москвич", который преодолевает путь протяженностью 2200 км за 107 часов.
Национальное законодательство обеспечивает государственное регулирование и управление железнодорожным транспортом в Республике Беларусь.
Государственное регулирование тарифов на внутриреспубликанские перевозки пассажиров осуществляется с учетом социальной значимости указанных перевозок.
Внутриреспубликанские перевозки пассажиров пригородными и местными поездами являются убыточными и государством не дотируются.
По важнейшему инвестиционному проекту Белорусской железной дороги "Обновление подвижного состава", утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.02.2010 года N 169, в 2010 году при плане 247,1 млрд рублей приобретен подвижной состав на сумму 248,2 млрд рублей, в том числе пассажирские тепловозы ТЭП70БС в количестве 5 единиц на сумму 45 млрд рублей, грузовые вагоны в количестве 537 единиц на сумму 103,2 млрд рублей, пассажирские вагоны в количестве 41 единицы на сумму 100,1 млрд рублей.
Республика Казахстан
К действующим ставкам Тарифной политики железных дорог Казахстана на перевозки грузов в международном сообщении на 2010 фрахтовый год установлены коэффициенты:
На периоде 1 января по 31 декабря 2010 года:
1. На транзитные перевозки черных металлов (ГНГ 7207, 7208, 7209) повагонными отправками из России в Иран по участку Никельтау - Сары-Агач:
0,70 - в вагонах принадлежности железных дорог;
0,80 - в собственных вагонах.
2. 0,60 - на транзитные перевозки труб из черных металлов (ГНГ 7305, 7306) повагонными отправками по участку Аксарайская - Оазис из России и Украины в Узбекистан и Туркменистан в собственном (арендованном) подвижном составе.
3. 0,70 - на транзитные перевозки удобрений (ГНГ 3104, 3105) повагонными отправками из России в Китай по участку Тобол - Достык и возврат порожних собственных (арендованных) вагонов из-под выгрузки удобрений в обратном направлении.
4. 0,80 - на транзитные перевозки удобрений (ГНГ 3102) и химических грузов (ГНГ 2814, 28271, 28291, 2836) из Узбекистана повагонными отправками.
При этом применение понижающего коэффициента к ставкам Тарифной политики железных дорог Казахстана на 2010 фрахтовый год на перевозки удобрений (ГНГ 3102) осуществляется при условии выполнения в указанный период гарантированного суммарного объема перевозок в размере не менее 150 тыс. тонн.
Перерасчет тарифных ставок производится по итогам 2010 фрахтового года.
5. 0,68 - на транзитные перевозки оксида алюминия, отличного от искусственного корунда, (глинозем) (ГНГ 28182000) повагонными отправками по участку Аксарайская-2 - Оазис в Таджикистан.
6. 0,40 - на транзитные перевозки алюминия (ГНГ 7601) повагонными отправками по участку Оазис - Актау-Порт из Таджикистана.
7. 0,88 - на транзитные перевозки собственных универсальных крупнотоннажных контейнеров в собственных вагонах по участкам Локоть - Сары-Агач, Кулунда - Сары-Агач и в обратном направлении в/из Узбекистана.
На транзитные перевозки лесных грузов (ГНГ 4403, 4404, 4407, 4409, 4410, 4411, 4412) из России в Узбекистан, Туркменистан, Кыргызстан, Таджикистан, Афганистан повагонными и контейнерными отправками - 1,20;
На транзитные перевозки нефтепродуктов (ГНГ 2722, 2724, 2725, 2731, 2741) повагонными отправками из России в Киргизию - 1,20;
На транзитные перевозки газойля (ГНГ 274200) повагонными отправками из Узбекистана, Киргизии, Туркменистана и Таджикистана - 1,40.
На период с 1 июня по 31 декабря 2010 года:
1. 0,83 - на перевозки хлопка (волокно хлопковое, не подвергнутое кардо- или гребнечесанию; отходы хлопкового волокна (включая прядильные отходы и расщипанное сырье); волокно хлопковое, подвергнутое кардо- или гребнечесанию) (ГНГ 5201, 5202, 5203) из Узбекистана в третьи страны по участкам Сары-Агач - Озинки, Сары-Агач - Аксарайская-2, Оазис - Аксарайская-2, Сары-Агач - Достык, Сары-Агач - Локоть в вагонах принадлежности железных дорог.
2. 0,83 - на перевозки алюминия (ГНГ 7601) повагонными отправками из Таджикистана по участку Оазис - Аксарайская-2.
