Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
от 2 августа 2011 г. N 03-03-06/1/113
Вопрос: ОАО (далее - Банк) просит разъяснить некоторые вопросы применения норм действующего законодательства о налогах и сборах в части признания для целей налогообложения прибыли расходов по возмещению клиентам - держателям пластиковых карт убытков, понесенных в результате мошеннических действий третьих лиц.
На практике у Банка возникают ситуации, когда в результате незаконных действий третьих лиц у клиентов Банка возникает ущерб. В частности, в результате мошеннических действий с находящимися в обращении пластиковыми картами, эмитированными Банком. В таких случаях Банк несет расходы, возмещая клиентам потери, связанные с мошенническими транзакциями с пластиковыми картами.
Принятие Банком решения о возмещении клиентам потерь, связанных с мошенническими действиями третьих лиц с банковскими картами (с использованием украденных, поддельных банковских карт и т.п.), осуществляется на основании следующих документов:
- Заявление клиента;
- Заключение, полученное по результатам расследований, проведенных в соответствии с определенными Операционными правилами международных платежных систем процедурами, устанавливающими ответственность сторон в той или иной ситуации;
- Заключение Службы безопасности Банка.
В тех случаях, когда расследование проводится по мошенническим действиям третьих лиц с использованием банкоматов Банка (при помощи поддельных банковских карт, использованием иных устройств и т.д.) в качестве основания для возмещения служат следующие документы:
- Заявление клиента;
- Отчет о работе банкомата в период совершения мошеннических действий;
- Лента журнального принтера банкомата;
- Заключение Службы безопасности Банка.
В вышеперечисленных документах содержится информация о корректности обработки транзакций, о предпринятых действиях в части расследования мошеннических транзакций, а также пояснения касательно сути мошеннических действий и сведения о сумме ущерба, понесенного клиентом.
Вправе ли Банк учитывать для целей налогообложения прибыли расходы по возмещению клиентам - держателям пластиковых карт на основании вышеуказанных документов убытков, понесенных в результате мошеннических действий третьих лиц?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Федеральной налоговой службой рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета для целей налогообложения прибыли организаций расходов на возмещение клиентам - держателям пластиковых карт убытков, понесенных в результате мошеннических действий третьих лиц, и сообщает следующее.
Подпунктом 13 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) предусмотрено, что для целей налогообложения прибыли организаций в составе внереализационных расходов учитываются расходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причиненного ущерба.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под ущербом (реальным ущербом) понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества.
Таким образом, ущерб держателю карты может быть обусловлен проведением операции по списанию со счета держателя карты суммы без распоряжения держателя карты в результате мошеннических действий третьих лиц с банковскими картами.
При выдаче карты держателю в банке открывается специальный счет, то есть банк и держатель карты вступают в отношения по договору банковского счета (статья 845 ГК РФ), в которых банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
При оформлении заявления на выдачу банковской карты между эмитентом банковской карты и ее держателем заключается договор, определяющий права и обязанности сторон в связи с выдачей карты соответствующей платежной системы.
Такие правила содержат положения об обязанностях держателя карты в части вопросов безопасности, порядке контроля за совершаемыми банком по распоряжению держателя карты трансакциями, финансовой ответственности сторон. Кроме того, вовлечение в оборот карты определенной платежной системы (Visa, Mastercard и др.) предполагает использование международных Операционных правил этой платежной системы, в которых, в частности, содержатся положения об ответственности по транзакциям по поддельным картам.
Если обязанность компенсации ущерба держателю карты следует из условий указанных договоров и соглашений, то такие расходы банка могут быть учтены в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на основании подпункта 13 пункта 1 статьи 265 НК РФ.
Документальным подтверждением указанных убытков будут являться документы, однозначно свидетельствующие о факте причинения держателю карты ущерба и возникновения у банка обязанности по его компенсации.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Банк вправе учесть при налогообложении прибыли расходы по возмещению держателям пластиковых карт убытков, причиненных мошенническими действиями третьих лиц. При этом обязанность банка компенсировать ущерб должна вытекать из договора с держателем, а при оформлении карт Visa, Mastercard и др. - также из международных Операционных правил соответствующей платежной системы.
Факт причинения убытков и обязанность банка их компенсировать необходимо подтвердить документами.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 2 августа 2011 г. N 03-03-06/1/113
Текст письма официально опубликован не был