Федеральная налоговая служба рассмотрела ваше обращение 21.02.2011 N 13-11/08414@ и сообщает.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход может применяться в отношении оказания бытовых услуг.
Согласно статье 346.27 Кодекса под бытовыми услугами понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28.06.93 N 163 (далее - Классификатор), за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов.
Отношения между потребителями и исполнителями в сфере бытового обслуживания регулируются Правилами бытового обслуживания населения в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1025.
В соответствии с пунктом 1 Правил под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать либо заказывающий или использующий работы (услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
Указанные Правила распространяются на отношения, вытекающие из договора бытового подряда и договора возмездного оказания бытовых услуг.
В рамках оказания бытовых услуг налогоплательщики единого налога на вмененный доход применяют договор бытового подряда.
Согласно пункту 1 статьи 730 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору бытового подряда подрядчик, осуществляющий соответствующую предпринимательскую деятельность, обязуется выполнить по заданию гражданина (заказчика) определенную работу, предназначенную удовлетворять бытовые или другие личные потребности заказчика, а заказчик обязуется принять и оплатить работу.
Из изложенного следует, что по виду деятельности оказание бытовых услуг налогоплательщиками единого налога на вмененный доход признаются только те организации и индивидуальные предприниматели, которые оказывают физическим лицам платные услуги, классифицируемые Классификатором в группе услуг населению 01 "Бытовые услуги", на основе договоров бытового подряда.
Если данные услуги оказываются хозяйствующим субъектам (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), то они не подпадают под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Услуги секретаря-референта, в том числе со знанием иностранного языка, отнесены Классификатором к бытовым услугам (код услуги 019735).
Следует также иметь в виду, что предметом договора подряда является результат выполненной работы. Его необходимо строго детализировать. В частности, в качестве предмета такого договора нельзя просто указать "услуги секретаря-референта". В договоре необходимо отразить вид работ, их содержание, объем, а также результат, который должен существовать отдельно от исполнителя (например, перевод конкретной статьи), а также быть гарантирован исполнителем.
Таким образом, индивидуальный предприниматель, оказывающий по договорам бытового подряда физическим лицам конкретные услуги секретаря-референта и удовлетворяющий личные (бытовые) потребности заказчика этих услуг, подлежит переводу на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон) арбитражный управляющий - гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Арбитражный управляющий является субъектом профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую Федеральным законом профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой.
Арбитражный управляющий вправе заниматься иными видами профессиональной деятельности и предпринимательской деятельностью при условии, что такая деятельность не влияет на надлежащее исполнение им обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом следует отметить, что в действующей в настоящее время редакции указанного Федерального закона отсутствует положение, что деятельность арбитражного управляющего в деле о банкротстве не является предпринимательской деятельностью.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание то обстоятельство, что услуги, направленные на обеспечение ведения предпринимательской или иной профессиональной деятельности нельзя признать бытовыми, деятельность индивидуального предпринимателя по оказанию услуг секретаря-референта арбитражному управляющему не подпадает под действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.
Налогообложение доходов, полученных от осуществления такой деятельности, осуществляется в общеустановленном порядке или в порядке и на условиях, предусмотренных главой 26.2 Кодекса.
Действительный государственный советник |
Е.В. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что деятельность ИП по оказанию услуг секретаря-референта арбитражному управляющему не подпадает под действие системы налогообложения в виде ЕНВД.
Доходы, полученные от такой деятельности, облагаются в общеустановленном порядке или в порядке и на условиях, определенных в отношении УСН.
Письмо Федеральной налоговой службы от 6 апреля 2011 г. N КЕ-4-3/5389@ "О применении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход"
Текст письма официально опубликован не был