3. 0,92 - на перевозки повагонными отправками руд и концентратов железных (ГНГ 2601,7203) из России в Китай по участку Тобол - Достык.
4. На транзитные перевозки черных металлов и изделий из них (ГНГ 72, 73) по участку Никельтау - Актау-Порт со станции Новотроицк российских железных дорог в Иран повагонными отправками:
- 0,70 - на перевозки в вагонах принадлежности железных дорог;
- 0,80 - на перевозки в собственных (арендованных) вагонах.
При этом применение понижающих коэффициентов к ставкам Тарифной политики железных дорог Казахстана на 2010 фрахтовый год на перевозки черных металлов (ГНГ 72,73) осуществлять при условии выполнения в указанный период гарантированного суммарного объема перевозок в размере не менее 180 тыс. тонн.
Перерасчет тарифных ставок производится по итогам 2010 фрахтового года.
На период с 1 сентября по 31 декабря 2010 фрахтового года:
1. 0,70 - на транзитные перевозки грузов в универсальных крупнотоннажных контейнерах на станции железных дорог - участниц Тарифного Соглашения железнодорожных администраций (железных дорог) государств - участников СНГ от 17 февраля 1993 года по участку Достык-Эксп. - Илецк-1.
2. 0,60 - на транзитные перевозки порожних собственных специализированных платформ для перевозки крупнотоннажных контейнеров по участкам Сары-Агач - Достык-Эксп., Сары-Агач - Актау-Порт-Эксп., Оазис - Актау-Порт-Эксп. при условии наличия отметки в графе 11 накладной "подсылка под погрузку контейнеров". Действие установленного понижающего коэффициента не распространяется на перевозки, плата за которые исчисляется в соответствии с пунктом 2 Тарифной политики железных дорог Казахстана на 2010 фрахтовый год "Исчисление платы за транзитные перевозки грузов из третьих стран в третьи страны".
3. 0,80 - на транзитные перевозки сахарной свеклы (ГНГ 121291) по участку Маймак - Луговая в вагонах принадлежности железных дорог в направлении из Киргизии в Киргизию.
4. 0,70 - на транзитные перевозки томатной пасты (ГНГ 2002) в универсальных крупнотоннажных контейнерах на станции железных дорог - участниц Тарифного Соглашения железнодорожных администраций (железных дорог) государств - участников СНГ от 17 февраля 1993 года по участку Достык-Эксп. - Озинки.
На период с 19 ноября по 31 декабря 2010 года:
1. 0,6 - к ставкам Тарифной политики железных дорог Казахстана на 2010 фрахтовый год на перевозки скоропортящейся плодоовощной продукции (коды ГНГ 0701-0709, 0803-0809, 12129100), следующей из Республики Таджикистан транзитом по территории Республики Казахстан в рефрижераторных секциях и автономных рефрижераторных вагонах со служебным помещением и обслуживаемых бригадами принадлежности ГУП "Таджикская железная дорога".
2. Плата за пользование вагонами рефрижераторных секций и автономных рефрижераторных вагонов со служебными помещениями и обслуживаемых бригадами принадлежности ГУП "Таджикская железная дорога" - в размере 0,60 швейцарских франков за 1 вагоно-километр груженого пробега для АО "Национальная компания "Казахстанские железные дороги".
Киргизская Республика
Государственное предприятие "НК "Киргизская железная дорога" применяет тарифы на железнодорожные перевозки в соответствии с Концепцией установления согласованной тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 года. По результатам работы 2010 года отправление грузов составило 1032,1 тыс. тонн, или 98,8% к уровню 2009 года, грузооборот выполнен в объеме 737,7 млн тонно-километров, или 99,1 % к уровню 2009 года.
В отношении тарифов на пассажирские перевозки в международном сообщении вопросы государственной поддержки остаются без изменения. Исключение составляет перевозка участников и инвалидов ВОВ, этой категории пассажиров установлена ежемесячная денежная компенсация.
Государственное предприятие "НК "Киргизская железная дорога" постоянно проводит работу с железнодорожными администрациями соседних государств по вопросам привлечения грузов и стимулирования транспортно-экономических связей.
