Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 29 июля 2011 г. N 03-02-07/1-267
Вопрос: ООО находится в процессе ликвидации. Все бухгалтерские и учредительные документы передаются ликвидационной комиссии. Просим разъяснить со ссылками на нормативные правовые акты следующие вопросы:
1. В течении какого времени ФНС и государственные фонды могут проводить документальные проверки после ликвидации юридического лица или прекращения деятельности юридического лица при реорганизации?
2. Какие именно и сколько по времени нужно хранить документы после ликвидации юридического лица или прекращения деятельности юридического лица при реорганизации?
Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо от 12.07.2011 и сообщается следующее.
Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа в отношении налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в порядке, предусмотренном статьей 89 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Согласно пункту 2 статьи 50 Кодекса правопреемник (правопреемники) реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него указанной статьей обязанностей по уплате налогов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном Кодексом для налогоплательщиков.
Полагаем, что налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку правопреемника за период деятельности реорганизованного юридического лица, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении указанной налоговой проверки.
Пунктом 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц (пункт 8 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, полагаем, что после внесения записи в единый государственный реестр налогоплательщиков о прекращении существования юридического лица налоговый орган не может проводить налоговую проверку такого юридического лица.
В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов.
Кроме того, сообщаем, что приказом Минкультуры России от 25.08.2010 N 558, разработанным в соответствии с Федеральным законом от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", утвержден "Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения".
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По мнению Минфина России налоговый орган вправе провести выездную налоговую проверку правопреемника за период деятельности реорганизованного юрлица, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проверке.
Также Министерство считает, что после внесения в ЕГРН записи о прекращении существования юрлица налоговый орган проводить его налоговую проверку не может.
При этом следует учитывать, что налогоплательщики обязаны в течение 4 лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 29 июля 2011 г. N 03-02-07/1-267
Текст письма опубликован в журнале "Московский бухгалтер", сентябрь 2011 г., N 9