Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 июля 2011 г. N 11-Г11-21
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В. и Борисовой Л.В.,
при секретаре Птицыной Д.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Добрынина M.В. о признании недействующими отдельных положений подпункта "а" пункта 4 Правил выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 16 мая 2008 г. N 326 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.12.2007 N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения" по кассационной жалобе Добрынина М.В. на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 10 мая 2011 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., объяснения Добррынина М.В., поддержавшего доводы жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мосаловой Л.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Кабинетом Министров Республики Татарстан 16 мая 2008 г. принято постановление N 326 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.12.2007 г. N 732 "О мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения" (далее - Постановление).
Постановление официально опубликовано в издании "Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти" 11 июня 2008 г., N 22.
Данным Постановлением утверждены Правила выдачи, реализации сертификатов для обеспечения жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения (далее - Правила).
В силу подпункта "а" пункта 4 Правил право на получение сертификата имеют состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий многодетные семьи, имеющие пять и более детей, зарегистрированных и проживающих с родителями и не образовавших свои семьи.
Добрынин М.В. обратился в суд с заявлением о признании приведенной нормы недействующей, указав в обоснование требований, что оспариваемое положение препятствует ему в получении субсидии для приобретения жилого помещения как гражданину, являющемуся членом многодетной семьи и воспитывающего своего ребенка, противоречит как федеральному законодательству - части 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации, статье 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 1 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", так и нормам международного права.
Полагал, что критериями семьи должны признаваться совместное проживание, ведение общего хозяйства, а также родственные связи ее членов.
Обжалуемым решением в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Добрынин М.В. ставит вопрос об отмене судебного решения, как незаконного и необоснованного, принятии нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
Подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга поручено определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.
Согласно пункту 1 Указа Президента Республики Татарстан от 17 марта 2001 г. N УП-216 "О дополнительных мерах по улучшению жилищных условий многодетных семей" многодетными семьями признаются семьи, имеющие пять и более детей, проживающих с родителями и не образовавших свои семьи.
Как следует из преамбулы постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 18 декабря 2001 г. в редакции постановления от 16 мая 2008 г. N 326, оно принято в целях оказания дополнительной поддержки по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств бюджета Республики Татарстан.
В силу пункта 2, 17 названных Правил предоставление субсидий за счет средств бюджета Республики Татарстан для приобретения жилого помещения является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения, списки граждан-получателей сертификатов формируются в пределах средств, предусмотренных бюджетом Республики Татарстан.
Проанализировав приведенное законодательство, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания оспариваемой нормы недействующей, поскольку Кабинет Министров Республики Татарстан действовал в пределах предоставленных полномочий, в соответствии с действующим федеральным законодательством.
При этом обоснованно учтено, что на федеральном уровне вопрос о предоставлении дополнительной социальной поддержки в форме предоставления субсидии для приобретения жилого помещения многодетными семьями, нуждающимися в улучшении жилищных условий, не урегулирован.
В связи с изложенным довод кассационной жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела, не может служить основанием к отмене обжалуемого решения.
То обстоятельство, что сертификат был выдан матери заявителя на состав семьи без учета Добрынина М.В. и его сестры К., поскольку каждый из них имеет детей, по настоящему гражданскому делу не имеет правового значении, поскольку не свидетельствует о противоречии оспариваемой нормы действующему законодательству, имеющему большую силу, что в силу статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является обязательны условием для признания ее недействующей.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 10 мая 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Добрынина М.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.Н. Пирожков |
Судьи |
Е.В. Горчакова |
|
Л.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 13 июля 2011 г. N 11-Г11-21
Текст определения официально опубликован не был