Российская Федерация
Делегация ОАО "РЖД" в период с 25 по 27 мая 2010 года приняла участие во внеочередном рабочем совещании экспертов железнодорожных администраций - участниц Тарифного Соглашения железнодорожных администраций (Железных дорог) государств - участников Содружества Независимых Государств по вопросам подготовки проекта Тарифной политики СНГ на 2011 год, в период с 5 по 11 сентября 2010 года в совещании экспертов, в периоде 26 по 29 октября 2010 года в работе Девятнадцатой Тарифной Конференции Железнодорожных администраций - участниц Тарифного Соглашения железнодорожных администраций (Железных дорог) государств - участников Содружества Независимых Государств по согласованию Тарифной политики СНГ на 2011 год.
В ходе Конференции рассмотрено 56 предложений железнодорожных администраций по изменению и дополнению Тарифной политики на 2011 фрахтовый год, большая часть которых была согласована.
Основные изменения в Тарифную политику внесены на основании предложений ОАО "РЖД". Железнодорожными администрациями принято предложение ОАО "РЖД" касательно изменения порядка расчета базовых ставок Тарифной политики.
На железных дорогах России, как и на ряде железнодорожных администраций (Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Латвии, Украины, Молдавии, Эстонии) согласовано применение единых тарифов на транзитные перевозки независимо от вида сообщения (транзит между странами СНГ и из третьих стран в третьи страны).
В Тарифной политике на 2011 год для ОАО "РЖД" установлены единые индексы к базовым ставкам на перевозку отдельных грузов повагонными отправками, независимо от принадлежности подвижного состава. Конкурентные условия перевозки транзитных грузов в приватном подвижном составе по сравнению с вагонами общего парка обеспечиваются за счет применения к тарифным ставкам на перевозку грузов в вагонах общего парка железных дорог коэффициента в размере 0,7, вместо действующего в размере 0,85.
На основе новой методологии определения тарифа на транзитные перевозки грузов по российским железным дорогам в ускоренных контейнерных поездах установлен трехставочный тариф не за контейнер, а в целом за поезд. При таком построении тарифа обеспечивается безубыточность перевозок при любом варианте загрузки поезда, учитывается не только тип и размер контейнера, но и его фактическая загрузка или масса тары.
Согласно решениям органов по регулированию тарифов государств - участников СНГ при перевозках грузов в государствах, сложилась практика применения различных тарифов в зависимости от вида сообщения (внутригосударственное, экспорт-импорт, транзит) и направлений перевозок.
На российских железных дорогах перевозки транзитных грузов осуществляются по ставкам Тарифной политики.
Перевозки экспортно-импортных грузов через российские порты осуществляются в соответствии с разделом 2 Прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", а перевозки экспортно-импортных грузов через погранпереходы за исключением угля, цветных металлов, руд цветных металлов, сланцев, торфа, кокса, автомобилей, минерально-строительных грузов, живности, а также грузов в контейнерах (кроме рефрижераторных) в 2010 году осуществлялись в соответствии с разделом 3 Прейскуранта N 10-01, перечисленные грузы - по правилам раздела 2 Прейскуранта N 10-01.
ОАО "РЖД" использует право снижения уровня тарифов, предусмотренное Тарифным Соглашением и согласования сквозных ставок в целях обеспечения конкурентоспособности перевозок и увеличения объема грузооборота на взаимовыгодных для всех Сторон условиях. На отдельные перевозки в 2010 году железными дорогами, участвующими в перевозке, согласованы сквозные исключительные тарифы.
В Тарифную политику на 2010 фрахтовый год были включены следующие сквозные ставки:
- на перевозку гарантированного объема не менее 2,5 млн тонн в год нефти сырой из Казахстана со станции Кульсары и Махамбет в направлении портов Украины по маршрутам Аксарайская-2 - Гуково и Аксарайская-2 - Успенская транзитом по России и Красная Могила/Квашино/Дополи - припортовые станции Украины транзитом по Украине к ставкам Тарифной политики и возврат порожнего подвижного состава установлен коэффициентов, по маршруту Аксарайская-2 - Соловей транзитом по России - коэффициент 0,63.
- установлены сквозные ставки на перевозки грузов в собственных контейнерах в составе контейнерного поезда в/из Китая транзитом по Казахстану, России, Украине по маршрутам Достык - Илецк-1 - Суземка далее на Чоп, Батево, Ужгород, Изов, Мостиска-2, Вадул-Сирет, Дъяково.
- на перевозки грузов в контейнерах в составе контейнерного поезда через погранпереходы Забайкальск, Наушки в третьи страны через украинские погранпереходы и белорусский погранпереход Брест по России Белоруссии и Украине установлен коэффициент 0,8 дополнительно к действующим ставкам.
В рамках достигнутых договоренностей с представителями Казахстанской железной дороги, направленных на увеличение транзитных объемов перевозок грузов, на РЖД:
с 1 июля 2010 года на транзитные перевозки из Казахстана по России следующих грузов: алюминия, цинка, свинца, черных металлов, удобрений минеральных фосфорных, фосфора белого, сжиженных газов, угля установлены понижающие коэффициенты в размере от 0,68 до 0,96 в зависимости от рода груза и направления перевозки;
с 1 августа 2010 года на транзитные перевозки из Казахстана по России следующих грузов: удобрений минеральных азотных, зерновых и масленичных культур, нефтепродуктов установлены понижающие коэффициенты в размере от 0,7 до 0,9 в зависимости от рода груза и направления перевозки.
Кроме того, с 1 июля 2010 года для создания равных условий при организации перевозок угля из Монголии введен в действие понижающий коэффициент 0,48, распространенный на возврат собственных (арендованных) вагонов из-под выгрузки, а также на перевозку угля из Монголии через погранпереходы Украины, Беларуси, Латвии, российские порты Северо-Западного и Южного морских бассейнов с учетом возврата вагонов из-под выгрузки.
С 1 сентября 2010 года на перевозки:
- алюминия из Таджикистана через погранпереход Аксарайская II - эксп., российские порты Азово-Черноморского бассейна при условии выполнение гарантированного объема перевозок в размере 330 тыс. тонн в год установлен понижающий коэффициент 0,72;
- глинозема повагонными отправками через порты Азово-Черноморского бассейна в Таджикистан, а также на возврат порожних вагонов из-под таких перевозок, на объем перевозок свыше 235 тыс. тонн в год установлен понижающий коэффициент 0,68;
- мазута из Казахстана через порт Мурманск (ст. Комсомольск-Мурманский) установлен понижающий коэффициент 0,7 с учетом возврата вагонов из-под выгрузки;
- вакуумного газойля из Казахстана через порт Мурманск (ст. Комсомольск-Мурманский) установлен понижающий коэффициент 0,8 с учетом возврата вагонов из-под выгрузки;
- нефти сырой со станции Ростошский (разъезд) из Казахстана через погранпереход Озинки в направлении российских портов и погранпереходов на объем перевозок свыше 300 тыс. тонн в год установлен понижающий коэффициент 0,8.
На российских железных дорогах в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2004 года N 787 рассмотрение предложений о предоставлении исключительных тарифов на перевозки экспортно-импортных грузов осуществляет Федеральная служба по тарифам, на международные транзитные перевозки по территории Российской Федерации - Министерство транспорта Российской Федерации на основе технико-экономического обоснования необходимости их установления, а также материалов, перечень которых определяется соответственно Федеральной службой по тарифам и Министерством транспорта Российской Федерации.
Республика Молдова
В соответствии с Концепцией установления согласованной Тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденной решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 года, свою Тарифную политику ГП "Железная дорога Молдовы" проводит строго в рамках Тарифного Соглашения железнодорожных администраций государств - участников СНГ.
В целях сохранения традиционных грузопотоков и привлечения Дополнительных объемов перевозок грузов транзитом через Республику Молдова, руководством ГП "Железная дорога Молдовы" был продлен на 2011 год уровень тарифных ставок действовавших в 2010 году.
Кроме того, на перевозку таких грузов, как уголь, руды, окатыши, кокс, минеральные удобрения, газы сжиженные, мазут были согласованы и установлены совместно с железными дорогами Украины сквозные тарифные ставки.
На перевозку экспортно-импортных грузов по железным дорогам Молдовы также сохранены тарифные условия на уровне 2010 года.
Республика Таджикистан
При формировании тарифов на перевозки грузов в международном сообщении ГУП "Таджикская железная дорога" руководствуется Концепцией установления согласованной Тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников Содружества Независимых Государств, утвержденной Решением Совета глав правительств СНГ от 18 октября 1996 года.
В 2010 году в Тарифной политике были установлены понижающие коэффициенты на экспортно-импортные перевозки по таджикской железной дороге на следующие грузы:
- гипс - 0,80 (20%);
- песок природный всех видов - 0,50 (50%);
- глина, земля - 0,50 (50%);
- галька, гравий, щебень - 0,50 (50%);
- все грузы прибывающие в Республику Таджикистан в адрес предприятий железнодорожного транспорта - 0,50 (50%);
- свежие и замороженные фрукты и овощи в рефрижераторном подвижном составе - 0,50 (50%); в крытых вагонах - 0,70 (30%);
- глинозем - 0,90 (10%);
- алюминий - 0,90 (10%);
- 0,90 (10%) скидка ко всем действующим коэффициентам на экспортные перевозки отдельных видов сельскохозяйственной продукции в рефрижераторном и крытом подвижном составе.
За 2010 год объем перевозок ГУП "Таджикская железная дорога" в целом снизился по сравнению с аналогичным периодом 2009 года и составил: грузооборот - 808,4 млн тонно-километров нетто (-37,0%), погрузка грузов - 933,6 тыс. тонн (-0,4%), транзитные перевозки - 4934,7 тыс. тонн (-45,4%), экспортные перевозки - 813,5 тыс. тонн (+0,3%), импортные перевозки - 4390,3 тыс. тонн (-1,5%), экспорт алюминия из Республики Таджикистан за 2010 год снизился по сравнению с 2009 годом на 10,3 тыс. тонн, экспорт хлопка-волокна снизился на 15,2 тыс. тонн, импорт глинозема увеличился на 82,8 тыс. тонн.
Одной из немаловажных причин снижения объема перевозки является переориентация экспортно-импортных перевозок на автомобильный транспорт.
В общей структуре перевозок за 2010 год 8,9% занимает экспорт, 43,8% - импорт, 47,3% - транзит.
За 2010 год за счет собственных средств дороги приобретено 58 грузовых вагонов, в том числе 28 полувагонов и 30 крытых вагонов.
За указанный период отремонтировано капитальным ремонтом 57 вагонов, деповским - 683 вагона, текущим ремонтом - 326 вагонов.
Для сохранения конкурентоспособности железнодорожного транспорта в рамках Тарифного Соглашения необходимо повышать уровень совершенствования тарифной политики, выработать оптимальный уровень ставок на перевозку, позволяющий конкурировать с автомобильным транспортом, на который за последний период переориентируется значительный объем перевозок в силу предоставления конкурентоспособных тарифов и отсутствие задержек в пути следования.
Туркменистан
Министерство железнодорожного транспорта Туркменистана поддерживает усилия по выработке Концепции установления согласованной Тарифной политики на железнодорожном транспорте государств - участников СНГ, в которой определяются основные принципы формирования и установления тарифных ставок при перевозках грузов в международном сообщении. Уровень тарифных ставок на перевозки грузов должен обеспечивать продвижение и конкурентоспособность товаров, позволять производителям интегрироваться на мировом рынке, обеспечивать баланс интересов производителя, потребителя и перевозчика.
В 2010 году Министерством железнодорожного транспорта Туркменистана, в целях сохранения и привлечения дополнительных объемов грузов, а также для создания благоприятных условий для грузоклиентов, к действующим ставкам Тарифной политики на перевозки грузов в международном сообщении на 2010 фрахтовый год были установлены льготные тарифы в виде предоставления скидок на различные грузы, такие как глинозем, алюминий, нефтепродукты. Также, учитывая наличие альтернативных маршрутов вывоза из Узбекистана хлопкового волокна, минеральных удобрений и цемента, для сохранения и привлечения объемов по территории Туркменистана были предоставлены скидки на перевозки данных грузов из Узбекистана в направлении Ирана через погранпереход Сарахс и Кавказа через порт Туркменбаши.
Туркменистан, имея важное геополитическое расположение, стал важным транспортным перекрестком для многих стран мира. Открытие важных железнодорожных переходов способствует расширению интеграции между Востоком и Западом. Проведение согласованной политики по формированию и развитию участков международных транспортных коридоров, проходящих по территориям государств - участников СНГ, должно являться приоритетным направлением их взаимодействия в области транспорта. На основании подписанного Соглашения между Правительством Туркменистана, Правительством Исламской Республики Иран и Правительством Республики Казахстан, 1 декабря 2007 года было начато строительство железнодорожной линии Узень (Казахстан) - Кызылкая - Берекет - Этрек (Туркменистан) - Горган (Иран) общей протяженностью 697,5 км. Эта дорога свяжет надежной транспортной сетью три страны: Казахстан, Туркменистан и Иран, а также откроет путь из Центральной Азии, Европы к портам Персидского залива, и сейчас строительство этой дороги успешно продолжается, причем этот путь будет более чем на 700 км короче пути в Иран через Сарахс.
Ежегодное рассмотрение и внесение изменений в Тарифную политику является важным показателем согласованного сотрудничества всех железнодорожных администраций - участниц Тарифного Соглашения, при котором учитываются предложения и интересы всех сторон, что в целом, является показателем выработки согласованной Тарифной политики на железнодорожном транспорте.
Республика Узбекистан
В целях привлечения объемов перевозок грузов по ГАЖК "Узбекские железные дороги" в международном сообщении в 2010 году были представлены скидки на отдельные грузы: транзит глинозема, алюминия, экспорт консервированной и свежезамороженной плодовоовощной продукции, хлопка-волокна, линта хлопкового, автомобилей, импорт сахара-сырца, запчастей к автомобилям. Кроме того, в направлении через погранпереходы Каракалпакия и Найманкуль с участием новой линии Нукус - Мискин - Учкудук был установлен понижающий коэффициент 0,8 на экспортные перевозки грузов из Узбекистана.
Сквозные ставки в 2010 году не применялись.
Транзитные, экспортные и импортные перевозки по территории Узбекистана освобождены от налога на добавленную стоимость.
Украина
Согласно законодательства Украины в области тарифного регулирования на железных дорогах Украины при перевозках экспортно-импортных грузов применяется национальный прейскурант "Сборник тарифов на перевозки грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с ним услуги". Тарифы на экспортно-импортные перевозки грузов регулируются государством и с 01.10.2008 до конца 2010 года их уровень не изменялся.
Перевозки транзитных грузов по территории Украины осуществляются по тарифам Тарифной политики железных дорог Украины (далее ТП УЗ), которая базируется на Тарифной политике железнодорожных администраций государств - участников СНГ на перевозку грузов в международном сообщении.
Тарифы на транзитные перевозки грузов устанавливаются Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины.
Для обеспечения конкурентоспособности транзитных грузов ТП УЗ предусматривает: применение к ставкам коэффициентов, учитывающих логистические параметры и величину транспортной составляющей в цене грузов.
Практикуется согласование и установление сквозных тарифов, как с железнодорожными администрациями, так и с портами Украины и перевозчиками Европы; предоставление спецставок в зависимости от объемов привлеченных грузов.
Учитывая, что наибольшей конкурентоспособности перевозок можно достичь только при условии формирования привлекательных тарифов на всем пути транспортирования грузов от производителя к потребителю, Государственной администрацией железнодорожного транспорта Украины вместе с другими железнодорожными администрациями в 2010 фрахтовом году с учетом перспективности направлений перевозок установлены конкурентные сквозные тарифы:
1. По железным дорогам Украины и России на транзитные перевозки нефти, сжиженных газов и лома черных металлов из Казахстана, хлопка, минеральных удобрений, текстильных материалов и изделий из Узбекистана, грузов в приватных контейнерах на приватных платформах в составе контейнерного поезда из/на Китай в/из Западную Европу.
2. По железным дорогам Украины, Казахстана и России на перевозки грузов в контейнерах в составе контейнерного поезда из/на Китай в/из Западной Европы по маршруту Достык - Илецк - Суземка - Чоп, Батево, Изов; глинозема с портов Украины в Таджикистан; фосфорных удобрений из Казахстана через украинские порты; сжиженных газов и угля каменного и бурого из Казахстана транзитом по железным дорогам Украины и России через порты Азово-Черноморского бассейна и сухопутные переходы с третьими странами; черных металлов из Казахстана через порты Азово-Черноморского бассейна.
3. По железным дорогам Украины и Белоруссии на перевозку нефти из Венесуэлы в Республику Беларусь через Одесский порт.
4. По железным дорогам Украины и Молдавии на перевозку угля, руды, кокса, минеральных удобрений.
Одним из важнейших направлений является развитие контейнерных и контрейлерных перевозок. В 2010 году объем перевозок грузов в контейнерах увеличился на 39,1% по сравнению с 2009 годом, в том числе в составе контейнерных поездов - на 40,6%, при этом объем перевозок в составе поездов комбинированного транспорта снизился на 32%.
К сожалению, в 2010 году ОАО "РЖД" не были согласованы предложения:
1. Железных дорог Украины об установлении скидок на транзитные перевозки:
- минеральных удобрений со станции Актау-Порт (Казахстан) в направлении стран Европы;
- нефти сырой из Казахстана (независимо от маршрута перевозки);
- глинозема на станции Таджикистана с припортовых станций Украины на паритетных условиях с железными дорогами Украины и Казахстана при условии выполнения гарантированного объема перевозок в размере не менее 250 тыс. тонн в год;
2. Железных дорог Украины и Казахстана об установлении скидки на транзитные перевозки азотных и фосфатных удобрений, угля каменного и бурого, черных металлов, фосфора, алюминия, нефтепродуктов, газов сжиженных, зерновых грузов.
С целью привлечения дополнительных объемов транзитных перевозок грузов железными дорогами через морские порты Украины проводилась работа по формированию сквозных тарифов на перевозку и переработку транзитных грузов в украинских портах. В 2010 году с портами (Бердянск, Керчь, Херсон, Южный, Ильичевск, Одесса, Рени) были согласованы тарифные ставки на перевозку и переработку основных видов массовых и генеральных грузов (черные металлы, чугун, минеральные удобрения, сера, глинозем, каменный уголь и др.).
Установление сквозных тарифных ставок на перевозку железными дорогами и переработку в морских торговых портах Украины в 2010 году способствовало увеличению объемов перевозки чугуна и серы через Ильичевский морской торговый порт на 28% в сравнении с 2009 годом, а также привлечению дополнительных объемов перевозок зерна через порты Ильичевск и Бердянск.
Для привлечения дополнительных объемов перевозок транзитных грузов по железным дорогам Украины, а также формирования привлекательности украинского направления перевозок путем совершенствования Тарифной политики были проведены конференции и совещания с железнодорожными администрациями и грузоотправителями.
По итогам 2010 года объем перевезенных железными дорогами Украины грузов вырос на 10,6%, грузооборот - на 11,2% в сравнении с предыдущим годом, в том числе объем перевозок транзитных грузов - на 2,7% и 2,53% соответственно.
В соответствии с законом Украины "О железнодорожном транспорте", приобретение железнодорожного подвижного состава для перевозок пассажиров в поездах прямого местного сообщения должно осуществляться за счет средств Государственного бюджета, но средства на приобретение пассажирских вагонов не выделялись. В 2010 году на средства железных дорог Украины был приобретен 21 пассажирский вагон производства ОАО "Крюковский вагоностроительный завод".
С 2002 по 2010 год по программам обустройства железнодорожных пунктов пропуска (пунктов перехода) через государственную границу все работы железными дорогами Украины выполняются за счет собственных средств. Из государственного бюджета средства не выделялись.
Грузия
В условиях всемирного экономического кризиса на Грузинской железной дороге продолжалась работа по дальнейшему совершенствованию Тарифной политики, направленной на сохранение старых и привлечение новых грузопотоков. В результате действующей на дороге Тарифной политике, спад объемов перевозок удалось остановить и к концу года уже наблюдался рост объемов перевозок.
Проводилась работа по дифференциации тарифов по видам сообщения и родам грузов. Для наиболее дешевых строительно-инертных материалов и промсырья были установлены понижающие коэффициенты, а для более дорогих - повышающие.
На перевозку грузов по коридору ТРАСЕКА: Поти, Батуми - Гардабани-Эксп. /Беюк-Кясик-Эксп. установлены льготные спецставки.
Предоставлялись скидки и на транзитные перевозки назначением в Армению и из Армении в размере 24% на нефтепродукты, а на все остальные грузы - 17%. По договоренности между ООО "Грузинская железная дорога" и ЗАО "ЮКЖД" были установлены единые тарифные ставки на перевозку контейнеров в составе контейнерных поездов.
Действовали объемные скидки на перевозку нефти и нефтепродуктов, глинозема и бокситов, скоропортящихся грузов и на другие сухогрузы.
В целях развития региональных проектов Грузинской железной дорогой были сняты повышающие коэффициенты, применяемые при расчетах тарифа при перевозках с участием железнодорожных линий, ответвленных от главной железнодорожной магистрали.
В установленных тарифных условиях предусматривались льготы по использованию собственных маневровых локомотивов.
Многие вопросы решались в рамках двусторонних и многосторонних договоренностей железных дорог - участниц Тарифного Соглашения.
В условиях постоянно меняющейся конъюнктуры товарного и транспортного рынка на Грузинской железной дороге велись работы по снижению себестоимости пассажирских и грузовых перевозок и по реструктуризации железной дороги.
На дороге в отдельные филиалы выделены хозяйства пассажирского комплекса, грузовых перевозок и инфраструктуры.
На перевозки грузов в международном сообщении (транзит, экспорт, импорт) установлена нулевая ставка налога на добавленную стоимость (НДС).
Проводилась подготовительная работа по вопросам компенсации затрат пассажирских перевозок, развития пограничной инфраструктуры, приобретения подвижного состава, строительства и реконструкции объектов пассажирского хозяйства.
Латвийская Республика
По Латвийской железной дороге в 2010 году было перевезено 49,164 млн тонн грузов, что на 8,4% меньше, чем в 2009 году.
В общем перевезенном объеме грузов за 2010 год самый высокий удельный вес - 79% составляют транзитные перевозки грузов через морские порты Латвии - 38,888 млн тонн, что на 13,6% меньше предыдущего года.
Транзитные грузовые перевозки через сухопутные пограничные переходы из общего объема составляют 7%, или 3,627 млн тонн, что на 19% больше перевезенного в 2009 году. Прирост перевозок нефти и нефтепродуктов в сухопутном транзите является главной причиной увеличения объема в данном сообщении.
Ввоз грузов в Латвию по Латвийской железной дороге в 2010 году составил 3,537 млн тонн, и увеличился на 12% по сравнению с 2009 годом.
В экспортном сообщении по Латвийской железной дороге было перевезено 2,182 млн тонн грузов, что на 32% больше, чем в предыдущем году.
Внутренние перевозки грузов составляют 1% из общих грузоперевозок.
За 2010 год было перевезено 0,644 млн тонн грузов в местном сообщении, что на 3% меньше, чем в 2009 году.
В грузоперевозках по Латвийской железной дороге 36%, или самый большой удельный вес, составляют перевозки нефти и нефтепродуктов. За 2010 год было перевезено 17,635 млн тонн нефтеналивных грузов, что на 15% меньше, чем в предыдущем году.
На втором месте по объемам грузоперевозок в 2010 году занимает уголь с 15 млн тонн. Понижение объема перевозок угля составило 21% к 2009 году, 99% угля перевозилось транзитом через порты Латвии.
Перевозки удобрений занимают третье место в общих объемах грузоперевозок. За 2010 год было перевезено 4,356 млн тонн удобрений, что на 31% больше предыдущего года.
В 2010 году значительный прирост по сравнению с 2009 годом был в перевозках руды. На 1,5 млн тонн увеличились перевозки данного груза, до 1,7 млн тонн, что в общем объеме грузоперевозок составляет 3,6%.
Эстонская Республика
Всего за 2010 год по инфраструктуре Эстонской железной дороги перевезено 29,6 млн тонн грузов. Это на 16,8% больше, чем было перевезено грузов за 2009 год.
Основную часть, или 68,7% из всех объемов грузоперевозок, составили перевозки нефти и нефтепродуктов. За 2010 год нефти и нефтепродуктов перевезено 20,36 млн тонн, что на 15,9% больше, чем за тот же период прошлого года.
Занимающие второе место по объемам, перевозки горючего сланца составили 3,69 млн тонн, при росте на 98,2%.
Идущие на третьем месте перевозки удобрений за 2010 год выросли по сравнению с тем же периодом прошлого года на 53,7% и составили 2,24 млн тонн.
Объемы перевозок твердого минерального топлива снизились на 34,6% и составили 1,33 млн тонн. Перевозки сыпучих грузов снизились на 33,4% и составили 0,573 млн тонн.
Транзитных грузов перевезено всего по инфраструктуре Эстонской железной дороги за 2010 год около 23,8 млн тонн, что почти на 13,3% больше, чем за 2009 год. Транзит нефти и нефтепродуктов увеличился на 17,7%, составив 19,8 млн тонн. Транзит твердого минерального топлива снизился на 41%, составив 1,22 млн тонн. Транзит удобрений увеличился на 55% и составил 2,2 млн тонн.
Львиную долю эстонских транзитных грузов составляют российские экспортные грузы. Из России через погранпереходы с Эстонией за 2010 год перевезено свыше 81% из всех ввезенных в Эстонию грузов, что на 9% больше, чем в 2009 году. За Россией следуют Белоруссия, Латвия, Казахстан, Литва.
Импортные перевозки сократились на 7%, составив в итоге около 0,92 млн тонн.
Рост экспортных перевозок составил за данный период почти 8,4%, всего перевезено 0,607 млн тонн экспортных грузов.
Объем контейнерных перевозок за 2010 год составил 22 484TEU, что на 40% больше, чем в 2009 году. Объем перевозок грузов в контейнерах контейнерным поездом "Московский экспресс" увеличился на 5%.
Из всех перевезенных по инфраструктуре Эстонской железной дороги за 2010 год грузов доля перевезенных перевозчиком АО "ЭВР Карго" составила 44,9%, перевозчиком АО "Е. R. S." - 55,1 %.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.